ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Процесс совместного обсуждения и урегулирования проблемы
Даже если на предыдущих стадиях работы с конфликтом достигаются пози­
тивные сдвиги в изменении позиций его участников, разрешение конфликта
как достижение согласия требует совместного обсуждения проблемы.
Принципиальная возможность позитивного преобразования конфликта
связана с тем, что ситуация не имеет раз и навсегда «определенного» характе­
ра. В каждом акте коммуникации она «переопределяется», ее предшествую­
щее определение подтверждается или опровергается. Процесс посредничест­
ва направлен на постепенное «переопределение» ситуации конфликта и тем
самым ее преобразование в ситуацию совместной работы его участников, их
сотрудничества.
Поскольку в предшествующих разделах, посвященных психологической
практике работы с межличностными конфликтами, мы уделили больше вни­
мания тематике семейных конфликтов, при обсуждении психологического
посредничества мы сделаем больший акцент на работе с конфликтами в сфе­
ре делового взаимодействия.
Работе психолога с обоими участниками конфликта предшествует проме­
жуточный этап, связанный с анализом результатов предшествующей работы
и подготовкой к совместному обсуждению и поиску соглашения в конфликт­
ной ситуации. При этом посредником решаются следующие задачи.
1. Принятие решения о возможности совместного обсуждения конфликта
на основании анализа результатов раздельных бесед с участниками
конфликта.
2. Определение круга участников переговоров.
3. Работа с проблемами: выявление общих для сторон проблем (призна­
ваемых ими в качестве предмета разногласий), составление примерной
схемы последовательности их обсуждения (с учетом значимости про­
блем и относительной возможности достижения согласия), разбиение
общих проблем на подпроблемы.
4. Анализ позиций и интересов сторон. Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 6 3
5. Подготовка к начальной стадии переговоров — пояснению процедуры
и введению ее правил посредником.
6. Решение организационных вопросов — определение места и времени
переговоров.
Например, при работе с организационным конфликтом, когда участника­
ми заявляются проблемы их делового взаимодействия, целесообразно про­
вести следующий предварительный анализ этих проблем. Прежде всего необ­
ходимо иметь перечни проблем, которые в ходе предварительных бесед с
участниками конфликта были определены как предмет совместного обсужде­
ния. При этом каждый перечень разделяется на две части — общие проблемы
(заявленные обеими сторонами) и проблемы, предъявляемые только одним
участником. Как правило, начинать совместное обсуждение целесообразно
с тех проблем, которые признаются обоими участниками. Далее эти общие
проблемы их взаимодействия рассматриваются в двух отношениях — с точки
зрения их значимости (какие-то из них могут оказывать более существенное
влияние на процесс взаимодействия и существующие противоречия, а другие
являются более частными и мелкими) и с точки зрения легкости достижения
согласия. Здесь посредник исходит из собственного, сложившегося у него
представления о данной ситуации.
Следующий шаг в анализе этих проблем состоит в попытке совместить эти
две иерархии таким образом, чтобы из круга проблем, рассматриваемых обо­
ими участниками конфликта как предмет конфликтной ситуации, выделить
зону проблем, достаточно значимую для них, но в то же время более доступ­
ную для урегулирования. Она становится опорной при обсуждении. Для его
начальной стадии особенно важным является создание атмосферы конструк­
тивного диалога, поэтому — в отличие от весьма распространенных представ­
лений о проведении совещаний — начинать совместное обсуждение кон­
фликта лучше не с самой трудной проблемы, но с той, которая позволит до­
стичь позитивного результата и в то же время не является малозначимой, не­
существенной для участников.
Далее каждая из проблем, если это необходимо, разбивается на более мел­
кие части. Общие формулировки нередко скрывают за собой комплекс под-
проблем, и обсуждение их в общем виде может оказаться малоконструктив­
ным, так как стороны, возможно, будут говорить о разных аспектах, часто
выбирая при этом тот из них, по которому их позиция является более силь­
ной (см. подробнее: Гришина, 1993).
Как уже указывалось, сущность деятельности посредника в межличност­
ном конфликте состоит в создании и обеспечении такой коммуникативной
ситуации, правила взаимодействия в которой фактически создают новую си­
туацию в отношениях сторон, что способствует урегулированию существую­
щего между ними конфликта.
Еще Л. Козер отмечал, что «разрешаемость» конфликта есть следствие его
институализированности. Отсюда, чем конфликт институализированнее (ав-4 6 4 Часть III. Разрешение конфликтов
тор приводит в качестве примера полностью институализированного кон­
фликта дуэль), тем потенциально легче идет процесс его разрешения. Второе
следствие — процесс переговорного разрешения конфликта фактически есть
процесс его постепенной институализации (Козер, 1991).
Г. Микула, уже упоминавшийся в связи
с его работами по проблемам справедливости,
утверждает, что в случае противоречий в ин­
тересах людей для их преодоления должен
быть «достигнут консенсус относительно то­
го, как ситуация должна быть интерпрети­
рована, какие правила справедливости к ней
приложимы и как эти правила должны быть
применимы в данном случае», если же «нор­
мативный базис такого консенсуса мало раз­
вит или недостаточен», между партнерами не­
обходимы переговоры (Micula, 1981, р. 213).
Приведенные соображения подтверждают наш прогноз: изменение ситуа­
ции взаимодействия участников конфликта через изменение правил этого
взаимодействия может привести к позитивному переструктурированию всей
конфликтной ситуации.
С формальной точки зрения в совместной встрече можно выделить на­
чальный, основной и завершающий фрагменты работы.
Начальная (вступительная) стадия направлена на первичное введение
новых правил взаимодействия участников конфликта. Оно может осуществ­
ляться через сообщение посредника о цели встречи, указание на основные
моменты коммуникативного процесса и роль посредника, собственно введе­
ние правил обсуждения.
Этот момент очень важен для создания общей атмосферы обсуждения.
Например, при обсуждении деловых конфликтов нам приходилось использо­
вать примерно следующее вступление: «Мы собрались для того, чтобы обсу­
дить проблему...» Формулировка должна быть нейтральной, безоценочной,
не вызывающей возражений. «Нам предстоит обменяться точками зрения
и попытаться найти решение... Мне хотелось бы максимально способствовать
тому, чтобы наш диалог был конструктивным и привел к удовлетворяющему
всех результату...» Особой тщательности требует формулировка нейтральной
роли посредника в процессе посредничества. Поскольку сам этот термин мо­
жет быть неправильно понят участниками, лучше подчеркнуть их собствен­
ную роль в этом процессе: «Я не могу повлиять на то, какое решение вы при­
мете. Конечно, только вы сами можете решить возникшую проблему. Но для
меня также очень важно, чтобы мы пришли к удовлетворяющему вас реше­
нию, поэтому я приложу все старания, чтобы результат наших обсуждений
был позитивным. В этом смысл моего участия в вашем диалоге».
Следующий шаг в начале обсуждения — введение его правил (в медиатор-
стве оно считается обязательным, с пользой этого приема нельзя не согла-
Общность интересов вынуждает сопер­
ников принять такие правила, которые
усиливают их зависимость друг от дру­
га в самом процессе отстаивания анта­
гонистических целей. Договоренности
подобного рода способствуют самоли­
квидации конфликта: в той мере, в ка­
кой принятые правила соблюдаются,
конфликт институализируется.
Л. Козер Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 6 5
ситься), которые далее используются как регуляторы процесса совместного
обсуждения. Формулируя эти правила, посредник должен, исходя из опыта
общения с участниками конфликта при предварительном обсуждении, попы­
таться предвидеть возможные деструктивные моменты, которые могут воз­
никнуть в ходе совместного обсуждения: «Проблемы и разногласия всегда
вызывают у людей переживания. Но хотелось бы, чтобы мы сумели спокойно
и разумно обсудить все трудности. Вы прекрасно понимаете, что от того, на­
сколько мы сумеем взять правильный тон в обсуждении, зависит результат
нашего обсуждения. У нас достаточно времени, чтобы выслушать все точки
зрения, чтобы дать возможность каждому высказаться и быть услышанным.
Мне хотелось бы также договориться о следующем техническом моменте.
Часто, когда собеседник излагает свою позицию, у слушающих возникают во­
просы и какие-то соображения. Было бы очень важно, чтобы мы учли и обсу­
дили их. Но, наверное, будет неправильно, если мы будем перебивать друг
друга, это может сбивать с толку и мешать нам. Поэтому я прошу вас, это дей­
ствительно важно, чтобы если во время слов вашего собеседника у вас воз­
никли какие-то идеи или соображения, вы их тут же бы зафиксировали или
как-то пометили для памяти на бумаге, чтобы мы потом могли к ним вернуть­
ся. Согласны ли вы с таким порядком обсуждения?» и т. д. Из специфических
для медиаторства особенностей поведения посредника на этой стадии следу­
ет указать на соблюдение посредником принципа нейтральности в его выска­
зываниях и периодическое обращение к участникам переговоров за подтверж­
дением их согласия с предлагаемыми правилами.
Значение этой начальной стадии совместной встречи определяется тем,
что психолог своим поведением задает своеобразный образец для участников
конфликта: категоричность посредника может привести к излишней катего­
ричности участников конфликта, его эмоциональность — сделать их более
эмоциональными и т. д. Самая простая рекомендация по этому поводу состо­
ит в следующем: представьте себе, как бы вы хотели, чтобы вели себя участ­
ники обсуждения для его успешного проведения, и ведите себя так же.
Основная стадия общего переговорного процесса включает в себя совмест­
ное обсуждение участниками конфликтной ситуации существующих проб­
лем и выработку соглашений, направленных на их разрешение. Работа по­
средника при этом одновременно развивается в двух планах — организация
конструктивного диалога по различным аспектам предмета переговоров и
обеспечение психологической атмосферы обсуждения, которая способствовала
бы ослаблению противостояния сторон и поиску соглашений.
Западные специалисты по медиаторству также различают эти два аспекта
медиативного процесса. Так, К. Крессел и Д. Пруитт, кроме уже упоминавше­
гося рефлексивного вмешательства, предлагают различать контекстуальное
вмешательство и вмешательство по существу вопроса (Kressel, Pruitt, 1985).
Контекстуальное вмешательство относится к усилиям медиатора, направ­
ленным на изменение атмосферы, доминирующей в отношениях между сторо­
нами таким образом, чтобы облегчить совместное решение проблемы и мини-4 6 6 Часть III. Разрешение конфликтов
мизировать роль медиатора в этом. К ним относятся действия по облегчению
коммуникации, идентификации важных вопросов, структурированию обсуж­
дения и т. д. (Tjosvold, van de Vilert, 1995).
Посредничество по существу вопроса включает действия, которые прямо
относятся к содержанию и направлены на уменьшение разногласий и ускоре­
ние соглашения. Этот вид медиаторства касается изучения потенциальных
зон компромисса, предложения возможных соглашений, помощь сторонам
в анализе плюсов и минусов различных решений, перевод принципиальных
соглашений в конкретные.
Традиционная схема работы над проблемой развивается следующим обра­
зом. В начале основной части переговоров (после сделанного введения) по­
средник предоставляет слово участникам переговоров и просит их поочеред­
но кратко изложить свои позиции. Речь может идти о проблеме в целом или о
более конкретной позиции по одной из подпроблем. Дальнейший ход перего­
ворного процесса включает поэтапное обсуждение проблемы, принятие кон­
кретных соглашений по отдельным вопросам, переход от этих частных дого­
воренностей к соглашениям более общего порядка.
По каждой из предъявленных проблем участники переговоров прежде все­
го определяют свои позиции. Обсуждается, какие интересы сторон затрагива­
ет эта проблема и каким требованиям, следовательно, должно удовлетворять
решение. Далее, участники конфликта обсуждают возможности совмещения
их интересов, при необходимости ищутся другие варианты решения и воз­
можности изменения позиций сторон. Если стороны приходят к договорен­
ностям, задачей посредника часто является придание этим договоренностям
первоначальной формы соглашения, поиск формулировок, соответствующих
достигнутым соглашениям.
Пожалуй, ни одна из книг по проблемам конфликтов и ведения перегово­
ров не обходится без упоминания имени американской исследовательницы
Мэри П. Фоллетт, в чьих работах много лет назад были заложены основы ин-
тегративного подхода к разрешению конфликтов, а ее пример о двоих мужчи­
нах, между которыми в кабинете библиотеки возникают разногласия, стал
классикой конфликтологии.
Итак, между двумя людьми, которые работают в кабинете библиотеки,
возникает конфликт по поводу того, что одному из них хочется открыть окно
из-за духоты, а другой боится простудиться. Каковы возможные стратегии
решения возникшей проблемы? Первый из партнеров может пойти путем до­
минирования и настоять на своем, однако удовлетворение от исполнения
своих намерений может быть изрядно отравлено ощущением недовольства со
стороны другого, а если их контакты на этом не прекратятся, то и возможны­
ми последствиями этого недовольства для их отношений. Напротив, встретив
противодействие, он может отказаться от своих намерений, но тогда он нане­
сет себе ущерб, испытывая дискомфорт, а возможно, и начнет чувствовать не­
вольную неприязнь по отношению к партнеру, как это иногда бывает, когда
люди приносят друг другу жертвы без желания. Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 6 7
Является ли эта ситуация конфликтом с несовместимыми интересами?
И да и нет, в зависимости от того, на каком уровне мы будем ее рассматри­
вать. Если мы видим эту ситуацию «на уровне форточки», то интересы участ­
ников несовместимы, так как форточка не может быть одновременно открыта
и закрыта. Но разве интересы партнеров в этом?
Позиция первого участника ситуации — «открыть окно». Но его интерес
не в том, чтобы открыть окно, а в том, чтобы «обеспечить доступ свежего воз­
духа». Позиция второго участника — «не открывать окно», его интерес — «не
допустить физического дискомфорта». Один и тот же интерес может допус­
кать разные способы его удовлетворения, но каждый из партнеров в данном
случае видит лишь одну возможность, и эти возможности оказываются несо­
вместимыми.
Задача интегративного разрешения конфликтов состоит в том, чтобы пере­
формулировать предмет конфликта, перейдя от предъявляемых участниками
ситуации позиций к стоящим за ними интересам. В соответствии с этими инте­
ресами проблема конфликта будет состоять не в том, чтобы «открыть окно —
не открывать окно», а «при каких условиях можно обеспечить доступ свежего
воздуха (интерес 1-го участника) так, чтобы не допустить физического дис­
комфорта (интерес 2-го участника)» и сведется к последующему поиску воз­
можных вариантов. Общая схема данного процесса представлена на рис. 11.1.
Таким образом, обычно схема переговоров включает в себя поэтапное об­
суждение проблемы, принятие конкретных соглашений по отдельным вопро­
сам, переход от этих частных договоренностей к соглашениям более общего
порядка. 4 6 8 Часть III. Разрешение конфликтов
Успешность переговорного процесса более всего определяется реальным
стремлением сторон к достижению соглашений и их готовностью к этому.
Действия посредника, имеющие своей главной целью обеспечение конструк­
тивного движения переговоров, направляются поэтому на усиление конст­
руктивных установок участников переговоров, поддержание их уверенности
в успешности диалога.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процесс совместного обсуждения и урегулирования проблемы» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит руху необоротних активів
Результати варварської діяльності людини по відношенню до природи...
Оцінка і управління кредитним ризиком
Інноваційна форма інвестицій
МЕТОДИ АУДИТОРСЬКОЇ ПЕРЕВІРКИ, ОЗНАКИ ТА КРИТЕРІЇ ОЦІНКИ ФІНАНСО...


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1267 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП