ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Групповая психотерапевтическая работа
Групповая психотерапия определяется как такой «психотерапевтический ме­
тод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании
групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодей­
ствий, возникающих между участниками группы, включая и группового пси­
хотерапевта, в лечебных целях» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998,
с. 103). Соответственно цели групповой психотерапии формулируются как
«раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутри-
личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отно­
шений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе
анализа и использования межличностного взаимодействия» (с. 105); более
коротко — как расширение сферы самосознания пациента в области самопо­
нимания, отношения к себе и саморегуляции.
Фактически групповая психотерапия решает те же задачи, что и индиви­
дуальная. Основываясь на таком понимании сути групповой психотерапии,
ей нередко отказывают в статусе самостоятельного направления в психотера­
пии, поскольку и ее основные принципы, и ее цели, в сущности, совпадают
с таковыми в индивидуальной психотерапевтической работе, а различия со­
стоят лишь в том, что в групповой психотерапии инструментом воздействия
на отдельного человека становится не только психотерапевт, но и группа.
Безусловно, в какой-то степени это зависит от процедур, используемых в
каждом конкретном случае, однако в целом подобная точка зрения на группо­
вую психологическую работу представляется не вполне справедливой. Наи­
более существенным приобретением групповых форм работы является воз­
можность «проживания» индивидом терапевтического процесса в контексте
его взаимоотношений и взаимодействия с окружающими. Признано, что ис­
пользуемые человеком модели взаимодействия в группе и устанавливаемые
им отношения с членами своей группы отражают его истинные взаимоотно­
шения в повседневной жизни и их привычные формы. Благодаря процессам, Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 9
возникающим в группе, проявляются внутренние конфликты и нарушенные
отношения человека. А за счет специфических принципов работы психологи­
ческой группы, например обратной связи, он получает возможность лучше
осознать свои проблемы. Кроме того, сама групповая динамика порождает
эмоциональные конфликты между участниками, становящиеся «материа­
лом» терапевтической работы. «Реакции других на тебя и твои на других
в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне груп­
пы» (Рудестам, 1990, с. 23). Однако было бы ошибочным думать, что интер­
персональный контекст группы направлен в большей мере на работу с меж­
личностными конфликтами, напротив, чаще
практика группой психотерапии ориентиро­
вана на проработку индивидуальных внутрен­
них конфликтов.
Основные идеи групповой психотерапии
были сформулированы достаточно давно. Так,
уже А. Адлер считал, что группа позволяет
Группа - это реальный мир в миниатю­
ре, с теми же видами задач и межлич­
ностных конфликтов, которые встреча­
ются на нашем жизненном пути.
К. Рудестам
выявить основные эмоциональные нарушения человека и обладает возмож­
ностями оказывать влияние на индивида, на изменение его установок, моди­
фикацию переживаний и т. д. Особое место в истории групповых форм рабо­
ты занимает имя К. Левина, исследования которого показали силу влияния
группы на индивидуальные изменения. Дальнейшее развитие групповая пси­
хотерапия получает в рамках гуманистического направления в психологии.
К. Роджерс в своих работах уделил много внимания терапевтическим возмож­
ностям группы, стимулирующим самораскрытие ее участников. Это прежде
всего атмосфера взаимного принятия, облегчающая переживание членами
группы болезненных чувств и проявлений. В традиции Роджерса центром те­
рапевтической работы в группе является поиск аутентичности и открытости
в отношениях с другими. В гештальт-терапии также применяются групповые
формы работы, однако они обладают своей спецификой. Если обычно для
психологических групп характерно вовлечение всех участников в групповой
процесс и опора в терапевтической работе на групповую динамику, то в клас­
сической гештальт-группе терапевт работает с одним из участников группы,
а остальные наблюдают за происходящим и, благодаря этому, по замыслу
Перлса, лучше понимают свои проблемы.
И. Ялом (1999) перечисляет следующие основные характеристики групп,
выступающие в качестве терапевтических факторов:
1. Сплоченность.
2. Внушение надежды. Вера в успешность и надежда на возможность дос­
тижения благополучия.
3. Обобщение. Понимание того, что и другие люди испытывают те же про­
блемы.
4. Альтруизм. Ощущение своей нужности и пользы, приносимой другим,
оказывает сильное терапевтическое воздействие. 4 1 0 Часть III. Разрешение конфликтов
5. Предоставление информации/рассуждения. Использование приемов ин­
формирования и дидактического инструктирования.
6. Множественный перенос. Этот фактор связан с тем, что любые трудно­
сти прошлого и настоящего, переживаемые человеком, проявляются
в отношениях в группе, которые и становятся предметом исследования
и анализа при групповом терапевтическом процессе.
7. Межличностное обучение. В группе происходит апробация новых форм
поведения и взаимодействия, способствующая личностному росту уча­
стников.
8. Развитие межличностных умений.
9. Имитирующее поведение. Воспроизведение иных образцов поведения,
наблюдаемых человеком в группе, открывает дорогу творчеству.
10. Катарсис. В терапевтической группе становится возможным обсуж­
дение скрытых или подавленных «неприемлемых» чувств и потреб­
ностей, что ведет к психологическому очищению, облегчению и сво­
боде.
Все эти особенности психотерапевтической группы «работают» на разре­
шение конфликтов каждого участника с помощью диалога, идущего в группе,
который стимулирует диалог человека с самим собой. Для иллюстрации груп­
повых форм работы с конфликтами обратимся к одной из наиболее ранних
форм групповой психотерапии, отличающейся оригинальностью и безуслов­
ной групповой специфичностью, — к психодраме.
В отличие от других методов групповой психотерапии, которые нередко
переносились в группу из практики индивидуальной психотерапии часто
в почти неизменном виде (как, например, в гештальт-терапии), психодрама
сразу создавалась ее автором Дж. Морено как метод именно групповой рабо­
ты. Первым шагом к постепенному развитию и оформлению основных идей
психодрамы стал театральный эксперимент Морено. Изначально он не был
прямо связан с психотерапией, а был направлен на поиск форм развития
и реализации творческого начала в человеке. Сам Морено так пишет об этом:
Моя версия театра была основана на представлении о спонтанном творчестве лич­
ности. Но сама идея спонтанной и творческой личности была глубоко дискредити­
рована и предана забвению в те времена, когда идея фикс побудила меня бороться
с ее противниками за возрождение личностного в человеке, бороться, используя
любые возможности убеждения и саму драму. Вена 1910 г. была местом, наглядно
иллюстрирующим три формы материализма, которые в наш век бесспорно владе­
ли миром: экономический материализм Маркса, психологический материализм
Фрейда и технологический материализм парового двигателя, аэроплана и атомной
бомбы. Все эти три формы материализма, насколько бы далеки они ни были друг
от друга, молчаливо соглашались в одном — в глубоком страхе и отвращении, поч­
ти что ненависти к спонтанному и творческому в личности (что никак не следует
смешивать с индивидуальным гением, одной из многочисленных форм проявле­
ния спонтанности) (Морено, 1993, с. 10-11). Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 1
Возможности стимулирования спонтанности, креативности, свободного на­
чала в человеке Морено увидел в театральной игре. Свой опыт он описал
в работе «Театр спонтанности». Он исходил из идеи, что естественная склон­
ность людей к игре может быть использована для экспериментирования с
жизненными ролями, для раскрытия спонтанного начала в человеке и разви­
тия его творческого потенциала. Понятие спонтанности также связано с твор­
ческими возможностями личности; по Морено, «спонтанность — это адекват­
ная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия» (Лейтц,
1994, с. 113). Постепенно вырисовываются принципы, на основе которых те­
атр Морено превращается в психотерапию, в психодраматическую проработ­
ку человеком своих проблем и конфликтов. Проигрывание собственных ро­
лей и ролей своих партнеров по повседневному взаимодействию помогает
осознать свои проблемы, переосмыслить их, прийти — с помощью терапевта
и группы — к более адекватному их пониманию и пониманию себя в целом.
«Целью психодраматической терапии является высвобождение блокирован­
ных чувств и мыслей и перевод их в действие» (Лейтц, 1994, с. 149).
Драматическое действие, проигрывание ролей — не просто методический
прием, найденный Морено; с его точки зрения, «непосредственно осязаемы­
ми аспектами того, что называется "Я", являются роли, в которых оно дейст­
вует» (цит. по: Лейтц, 1994, с. 23). Именно в ролевом поведении, в ролевом
взаимодействии с окружающими, по его мнению, в наибольшей степени про­
является Я человека с его конфликтами, внутренними и межличностными
трудностями. Проведенные исследования показали, что психодраматический
процесс разыгрывания ролей оказывает влияние на изменение поведения, от­
ношений, установок, на эмоциональное реагирование человека (Психотера­
певтическая энциклопедия, 1998, с. 404-405).
Диалог в психодраме обеспечивается особой процедурой, главным участ­
ником которой является субъект (протагонист), представляющий свои про­
блемы. Ему помогают другие участники группы или котерапевты, исполняю­
щие вспомогательные роли. Терапевт, подобно режиссеру, организует дейст­
вие, создает общую атмосферу, побуждает протагониста и других участников
игры к спонтанности. Остальные члены группы — зрители — участвуют в об­
суждении состоявшейся игры.
По Морено, роль является продуктом интерперсонального опыта челове­
ка, поэтому для ее актуализации, проявления необходима ситуация взаимо­
действия, межличностного общения. Одной из основных техник в психодраме
является обмен ролями (смена, инверсия ролей). Участники игры, импрови­
зируя, изображают партнеров протагониста по реальному взаимодействию
(в семье, на работе и др.). При этом они исходят из собственных представле­
ний, однако когда их поведение перестает соответствовать представлениям
протагониста, играющие меняются ролями: протагонист начинает выступать
в роли своего партнера, а его роль теперь исполняют другие участники, в со­
ответствии с тем, как он вел себя до этого. 4 1 2 Часть III. Разрешение конфликтов
Конкретная техника работы с конфликтом зависит от того, какова приро­
да конфликта протагониста. Г. Лейтц, известный авторитет в области психод­
рамы, ученица и ближайшая соратница Морено, в своей работе различает
следующие виды конфликтов: интраролевой конфликт в рамках одной роли,
интерролевой конфликт между различными ролями человека, интраперсо-
нальный и интерперсональный конфликты.
Протагонист психодрамы... не актер. То, что он играет, не является запланирован­
ным и отрепетированным . Он играет это в произвольном действии, на основе им­
провизации. Он играет собственную жизнь, настоящее, прошлое, будущее, о кото­
ром мечтает или которого желает; он играет все это искренне и по-настоящему,
исполненный чувствами, к которым он вряд ли был бы способен на одном только
вербальном уровне коммуникации. Выражая свои чувства в психодраме, он не
только познает себя самого с собственной своей позиции, но и при обмене ролями
со своим визави смотрит на себя его глазами. Он воспринимает точку зрения
ближнего. Психодраматическое действие захватывает всю личность исполнителя,
его мысли, чувства и действия.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Групповая психотерапевтическая работа» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Подвоєння та подовження приголосних
Типи проектного фінансування
Оцінка і управління процентним ризиком
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
ВАЛЮТНИЙ КУРС


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 789 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП