ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые
Прежде чем обратиться к конкретному материалу, представленному в данной
главе, решим, возможно ли вообще обучение навыкам конструктивного по­
ведения в конфликтах и их разрешения. Отдельные описания в этой книге
могли создать впечатление, что состязательность, соперничество, стремление
одержать победу, «взять верх» свойственны природе человека, а потому неиз­
бежны и неустранимы из человеческого взаимодействия. Не менее распро­
страненными и весьма деструктивными аспектами конфликтного взаимодей­
ствия, как было показано, являются разнообразные формы насильственного
воздействия на партнера в попытке достижения своих целей, прежде всего
использование «силовых» приемов и т. д.
Однако, по мнению ряда современных психологов, насильственные фор­
мы поведения являются научаемыми. Они в значительной мере формируют-4 8 2 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения
ся под влиянием агрессивности социальных институтов. Особенно это каса­
ется детей:
Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­
но выражать ненависть и враждебность чувства, т. е. какие формы агрессивности
считаются дозволенными перед лицом «внешнего врага». В этом смысле общество
представляет собой глобальную модель того, чему дети должны научиться, чтобы
выжить (Бютнер, 1991, с. 76-77).
Но это означает, что если дети научаются насильственным формам пове­
дения, то, следовательно, они могут быть научены и другим, более конструк­
тивным и миролюбивым формам.
Коломинский и Жизневский проанализировали более 3000 актов поведе­
ния детей, имевших место в ходе наблюдавшихся ими конфликтов. В резуль­
тате были выделены следующие способы воздействия детей друг на друга при
возникновении игрового конфликта:
1) «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают по­
тасовки, отнимают игрушки, занимают чужое место в игре и т. д.;
2) «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через
других людей: жалобы, обращение к воспитателям или другим детям,
крик или плач с целью привлечь внимание;
3) «психологическое воздействие» — давление на партнера с помощью
крика, плача, топанья ногами и т. д.;
4) «словесное воздействие» — указания партнеру, что он должен делать
или чего он не должен делать («отдай», «уходи»), или заявление о соб­
ственных действиях («я буду врачом»), или отказ от выполнения дей­
ствий, требуемых партнером;
5) «угрозы и санкции» — предупреждения о возможных негативных по­
следствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу»), угроза
разрушения игры («я с вами не буду играть»), угроза разрыва отноше­
ний в целом («я с тобой больше не дружу»), а также различные междо­
метия и слова, произносимые с угрожающей интонацией («понял?»,
«ну» и др.);
6) «аргументы» — попытки объяснения, обоснования своих притязаний
или неправомерности притязаний партнера, апелляция к правилам, не­
гативная оценка действий партнера, оценки своих действий и т. д.
Естественно, что конкретные способы поведения детей в конфликтах в зна­
чительной степени определяются их возрастом. Особенно заметно это прояв­
ляется в использовании таких стратегий, как «физическое воздействие», «сло­
весное воздействие» и «аргументы» (табл. 12.1).
По мнению авторов, переломным моментом в развитии совместной игры
детей становится средний дошкольный возраст, когда при возникновении иг­
рового конфликта способы «словесного воздействия» впервые начинают пре-Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 4 8 3
обладать над средствами открытого давления и «конфликт как открытая кон­
фронтация с применением физической силы определенным образом эволю­
ционирует и все более превращается в словесный спор» (Коломинский, Жиз-
невский, 1990, с. 40).
В данном исследовании изучались также способы разрешения конфликта,
соотношение благополучных и неблагополучных его исходов. Под благопо­
лучным разрешением конфликта понималось продолжение игры, причем в
том же составе участников, которые смогли договориться между собой и раз­
решить спорный вопрос. Для этого дети прибегают к расширению содержа­
ния игры, изменению ее правил, их дополнению и т. д. В раннем возрасте (от
1 года до 3 лет) конфликты в основном завершаются неблагополучно, и хотя
когда дети становятся старше, они успешнее справляются с ними, почти по­
ловина возникающих между детьми конфликтов приводит к разрушению об­
щения между ними (табл. 12.2).
Таблица 12.1. Способы воздействия детей друг на друга в ситуации
игрового конфликта, % (Коломинский, Жизневский, 1990)
Способы воздействия
«Физическое воздействие»
«Опосредованное воздействие»
«Психологическое воздействие»
«Словесное воздействие»
«Угрозы и санкции»
«Аргументы»
Возраст детей, лет
1-2
50
9
19
17
0
5
2-3
35
4
21
21
3
16
3-4
26
5
9
30
4
27
4-5
16
2
3
29
10
39
5-6
15
3
4
26
8
43
Таблица 12.2. Исход конфликтов между детьми в игре, %
(Коломинский, Жизневский, 1990)
Исходы конфликтов
Неблагополучно разрешенные
конфликты (разрушение игры)
Благополучно разрешенные
конфликты (в целом)
В том числе:
• с помощью воспитателя
• самостоятельно
• с помощью других детей
1-2
100
0
0
0
0
Возраст детей,
2-3
71
29
17
6
6
3-4
59
41
26
15
0
лет
4-5
43
57
17
35
5
5-6
56
44
14
21
9
По результатам этого исследования «переходным» является возраст детей
3-4 года, когда резко увеличивается доля благополучно разрешенных кон-4 8 4 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения
фликтов. В этот же период наиболее эффективно реализуется вмешательство
взрослого, которое может стать для детей образцом урегулирования спорных
ситуаций, поскольку уже через год дети предпочитают самостоятельно справ­
ляться со своими проблемами.
Если поведение в конфликте может рассматриваться как результат науче­
ния, то особое значение приобретают модели, образцы взаимодействия в кон­
фликте, предлагаемые человеку его окружением. Каковы же эти образцы?
В исследовании Э. Киршбаума заранее подобранным «успешным» и «не­
успешным» группам педагогов предлагались педагогические конфликтные
ситуации, которые намеренно подавались в достаточно неопределенном опи­
сании, не позволявшем однозначно судить о целях участников ситуации, ха­
рактере происшедшего, истории их отношений и т. д. Тем самым был создан
проективный материал, на основе которого был проведен эксперимент. Были
выделены следующие типы реагирования педагогов на предлагаемые им кон­
фликты:
1) «репрессивные меры» — ответы учителей отражали их готовность к от­
вержению негативных реакций учеников (их обвинений, выпадов,
упреков и т. д.) и принятию репрессивных мер в адрес провинившегося
(ученика или класса);
2) «игнорирование конфликта» — стремление к вытеснению неприятной
информации, продолжение своей деятельности, отражающие установ­
ку «со мной этого быть не может»;
3) «ролевое воздействие» — намерение разрешить конфликт в рамках ро­
левого воздействия;
4) «выяснение мотивов» — ответы учителей содержали указания на их
возможные действия по уточнению, пониманию мотивов поведения
ученика;
5) «стимул к собственному изменению» — реакция в виде возникающего
желания что-то изменить в своем поведении, отношении, т. е. конфликт
воспринимается как информация о необходимости скорректировать
собственное поведение;
6) «рефлексия» — высказывания о переживаемых чувствах, возникающих
размышлениях и т. д.
Анализ результатов показал следующее. Более половины ответов (50,2%)
группы «неуспешных» педагогов относились к категории «репрессивные ме­
ры», а вместе с категорией «игнорирование конфликта» (15,0%) они состав­
ляли большинство всех ответов. Именно эти два типа реагирования могут
быть оценены как наименее конструктивное и наиболее неэффективное, де­
структивное поведение в конфликте. В то же время, например, такой вариант
ответа, как «выяснение мотива», у учителей этой группы составлял лишь ме­
нее 3% всех ответов (Киршбаум, 1986).
Еще один интересный вывод исследования Киршбаума связан с тем, что
для «неуспешных» педагогов представление о собственной успешности в не-Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению 4 8 5
малой степени связывалось с контролем над отрицательными событиями
и ситуациями, т. е. с фактическим наличием мотивации на избегание неудачи.
Эти данные совпадают с результатами нашего исследования, согласно кото­
рому для учителей с профессиональными проблемами «трудный ученик» —
это «плохо управляемый ученик», напротив, «хороший ученик» — это тот,
кто соответствует представлениям, требованиям, ожиданиям педагога.
И в более поздних исследованиях подтвердилась та же тенденция: при
возникновении конфликтных ситуаций между педагогами и учениками учи­
теля по преимуществу — в двух случаях из трех — прибегают к внешнему пре­
сечению, использованию санкций; реже, но также достаточно часто, — в поло­
вине ситуаций — используется беседа-внушение; и примерно в каждом деся­
том случае внешняя реакция вообще отсутствует (причем это чаще связано
с тем, что учитель не знает, как реагировать на сложившуюся ситуацию).
Последствия конфликтов, разрешаемых таким образом, не ограничиваются
отдельными конкретными ситуациями. Во многих исследованиях продемон­
стрирована связь между стилем поведения педагога и образцами поведения,
которые усваивают дети. Так, например, существует связь между наличием
и характером конфликтов в классных коллективах и стилем поведения педа­
гога. Более того, стиль педагогического общения учителя переносится и на
поведение детей в семье. Наиболее благоприятным является сотрудничаю­
щий стиль взаимодействия, которым, однако, по результатам данного иссле­
дования, владеют лишь около 14,5% учителей начальных классов. Подавля­
ющее большинство (85,5%) из них придерживаются авторитарных тактик
«диктата» или «опеки», ведущих к формированию неблагоприятных тенден­
ций в поведении детей (Гуманистические проблемы... 1995).
«Арбитражная» модель разрешения конфликтов является достаточно ти­
пичной в нашей практике. Подобно руководителям, поведение которых опи­
сывалось ранее, поступают, например, и школьные администраторы в случае
конфликта между учителями или в тех ситуациях, когда к ним обращаются
родители по поводу возникновения разногласий, осложнений во взаимодей­
ствии с педагогами или претензий в их адрес. Таким же «третейским судьей»
часто становится и сам учитель в ситуации конфликта между детьми, и даже
воспитатель детского сада, когда дети не ладят между собой или жалуются
друг на друга.
В одном из исследований мы опрашивали учителей о том, как разрешают­
ся конфликты, возникающие между детьми. Если судить по их ответам, то
создается впечатление, что дети сами не в состоянии решать свои проблемы.
Между ними возникают ссоры, драки, обиды, оскорбления и т. д. Практиче­
ски всегда конфликты решаются с помощью вмешательства педагога, чаще
происходящего по его инициативе, реже — при обращении к нему детей.
В этих случаях возможности педагога сводятся к беседе с детьми, разговору
с родителями или наказанию ребенка. Учитель тем самым выступает в роли
судьи или арбитра, берущего на себя разрешение сложной ситуации. Конеч­
но, можно предположить, что педагогу открыто не все поле конфликтов, воз-4 8 6 Часть IV. Обучение навыкам поведения в конфликтах и их разрешения
никающих между детьми, а только те из них, с которыми они не справляются
сами. Поэтому нельзя вовсе исключать возможность договоренностей, усту­
пок, примирения между детьми без участия взрослых. Однако это не отменя­
ет тот факт, что взрослый — в данном случае учитель — в конфликтах детей
выступает в роли судьи.
Нетрудно предположить, что с подобными же образцами поведения взрос­
лого ребенок сталкивается и в семье. Например, в одном из американских ис­
следований были получены данные относительно поведения взрослых (мате­
рей) в случаях конфликта между детьми в семье. Авторы исследования обра­
тили внимание на то, что взрослые реагируют довольно стереотипно: они
в той или иной форме осуждают «агрессора», «обидчика» и поддерживают
«жертву». В то же время иные негативные аспекты взаимодействия детей
в конфликте — ложь, хитрость, обман — выпадают из их поля зрения.
Таким образом, существующая практика поведения по отношению к кон­
фликтам значимых для ребенка взрослых (например, учителей) нередко ори­
ентирует его скорее на неконструктивные формы разрешения конфликтов —
их игнорирование и подавление, а также на поиск «правого» и «виноватого»
и, следовательно, на стремление защитить себя и обвинить другого.
Многочисленные свидетельства такого рода постепенно привели к осозна­
нию того, что полагаться на естественный прогресс в области навыков чело­
веческого поведения в конфликтах невозможно и, следовательно, необходи­
мо сознательное управление процессами усвоения эффективных форм взаи­
модействия в конфликтах. Ответом на эту потребность стало, в частности,
возникшее в 1970-х годах движение, имеющее своей целью «воспитание ми­
ролюбия».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Основні поняття системи супутникового зв’язку
Аудит документального оформлення господарських операцій
Неоінституційна теорія фінансування
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1539 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП