Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие
Исходя из того, что проблемы «взрослого» конфликтного взаимодействия (и в его деструктивных, и в его конструктивных формах) были предметом на шего постоянного внимания на протяжении всей книги, мы ограничимся в этом разделе несколькими общими замечаниями. Западная культура накопила безусловный опыт навыков поведения в кон фликтах и стратегий их преодоления, в основе которого лежат правила ры ночных отношений. Рассуждая об этом, А. Г. Здравомыслов пишет: Теперь каждый американец воспитывается на основе усвоения таких истин: кон фликты существуют, они правомерны и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные интересы, которые он вправе отстаивать; однако обострение конфликта способно нанести людям, участвующим в этих конфлик тах, гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который можно было бы ожи дать, настаивая на своих собственных интересах — ибо другие люди также облада ют своими интересами, и они будут их отстаивать с не меньшим энтузиазмом, если дело дойдет до угрозы их ущемления; лучший способ добиться реализации своих интересов — открытый переговорный процесс с теми, от кого зависит возмож-Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 4 9 3 ность реализации этих интересов. В конце концов, можно найти такой вариант в ходе переговоров, при котором ни одна из сторон не будет ущемлена. Примером такой переговорной практики являются рыночные отношения, отношения догово ра и сделки, в ходе которых всегда идет определенная прикидка возможных выгод и потерь от той или иной акции» (Здравомыслов, 1995, с. 28-29). В связи с этим уместно сослаться на замечание Р. Мэя, который обращает внимание на подмеченную социологами тенденцию социальных наук поддер живать социальную этику своего времени. Тем самым «процесс помощи лю дям в действительности может делать их конформными и вести к разруше нию индивидуальности» (May, 1983, р. 16). Данное соображение должно рассматриваться не как критика сложивших ся представлений о конструктивном поведении в конфликтах, а как призыв к отказу от стереотипных представлений и поиску не просто универсальных технологий «на все случаи жизни», а стратегий, адекватных различным си туациям интерперсонального взаимодействия. Научение людей навыкам конструктивного межличностного общения име ет давние традиции, идущие еще от Т-групп. Т-группа помогает ее участникам развивать такие коммуникативные умения, как описание поведения другого (с акцентом на его безоценочном характере), коммуникация чувств (способ ность к адекватной передаче сообщений о своих внутренних состояниях), ак тивное слушание, конфронтация, позволяющая людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его (Рудестам, 1990). Группы тренинга направлены, как правило, не на разрешение конкретных конфликтов человека, а на помощь в совершенствовании навыков межлич ностного общения. Тем самым они часто могут рассматриваться скорее как обучающие программы. В рамках группового тренинга участники приобрета ют умения, связанные с разрешением конфликтных ситуаций, в том числе возникающих в рамках группового процесса. Психологам подобная работа хорошо знакома. Многие из них не только имеют опыт личного участия в группах тренинга, но и сами ведут группы тре нинга разной направленности. Увеличивается и число учебных пособий, ко торые могут использоваться в подобной работе, в том числе и отечественных авторов (например, Психогимнастика в тренинге, 1999). Нет недостатка в уп ражнениях, направленных на формирование и развитие навыков, полезных для разрешения конфликтов. В целом очевидны принципы, которые являют ся основой конструктивного подхода к конфликтам. В качестве иллюстрации приведем практические рекомендации из работ X. Корнелиус и Ш. Фэйр и А. Минделла, которые в целом довольно типичны, особенно для широко распространенных популярных изданий на эту тему. Главная проблема обучения навыкам взаимодействия в конфликте в рам ках поведенческого тренинга состоит в поиске той оптимальной стратегии поведения людей в конфликте, которая не сводилась бы к приемам борьбы, но и не приводила бы к пассивной позиции. Как считает М. Смит, последняя 4 9 4 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения модель также нередко усваивается в детстве, благодаря навязываемым прин ципам «Не давай сдачи», «Выстой и стерпи», «Учись быть выше этого» (Смит, 1997). По его мнению (и подобной точки зрения придерживаются многие специалисты), наиболее адекватным многим ситуациям «трудного» общения будет ассертивный стиль поведения. Сложности обучения ему связаны с тем, что по сравнению с «жесткой», силовой и пассивной стратегиями он является наиболее личностно-индивидуальным и не может быть определен в универ сальных значениях характеристик.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие» з дисципліни «Психологія конфлікту»