Групповая психотерапия определяется как такой «психотерапевтический ме тод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодей ствий, возникающих между участниками группы, включая и группового пси хотерапевта, в лечебных целях» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 103). Соответственно цели групповой психотерапии формулируются как «раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутри- личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отно шений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия» (с. 105); более коротко — как расширение сферы самосознания пациента в области самопо нимания, отношения к себе и саморегуляции. Фактически групповая психотерапия решает те же задачи, что и индиви дуальная. Основываясь на таком понимании сути групповой психотерапии, ей нередко отказывают в статусе самостоятельного направления в психотера пии, поскольку и ее основные принципы, и ее цели, в сущности, совпадают с таковыми в индивидуальной психотерапевтической работе, а различия со стоят лишь в том, что в групповой психотерапии инструментом воздействия на отдельного человека становится не только психотерапевт, но и группа. Безусловно, в какой-то степени это зависит от процедур, используемых в каждом конкретном случае, однако в целом подобная точка зрения на группо вую психологическую работу представляется не вполне справедливой. Наи более существенным приобретением групповых форм работы является воз можность «проживания» индивидом терапевтического процесса в контексте его взаимоотношений и взаимодействия с окружающими. Признано, что ис пользуемые человеком модели взаимодействия в группе и устанавливаемые им отношения с членами своей группы отражают его истинные взаимоотно шения в повседневной жизни и их привычные формы. Благодаря процессам, Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 9 возникающим в группе, проявляются внутренние конфликты и нарушенные отношения человека. А за счет специфических принципов работы психологи ческой группы, например обратной связи, он получает возможность лучше осознать свои проблемы. Кроме того, сама групповая динамика порождает эмоциональные конфликты между участниками, становящиеся «материа лом» терапевтической работы. «Реакции других на тебя и твои на других в группе могут облегчать разрешение межличностных конфликтов вне груп пы» (Рудестам, 1990, с. 23). Однако было бы ошибочным думать, что интер персональный контекст группы направлен в большей мере на работу с меж личностными конфликтами, напротив, чаще практика группой психотерапии ориентиро вана на проработку индивидуальных внутрен них конфликтов. Основные идеи групповой психотерапии были сформулированы достаточно давно. Так, уже А. Адлер считал, что группа позволяет Группа - это реальный мир в миниатю ре, с теми же видами задач и межлич ностных конфликтов, которые встреча ются на нашем жизненном пути. К. Рудестам выявить основные эмоциональные нарушения человека и обладает возмож ностями оказывать влияние на индивида, на изменение его установок, моди фикацию переживаний и т. д. Особое место в истории групповых форм рабо ты занимает имя К. Левина, исследования которого показали силу влияния группы на индивидуальные изменения. Дальнейшее развитие групповая пси хотерапия получает в рамках гуманистического направления в психологии. К. Роджерс в своих работах уделил много внимания терапевтическим возмож ностям группы, стимулирующим самораскрытие ее участников. Это прежде всего атмосфера взаимного принятия, облегчающая переживание членами группы болезненных чувств и проявлений. В традиции Роджерса центром те рапевтической работы в группе является поиск аутентичности и открытости в отношениях с другими. В гештальт-терапии также применяются групповые формы работы, однако они обладают своей спецификой. Если обычно для психологических групп характерно вовлечение всех участников в групповой процесс и опора в терапевтической работе на групповую динамику, то в клас сической гештальт-группе терапевт работает с одним из участников группы, а остальные наблюдают за происходящим и, благодаря этому, по замыслу Перлса, лучше понимают свои проблемы. И. Ялом (1999) перечисляет следующие основные характеристики групп, выступающие в качестве терапевтических факторов: 1. Сплоченность. 2. Внушение надежды. Вера в успешность и надежда на возможность дос тижения благополучия. 3. Обобщение. Понимание того, что и другие люди испытывают те же про блемы. 4. Альтруизм. Ощущение своей нужности и пользы, приносимой другим, оказывает сильное терапевтическое воздействие. 4 1 0 Часть III. Разрешение конфликтов 5. Предоставление информации/рассуждения. Использование приемов ин формирования и дидактического инструктирования. 6. Множественный перенос. Этот фактор связан с тем, что любые трудно сти прошлого и настоящего, переживаемые человеком, проявляются в отношениях в группе, которые и становятся предметом исследования и анализа при групповом терапевтическом процессе. 7. Межличностное обучение. В группе происходит апробация новых форм поведения и взаимодействия, способствующая личностному росту уча стников. 8. Развитие межличностных умений. 9. Имитирующее поведение. Воспроизведение иных образцов поведения, наблюдаемых человеком в группе, открывает дорогу творчеству. 10. Катарсис. В терапевтической группе становится возможным обсуж дение скрытых или подавленных «неприемлемых» чувств и потреб ностей, что ведет к психологическому очищению, облегчению и сво боде. Все эти особенности психотерапевтической группы «работают» на разре шение конфликтов каждого участника с помощью диалога, идущего в группе, который стимулирует диалог человека с самим собой. Для иллюстрации груп повых форм работы с конфликтами обратимся к одной из наиболее ранних форм групповой психотерапии, отличающейся оригинальностью и безуслов ной групповой специфичностью, — к психодраме. В отличие от других методов групповой психотерапии, которые нередко переносились в группу из практики индивидуальной психотерапии часто в почти неизменном виде (как, например, в гештальт-терапии), психодрама сразу создавалась ее автором Дж. Морено как метод именно групповой рабо ты. Первым шагом к постепенному развитию и оформлению основных идей психодрамы стал театральный эксперимент Морено. Изначально он не был прямо связан с психотерапией, а был направлен на поиск форм развития и реализации творческого начала в человеке. Сам Морено так пишет об этом: Моя версия театра была основана на представлении о спонтанном творчестве лич ности. Но сама идея спонтанной и творческой личности была глубоко дискредити рована и предана забвению в те времена, когда идея фикс побудила меня бороться с ее противниками за возрождение личностного в человеке, бороться, используя любые возможности убеждения и саму драму. Вена 1910 г. была местом, наглядно иллюстрирующим три формы материализма, которые в наш век бесспорно владе ли миром: экономический материализм Маркса, психологический материализм Фрейда и технологический материализм парового двигателя, аэроплана и атомной бомбы. Все эти три формы материализма, насколько бы далеки они ни были друг от друга, молчаливо соглашались в одном — в глубоком страхе и отвращении, поч ти что ненависти к спонтанному и творческому в личности (что никак не следует смешивать с индивидуальным гением, одной из многочисленных форм проявле ния спонтанности) (Морено, 1993, с. 10-11). Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 1 1 Возможности стимулирования спонтанности, креативности, свободного на чала в человеке Морено увидел в театральной игре. Свой опыт он описал в работе «Театр спонтанности». Он исходил из идеи, что естественная склон ность людей к игре может быть использована для экспериментирования с жизненными ролями, для раскрытия спонтанного начала в человеке и разви тия его творческого потенциала. Понятие спонтанности также связано с твор ческими возможностями личности; по Морено, «спонтанность — это адекват ная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия» (Лейтц, 1994, с. 113). Постепенно вырисовываются принципы, на основе которых те атр Морено превращается в психотерапию, в психодраматическую проработ ку человеком своих проблем и конфликтов. Проигрывание собственных ро лей и ролей своих партнеров по повседневному взаимодействию помогает осознать свои проблемы, переосмыслить их, прийти — с помощью терапевта и группы — к более адекватному их пониманию и пониманию себя в целом. «Целью психодраматической терапии является высвобождение блокирован ных чувств и мыслей и перевод их в действие» (Лейтц, 1994, с. 149). Драматическое действие, проигрывание ролей — не просто методический прием, найденный Морено; с его точки зрения, «непосредственно осязаемы ми аспектами того, что называется "Я", являются роли, в которых оно дейст вует» (цит. по: Лейтц, 1994, с. 23). Именно в ролевом поведении, в ролевом взаимодействии с окружающими, по его мнению, в наибольшей степени про является Я человека с его конфликтами, внутренними и межличностными трудностями. Проведенные исследования показали, что психодраматический процесс разыгрывания ролей оказывает влияние на изменение поведения, от ношений, установок, на эмоциональное реагирование человека (Психотера певтическая энциклопедия, 1998, с. 404-405). Диалог в психодраме обеспечивается особой процедурой, главным участ ником которой является субъект (протагонист), представляющий свои про блемы. Ему помогают другие участники группы или котерапевты, исполняю щие вспомогательные роли. Терапевт, подобно режиссеру, организует дейст вие, создает общую атмосферу, побуждает протагониста и других участников игры к спонтанности. Остальные члены группы — зрители — участвуют в об суждении состоявшейся игры. По Морено, роль является продуктом интерперсонального опыта челове ка, поэтому для ее актуализации, проявления необходима ситуация взаимо действия, межличностного общения. Одной из основных техник в психодраме является обмен ролями (смена, инверсия ролей). Участники игры, импрови зируя, изображают партнеров протагониста по реальному взаимодействию (в семье, на работе и др.). При этом они исходят из собственных представле ний, однако когда их поведение перестает соответствовать представлениям протагониста, играющие меняются ролями: протагонист начинает выступать в роли своего партнера, а его роль теперь исполняют другие участники, в со ответствии с тем, как он вел себя до этого. 4 1 2 Часть III. Разрешение конфликтов Конкретная техника работы с конфликтом зависит от того, какова приро да конфликта протагониста. Г. Лейтц, известный авторитет в области психод рамы, ученица и ближайшая соратница Морено, в своей работе различает следующие виды конфликтов: интраролевой конфликт в рамках одной роли, интерролевой конфликт между различными ролями человека, интраперсо- нальный и интерперсональный конфликты. Протагонист психодрамы... не актер. То, что он играет, не является запланирован ным и отрепетированным . Он играет это в произвольном действии, на основе им провизации. Он играет собственную жизнь, настоящее, прошлое, будущее, о кото ром мечтает или которого желает; он играет все это искренне и по-настоящему, исполненный чувствами, к которым он вряд ли был бы способен на одном только вербальном уровне коммуникации. Выражая свои чувства в психодраме, он не только познает себя самого с собственной своей позиции, но и при обмене ролями со своим визави смотрит на себя его глазами. Он воспринимает точку зрения ближнего. Психодраматическое действие захватывает всю личность исполнителя, его мысли, чувства и действия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Групповая психотерапевтическая работа» з дисципліни «Психологія конфлікту»