Одно из определений консультирования, используемых в американской прак тике лицензирования, гласит: «Консультирование — это совокупность проце дур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен-4 0 4 Часть III. Разрешение конфликтов ствования личности и межличностных отношений» (Кочюнас, 1999, с. 7). Сходным образом «Психотерапевтическая энциклопедия» определяет психо логическое консультирование как профессиональную «помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации» (1998, с. 413). К этим проблемным ситуациям относятся экзистенциальные кризисы, межличностные конфлик ты, семейные затруднения, проблемы профессионального выбора. В качест ве основного отличия психологического консультирования от психотерапии подчеркивается, что «пациент воспринимается консультантом как дееспособ ный субъект, ответственный за решение своей проблемы», однако тут же от мечается, что сегодня границы между психотерапией и консультированием стираются (с. 414). Действительно, если придерживаться ортодоксальной трактовки психотерапии как метода лечения, ориентированного на личность с клиническими нарушениями, то психологическое консультирование рас считано на здоровых людей без подобных отклонений. Однако, как уже отме чалось, в наши дни понятие психотерапии, психотерапевтической помощи и психотерапевтических клиентов используется более широко, и в этом слу чае границы психотерапии и психологического консультирования становятся трудно различимыми, и подчас эти понятия начинают использоваться как си нонимы. Иллюстрируя это, Р. Кочюнас опирается на сравнение диапазона су ществующих форм работы с континуумом, один из полюсов которого — кон сультирование, а другой — психотерапия, область же между ними фактически может быть названа как консультированием, так и психотерапи ей. «Чистым» консультированием в этом примере является деятельность, на правленная на работу с ситуационными проблемами, возникающими у здоро вых индивидов и решаемыми на уровне сознания (Кочюнас, 1999, с. 12-13). Однако ориентация на «ситуационность», нередко используемая в качестве отличительного признака процесса консультирования, на самом деле харак терна не для всех его видов. Авторы «Психотерапевтической энциклопедии» считают, что в психологическом консультировании можно выделить по мень шей мере три основных подхода: 1) проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения; 2) личностно-ориентированное консультирование (counseling) предпола гает анализ личностных детерминант возникновения проблемы у чело века и работу с ними; 3) решение-ориентированное консультирование (solution talk) направле но, как явствует из его названия, на решение проблемы, поиск ресурсов и вариантов ее решения. Особо подчеркивается, что при личностно-ориентированном консульти ровании консультант воздерживается от советов и организационной помощи при решении проблемы; тем самым предполагается, что другие виды кон сультирования их, очевидно, допускают (Психотерапевтическая энциклопе дия, 1998, с. 414). Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 5 Обращения к «именитым» авторам в попытке более четко определить гра ницы психологического консультирования не проясняют ситуацию. Так, Мэй (напомним — автор первой появившейся на русском языке книги по психоло гическому консультированию) в качестве цели процесса консультирования называет трансформацию личности и указывает на основные элементы по следней фазы консультирования — факторы, способствующие трансформа ции личности. По его мнению, по крайней мере в отдельных случаях, целесо образно «изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избав ления его от проблемы». Положительная роль, которую может сыграть этот прием, тесно связана с другим фактором — созидательной функцией понима ния в целом, ибо «само понимание проблемы приводит в действие механизм трансформации». Следующий элемент — влияние эмпатической связи, воз никающей между клиентом и консультантом и способствующей позитивным и конструктивным проявлениям клиента. Важным фактором трансформации личности становится также такой значимый в работе консультанта элемент, как «утилизация переживаний клиента». Принципиальным для гуманистиче ской психологии становится представление, что «консультант должен стре миться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло» (Мэй, 1994, с. 94-98). В этом примере переплетают ся как те компоненты и приемы, которые могут считаться характерными для консультирования, так и то, что вполне типично для психотерапевтической работы. Ф. Холлис предлагает следующую классификацию техник, используемых в консультировании и социальной работе. Во-первых, это техники, которые могут быть названы поддерживающими процедурами. Они включают в себя такие действия, как демонстрация интереса, желания помочь, понимания, признание возможностей и компетентности клиента, успокаивание его отно сительно тех проблем, которые вызывают у него тревогу и вину. Это наиболее универсальные техники, применяемые фактически во всех видах практиче ской работы. Во-вторых, это процедуры прямого влияния, среди которых наиболее часто используются предложения и советы. В ситуациях социальной рабо ты сотрудник может высказать свое мнение относительно тех действий, ко торые стоит предпринять клиенту. Применение техник этого вида не столь универсально, оно более связано с особенностями консультируемого случая, и их эффективность, по мнению Холлис, в высокой степени зависит от на личия сильной позитивной связи между клиентом и консультантом. Доба вим к этому четкое описание техник прямого вмешательства, выполненное П. Пэпп: Под прямыми вмешательствами понимаются советы, объяснения, предложения, интерпретации и задания, предназначенные для того, чтобы их поняли буквально и следовали им так, как предписывает терапевт. Они имеют целью непосредствен но изменить правила или роли в семье. В их числе — обучение родителей управле-4 0 6 Часть III. Разрешение конфликтов нию детьми, перераспределение обязанностей между членами семьи, установле ние правил дисциплины, регулирование права на личную жизнь, установление возрастной иерархии и сообщение информации, которой семья не располагает. К ним относятся также содействие открытому общению, выявление скрытых чувств, установление в семье личностной обратной связи и интерпретация внут рисемейных взаимодействий. Предпринимая прямые вмешательства, терапевт рассчитывает на то, что его указаниям будут следовать, и поэтому прибегает к ним в тех случаях, когда считает, что они окажут воздействие на семью (Минухин, Фишман, 1998, с. 246-247). Третья группа — это те действия консультанта, которые могут быть назва ны катарсическими, или проясняющими. Они направлены на помощь клиен ту в проявлении и выражении его чувств, эмоционально тяжелых воспомина ний, также способствуют снижению напряжения. Следующая категория приемов широко обозначается как рефлексивное рассмотрение актуальной ситуации человека, как пишет Холлис, «конфигу рации человек — ситуация». Она включает в себя: а) приемы, направленные на описание клиентом своей ситуации, ее эко номических, социальных, физических и других аспектов, людей, с кото рыми он связан; б) приемы, имеющие своей целью прояснение того, что человек думает по поводу своих действий, своего поведения, его последствий, и направ ленные на обсуждение возможных альтернативных стратегий поведе ния, использование доступных ресурсов, его отношений с людьми, с ко торыми он связан; в) побуждение человека к рефлексивному отражению своих чувств, уста новок, представлений, которые могут не вполне осознаваться, быть не- вербализованными или не рассматриваться как значимые; побуждения к анализу собственных действий или реакций, которые могут не соот ветствовать ситуации или создавать проблемы; г) действия, направленные на уточнение отношений клиента и консуль танта. Все эти приемы, или «техники», обязательно используются, хотя бы час тично, при работе консультанта с любым случаем. Пятая категория методов включает в себя процедуры, направленные на побуждение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант ди намики его реакций, на осознание взаимосвязи между различными аспектами его поведения, на осознание его искажений реальности или неадекватных ре акций и т. д. Эта группа методов также ориентирована на осознавание челове ком своей субъективности, взаимосвязей различных аспектов своего поведе ния и внутренних реакций и т. д., но, в отличие от предыдущего, «в историче ском плане» — ранее интернализованных способов реагирования, которые становятся частью актуальной ситуации. Все эти приемы, в большей или меньшей степени используемые при работе с разными «случаями», в конеч-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 7 ном счете «работают» на понимание того, как человек воспринимает свою жизненную ситуацию — его реальную ситуацию, его способ реагирования на нее и их взаимосвязи (Hollis, 1964). Приведенные примеры, число которых могло бы быть увеличено, факти чески свидетельствуют, что психологическое консультирование сегодня — это своего рода собирательное понятие для обозначения разных видов и при емов психологической помощи людям; его непросто дифференцировать не только от психотерапевтической работы, но и от других видов психологиче ской помощи — среди которых специалисты упоминают «советы», «инфор мирование», «прямое действие», «обучение» и «системные изменения» (Пси хологическая помощь и консультирование..., 1998, с. 57). В общем, можно сказать, что психотерапию часто считают более «глубоким» (или «глубин ным») видом психологической помощи, имея в виду «глубину вовлеченности личности клиента (пациента) в процесс психотерапии в отличие от процесса консультирования» (с. 61). Соответственно считается, что консультирование релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят "встроенный" харак тер, т. е. являются следствиями не его развитых внутренних ригидных невро тических паттернов, а скорее обусловлены давлением внешних факторов» (с. 60-61). Для психологического консультирования характерно более при стальное внимание к ситуациям, которые иногда обозначаются как «давление социальной реальности». В явном или скрытом виде цели психологическо го консультирования часто связываются с расширением адаптационных воз можностей человека: это проявляется, в том числе, и в использовании выра жений типа «улучшение функционирования», «усиление эффективности» и т. д. Человек обращается за психологической консультацией, потому что у него возникают проблемы. Эти проблемы могут переживаться как межлич ностные затруднения: конфликты в семье, на работе, с другими людьми. Че ловек сам не может справиться с возникшей ситуацией, он хочет понять, что делать, как выйти из этой ситуации, как добиться понимания со стороны дру гого или, может быть, воздействовать на него и т. д. Переживаемые трудности в этом случае, как правило, описываются как интерперсональная ситуация, т. е. описание отношений, взаимодействия, поведения сторон и т. д. Эти кон фликты интерпретируются как возникающие «проблемы с другими», реше ние которых требует изменений в интерперсональной плоскости отношений и взаимодействия. При психотерапии психолог содействует диалогу человека с самим собой. Что же происходит при психологическом консультировании? Проведенный анализ дает основания для понимания процесса психологического консуль тирования в ситуациях переживаемых клиентом конфликтов как психологи ческой помощи в диалоге человека с другими. Действительно, если принять позицию, согласно которой при консультировании (в отличие от психотера пии) проблемы клиента имеют не «встроенный» характер и в большей мере обусловлены «давлением социальной реальности», то это «давление» всегда проявляется в интерперсональном контексте, в отношениях со «значимыми 4 0 8 Часть III. Разрешение конфликтов другими», в конфликтах с которыми и «персонифицируется» это «социаль ное давление». В этом смысле психологическое консультирование — по край ней мере, в том, что касается работы с конфликтами — это всегда психологи ческая помощь человеку в поиске его взаимопонимания с «другими», работа с «человеком-в-ситуации». В пользу этого свидетельствует и анализ литера туры по проблемам консультирования, в том числе и описания конкретных случаев работы. Стоит добавить, что изначально сложившаяся ориентация консультирования на «здорового индивида» открыла большие возможности работы с интерперсональными ситуациями (и, соответственно, конфликта ми), поскольку возникающие у индивида проблемы рассматриваются уже не столько как следствие его внутренних нарушений, а как результат его неэф фективного взаимодействия с окружением.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологическое консультирование» з дисципліни «Психологія конфлікту»