ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Принципы психологического посредничества
Психологическое посредничество являет собой форму работы, соединяющую
психологические представления о работе с конфликтами, возможности си­
туационного подхода и опыт, накопленный конфликтологической традицией
и основывающийся прежде всего на переговорной практике, использовании
идей медиаторства в организации коммуникативного процесса между участ­
никами конфликта и поиске соглашения между ними.
Ситуационный подход, исходя из развиваемого им понимания природы
социальных ситуаций и их влияния на поведение, предполагает возможность
целостного изменения ситуации за счет модификации тех или иных ее базис­
ных черт, что влечет за собой изменения в поведении и взаимодействии участ­
вующих в данной ситуации людей.
Воспользуемся для иллюстрации примерами М. Аргайла, демонстрирую­
щего, как модификация отдельных черт ситуации приводит к ее целостному
изменению. Группы брейнсторминга, по его мнению, возникли в результате
изменения лишь одного элемента работы дискуссионных групп — устранения
из процесса обсуждения критики и неодобрения. В Т-группах единственной
темой беседы стало то, что происходит в группе; типичный репертуар групп
был расширен за счет разрешения прямых личностных комментариев. В этих
двух случаях новая ситуация создается с помощью изменения элементов обыч­
ной ситуации (Argyle, 1981). Наиболее очевидным для психологов примером
того, как возникает новая ситуация за счет трансформации элементов среды,
является принцип размещения участников групп тренинга в круге. В облас­
ти менеджмента также могут быть найдены многочисленные иллюстрации
влияния изменений в формальных коммуникационных связях на атмосферу
в рабочих группах. Все эти примеры указывают на возможность изменения
поведения людей за счет модификации ситуации их взаимодействия.
Применение этого подхода к проблеме разрешения межличностных кон­
фликтов означает, что помимо традиционной психологической работы с участ­
никами конфликта возможен путь создания новой ситуации их взаимодейст-Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 5
вия, которая и может послужить основой разрешения конфликта. Это не
означает, что ситуационный подход представляет собой «внешний» или «по­
верхностный» путь решения проблем взаимодействия. Он основан на пред­
ставлении, что «модификация контекста вызывает изменение внутреннего
мира» (Минухин, Фишман, 1998, с. 77).
Терапевт, работающий с индивидом, говорит пациенту: «Изменитесь. Работайте
над собой, чтобы расти. Взгляните внутрь себя и измените то, что вы там обнару­
жите». Семейный же терапевт выдвигает парадоксальное, на первый взгляд, тре­
бование: «Помогите измениться другому». Но поскольку изменение одного чело­
века требует изменения его контекста, действительный смысл его слов таков:
«Помогите измениться другому, изменив свои отношения с ним». В результате
концептуализации, утверждающей нераздельность контекста и поведения, приту­
пляется мысль о виновности, сопровождающая представление о причинности. Как
возложение ответственности, так и вытекающее из него возложение вины отступа­
ют на задний план более сложной картины.
С. Минухин, Ч. Фишман
В сущности, речь идет о разных стратегиях психологической работы. В бо­
лее традиционных формах психотерапевтическая или консультационная ра­
бота направлена в целом на позитивные изменения во внутреннем мире лич­
ности, пространстве ее межличностных отношений. При этом предполагает­
ся, что вероятным следствием достигнутых положительных изменений будет
и разрешение переживаемых человеком конфликтов, в том числе и межлич­
ностных. Другая стратегия, о которой пойдет речь в данной главе, — это рабо­
та с конкретными конфликтами, например с проблемами в отношениях су­
пругов, родителей и детей. Позитивный опыт такой работы, в свою очередь,
становится потенциальной основой более глубоких изменений в человеке.
Идеи психологического посредничества используют не только принципы
ситуационного подхода и психологической практики в целом, но и опыт разре­
шения конфликтов в конфликтологии, прежде всего принципы медиаторства.
Однако, хотя процесс психологического посредничества по форме во мно­
гом совпадает с медиаторством, между ними существуют и принципиальные
различия.
Сущность психологического посредничества в межличностных конфлик­
тах — это участие психолога в коммуникативном процессе, направленном на
создание такой ситуации во взаимодействии участников конфликта, которая
способствует смягчению их противостояния и возникновению согласия. Ме­
диатор может иметь дело с конфликтом, участники которого вообще не связа­
ны никакими отношениями, кроме данной конкретной ситуации, из-за кото­
рой они ad hoc оказываются в данном переговорном процессе (например,
конфликт вокруг каких-то городских проблем — строительства сооружения,
имеющего своих сторонников и противников); соответственно реализуемый
медиатором процесс направляется на принятие решения по данной конкрет­
ной ситуации. 4 3 6 Часть III. Разрешение конфликтов
Психолог имеет дело с людьми, связанными долговременными продолжа­
ющимися отношениями, и поэтому даже в ситуации конкретного конфликта
задача его разрешения сводится не только и не столько к поиску взаимопри­
емлемого решения, сколько к восстановлению контакта между участниками
ситуации, делающего возможным продолжение взаимодействия и отношений
между ними.
Таким образом, психологическое посредничество — это прежде всего психо­
логическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на
восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более кон­
структивной основе.
При этом могут быть выделены следующие принципы психологического
посредничества.
1. Посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений,
не присоединяется к сторонам конфликта.
2. Посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых
решений.
3. Посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфрон­
тации к договоренностям.
4. Посредник обеспечивает защищенность участников переговоров.
5. Посредник несет ответственность за процесс, но не за характер прини­
маемых решений.
Данные представления созвучны основным принципам современной пси­
хологической работы в терапевтической и консультационной формах. Так же
как терапевт и консультант, посредник исходит из убеждения в способности
людей изменяться и изменять свои отношения, сколь бы сложной в данный
момент ни была ситуация их отношений. С. Минухин и Ч. Фишман, коммен­
тируя процесс работы терапевта с семьей, пишут о его «убеждении в том, что
семья как организм потенциально способна на более сложное функциониро­
вание, чем то, которое она демонстрирует в данный момент» (Минухин, Фиш­
ман, 1998, с. 278).
Психологическое посредничество направлено на процесс организации
диалога между людьми, а не на принятие ими решений в сложной ситуации.
Подобно тому, как это обсуждалось при описании традиционных форм пси­
хологической помощи, посредник исходит из невозможности влияния на
конкретные решения человека. Только сами участники конфликтного взаи­
модействия в полной мере могут оценить приемлемость для них тех или
иных способов преодоления кризиса в их отношениях.
Мэй обращает внимание на важный для психотерапевтической работы
момент, который, по его мнению, не принимается в полной мере в расчет,
а именно: решение предшествует знанию. Обычно, пишет он, мы исходим из
предположения, что если пациент больше узнает о себе и лучше поймет себя
самого, он примет соответствующие решения. Но это лишь половина правды.
Вторая ее часть, обычно игнорируемая, состоит в том, что «пациент не позво-Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта 4 3 7
ляет себе прийти к инсайту или приобрести знание до тех пор, пока он не го­
тов решать, до тех пор, пока он не займет решительную установку по отноше­
нию к жизни и не примет предварительные решения в этом направлении»
(May, 1983, р. 166). Мэй при этом оговаривается, что под «решением» он по­
нимает не «прыжки» (решения типа заключения брака или присоединения
к иностранному легиону). Речь идет об установке на экзистенциальное реше­
ние, и в этом отношении скорее знание и инсайт следуют за решением, чем
наоборот.
Другим аргументом, который мы уже приводили, является позитивный
опыт собственного принятия решений. Существуют многочисленные экспе­
риментальные данные, свидетельствующие о тенденции отстаивать собствен­
ные решения и оценивать их как правильные. На основании этих фактов
Д. Майерс утверждает, что «как только решение принято, оно создает собст­
венные опоры для поддержки — причины, которыми мы оправдываем его це­
лесообразность» (Майерс, 1997, с. 183).
Более того, считается, что влияние внешних факторов, например наличие
внешнего поощрения, может ослаблять внутреннюю мотивацию, скажем,
в случае каких-то действий человека. Потребность в позитивном принятии
себя требует от человека воспринимать свои действия и поступки как прием­
лемые и морально оправданные. Если эти поступки человек расценивает как
внешне вынужденные, то он, следовательно, несет за них меньшую ответст­
венность. «Оправдание своих поступков и решений является, таким образом,
мерой самозащиты, укрепляет нашу внутреннюю убежденность и чувство
собственного достоинства» (там же, с. 192).
Еще одна проблема, возникающая, видимо, в разных видах практической
психологической работы с людьми, но особенно часто в деятельности медиа­
тора, — это этическая, или моральная позиция психолога по отношению к
проблеме клиента, или, в формулировке Р. Кочюнаса, «в какой степени цен­
ности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования» (Ко-
чюнас, 1999, с. 33).
При этом существуют две полярные точки зрения. Одна из них настаивает
на ценностной нейтральности психолога — это означает, что он не должен за­
нимать какую-то собственную моральную позицию по отношению к пробле­
ме клиента. Обычные аргументы в пользу подобной точки зрения связаны
с нежелательностью или даже невозможностью оказывать ценностное влия­
ние на клиента, с признанием права клиента на собственную систему этиче­
ских представлений, с тем, что клиент, сталкиваясь с моральной позицией
психолога, подсознательно ждет оценок и начинает защищаться и т. д.
Альтернативная точка зрения предполагает, что, напротив, консультант
должен открыто выражать свою ценностную позицию, иначе клиент может
считать, что любое его поведение является приемлемым.
Р. Кочюнас, не соглашаясь ни с одной из этих крайних точек зрения, счи­
тает тем не менее, что консультант должен иметь четкую ценностную пози­
цию и не скрывать ее от клиента. 4 3 8 Часть III. Разрешение конфликтов
Он приводит пример конкретной ситуации, когда женщина обращается за
помощью по поводу своих отношений с мужем. Она не может принять реше­
ние — развестись с мужем или сохранить семью ради детей, допуская возмож­
ность внебрачных связей. Кочюнас считает, что от собственных ответов кон­
сультанта на вопросы о ценности брака, последствиях развода, положении
детей в ситуации неблагополучного брака родителей и т. д. зависит и процесс
консультирования, и его результат.
Понятно, что суждения такого рода весьма относительны, и все зависит от
конкретного контекста ситуации. Такие вопросы не имеют однозначных от­
ветов, а потому и наши принципиальные позиции относительно них не всегда
помогают нам.
Важнее, на наш взгляд, проблема профессиональных ценностей психолога,
реализуемая им в практической работе. В частности, такого рода ценностной
установкой в работе посредника для меня является убежденность в целесооб­
разности коммуникации и ее абсолютное преимущество над некоммуникаци­
ей. Иначе говоря, в любом случае лучше пытаться наладить коммуникацию
и договориться, чем не пытаться. Другое представление, созвучное высказан­
ному С. Минухиным и Ч. Фишманом, связано с верой в способность людей
действовать ответственно и эффективно, изменяя тем самым свои отношения
и разрешая возникающие конфликты.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принципы психологического посредничества» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Основні поняття електронної пошти, списки розсилки, телеконференц...
Способи передачі повідомлення
Індивідуальні та інституційні інвестори
Аудит розрахункових і кредитних операцій. Мета й завдання аудитор...
Морфологія, словотвір і синтаксис


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 2272 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП