ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Психологическое консультирование
Одно из определений консультирования, используемых в американской прак­
тике лицензирования, гласит: «Консультирование — это совокупность проце­
дур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии
решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен-4 0 4 Часть III. Разрешение конфликтов
ствования личности и межличностных отношений» (Кочюнас, 1999, с. 7).
Сходным образом «Психотерапевтическая энциклопедия» определяет психо­
логическое консультирование как профессиональную «помощь пациенту
в поиске решения проблемной ситуации» (1998, с. 413). К этим проблемным
ситуациям относятся экзистенциальные кризисы, межличностные конфлик­
ты, семейные затруднения, проблемы профессионального выбора. В качест­
ве основного отличия психологического консультирования от психотерапии
подчеркивается, что «пациент воспринимается консультантом как дееспособ­
ный субъект, ответственный за решение своей проблемы», однако тут же от­
мечается, что сегодня границы между психотерапией и консультированием
стираются (с. 414). Действительно, если придерживаться ортодоксальной
трактовки психотерапии как метода лечения, ориентированного на личность
с клиническими нарушениями, то психологическое консультирование рас­
считано на здоровых людей без подобных отклонений. Однако, как уже отме­
чалось, в наши дни понятие психотерапии, психотерапевтической помощи
и психотерапевтических клиентов используется более широко, и в этом слу­
чае границы психотерапии и психологического консультирования становятся
трудно различимыми, и подчас эти понятия начинают использоваться как си­
нонимы. Иллюстрируя это, Р. Кочюнас опирается на сравнение диапазона су­
ществующих форм работы с континуумом, один из полюсов которого — кон­
сультирование, а другой — психотерапия, область же между ними
фактически может быть названа как консультированием, так и психотерапи­
ей. «Чистым» консультированием в этом примере является деятельность, на­
правленная на работу с ситуационными проблемами, возникающими у здоро­
вых индивидов и решаемыми на уровне сознания (Кочюнас, 1999, с. 12-13).
Однако ориентация на «ситуационность», нередко используемая в качестве
отличительного признака процесса консультирования, на самом деле харак­
терна не для всех его видов. Авторы «Психотерапевтической энциклопедии»
считают, что в психологическом консультировании можно выделить по мень­
шей мере три основных подхода:
1) проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено
на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения;
2) личностно-ориентированное консультирование (counseling) предпола­
гает анализ личностных детерминант возникновения проблемы у чело­
века и работу с ними;
3) решение-ориентированное консультирование (solution talk) направле­
но, как явствует из его названия, на решение проблемы, поиск ресурсов
и вариантов ее решения.
Особо подчеркивается, что при личностно-ориентированном консульти­
ровании консультант воздерживается от советов и организационной помощи
при решении проблемы; тем самым предполагается, что другие виды кон­
сультирования их, очевидно, допускают (Психотерапевтическая энциклопе­
дия, 1998, с. 414). Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 5
Обращения к «именитым» авторам в попытке более четко определить гра­
ницы психологического консультирования не проясняют ситуацию. Так, Мэй
(напомним — автор первой появившейся на русском языке книги по психоло­
гическому консультированию) в качестве цели процесса консультирования
называет трансформацию личности и указывает на основные элементы по­
следней фазы консультирования — факторы, способствующие трансформа­
ции личности. По его мнению, по крайней мере в отдельных случаях, целесо­
образно «изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избав­
ления его от проблемы». Положительная роль, которую может сыграть этот
прием, тесно связана с другим фактором — созидательной функцией понима­
ния в целом, ибо «само понимание проблемы приводит в действие механизм
трансформации». Следующий элемент — влияние эмпатической связи, воз­
никающей между клиентом и консультантом и способствующей позитивным
и конструктивным проявлениям клиента. Важным фактором трансформации
личности становится также такой значимый в работе консультанта элемент,
как «утилизация переживаний клиента». Принципиальным для гуманистиче­
ской психологии становится представление, что «консультант должен стре­
миться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их
в конструктивное русло» (Мэй, 1994, с. 94-98). В этом примере переплетают­
ся как те компоненты и приемы, которые могут считаться характерными для
консультирования, так и то, что вполне типично для психотерапевтической
работы.
Ф. Холлис предлагает следующую классификацию техник, используемых
в консультировании и социальной работе. Во-первых, это техники, которые
могут быть названы поддерживающими процедурами. Они включают в себя
такие действия, как демонстрация интереса, желания помочь, понимания,
признание возможностей и компетентности клиента, успокаивание его отно­
сительно тех проблем, которые вызывают у него тревогу и вину. Это наиболее
универсальные техники, применяемые фактически во всех видах практиче­
ской работы.
Во-вторых, это процедуры прямого влияния, среди которых наиболее
часто используются предложения и советы. В ситуациях социальной рабо­
ты сотрудник может высказать свое мнение относительно тех действий, ко­
торые стоит предпринять клиенту. Применение техник этого вида не столь
универсально, оно более связано с особенностями консультируемого случая,
и их эффективность, по мнению Холлис, в высокой степени зависит от на­
личия сильной позитивной связи между клиентом и консультантом. Доба­
вим к этому четкое описание техник прямого вмешательства, выполненное
П. Пэпп:
Под прямыми вмешательствами понимаются советы, объяснения, предложения,
интерпретации и задания, предназначенные для того, чтобы их поняли буквально
и следовали им так, как предписывает терапевт. Они имеют целью непосредствен­
но изменить правила или роли в семье. В их числе — обучение родителей управле-4 0 6 Часть III. Разрешение конфликтов
нию детьми, перераспределение обязанностей между членами семьи, установле­
ние правил дисциплины, регулирование права на личную жизнь, установление
возрастной иерархии и сообщение информации, которой семья не располагает.
К ним относятся также содействие открытому общению, выявление скрытых
чувств, установление в семье личностной обратной связи и интерпретация внут­
рисемейных взаимодействий. Предпринимая прямые вмешательства, терапевт
рассчитывает на то, что его указаниям будут следовать, и поэтому прибегает к ним
в тех случаях, когда считает, что они окажут воздействие на семью (Минухин,
Фишман, 1998, с. 246-247).
Третья группа — это те действия консультанта, которые могут быть назва­
ны катарсическими, или проясняющими. Они направлены на помощь клиен­
ту в проявлении и выражении его чувств, эмоционально тяжелых воспомина­
ний, также способствуют снижению напряжения.
Следующая категория приемов широко обозначается как рефлексивное
рассмотрение актуальной ситуации человека, как пишет Холлис, «конфигу­
рации человек — ситуация». Она включает в себя:
а) приемы, направленные на описание клиентом своей ситуации, ее эко­
номических, социальных, физических и других аспектов, людей, с кото­
рыми он связан;
б) приемы, имеющие своей целью прояснение того, что человек думает по
поводу своих действий, своего поведения, его последствий, и направ­
ленные на обсуждение возможных альтернативных стратегий поведе­
ния, использование доступных ресурсов, его отношений с людьми, с ко­
торыми он связан;
в) побуждение человека к рефлексивному отражению своих чувств, уста­
новок, представлений, которые могут не вполне осознаваться, быть не-
вербализованными или не рассматриваться как значимые; побуждения
к анализу собственных действий или реакций, которые могут не соот­
ветствовать ситуации или создавать проблемы;
г) действия, направленные на уточнение отношений клиента и консуль­
танта.
Все эти приемы, или «техники», обязательно используются, хотя бы час­
тично, при работе консультанта с любым случаем.
Пятая категория методов включает в себя процедуры, направленные на
побуждение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант ди­
намики его реакций, на осознание взаимосвязи между различными аспектами
его поведения, на осознание его искажений реальности или неадекватных ре­
акций и т. д. Эта группа методов также ориентирована на осознавание челове­
ком своей субъективности, взаимосвязей различных аспектов своего поведе­
ния и внутренних реакций и т. д., но, в отличие от предыдущего, «в историче­
ском плане» — ранее интернализованных способов реагирования, которые
становятся частью актуальной ситуации. Все эти приемы, в большей или
меньшей степени используемые при работе с разными «случаями», в конеч-Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция 4 0 7
ном счете «работают» на понимание того, как человек воспринимает свою
жизненную ситуацию — его реальную ситуацию, его способ реагирования на
нее и их взаимосвязи (Hollis, 1964).
Приведенные примеры, число которых могло бы быть увеличено, факти­
чески свидетельствуют, что психологическое консультирование сегодня —
это своего рода собирательное понятие для обозначения разных видов и при­
емов психологической помощи людям; его непросто дифференцировать не
только от психотерапевтической работы, но и от других видов психологиче­
ской помощи — среди которых специалисты упоминают «советы», «инфор­
мирование», «прямое действие», «обучение» и «системные изменения» (Пси­
хологическая помощь и консультирование..., 1998, с. 57). В общем, можно
сказать, что психотерапию часто считают более «глубоким» (или «глубин­
ным») видом психологической помощи, имея в виду «глубину вовлеченности
личности клиента (пациента) в процесс психотерапии в отличие от процесса
консультирования» (с. 61). Соответственно считается, что консультирование
релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят "встроенный" харак­
тер, т. е. являются следствиями не его развитых внутренних ригидных невро­
тических паттернов, а скорее обусловлены давлением внешних факторов»
(с. 60-61). Для психологического консультирования характерно более при­
стальное внимание к ситуациям, которые иногда обозначаются как «давление
социальной реальности». В явном или скрытом виде цели психологическо­
го консультирования часто связываются с расширением адаптационных воз­
можностей человека: это проявляется, в том числе, и в использовании выра­
жений типа «улучшение функционирования», «усиление эффективности»
и т. д. Человек обращается за психологической консультацией, потому что
у него возникают проблемы. Эти проблемы могут переживаться как межлич­
ностные затруднения: конфликты в семье, на работе, с другими людьми. Че­
ловек сам не может справиться с возникшей ситуацией, он хочет понять, что
делать, как выйти из этой ситуации, как добиться понимания со стороны дру­
гого или, может быть, воздействовать на него и т. д. Переживаемые трудности
в этом случае, как правило, описываются как интерперсональная ситуация,
т. е. описание отношений, взаимодействия, поведения сторон и т. д. Эти кон­
фликты интерпретируются как возникающие «проблемы с другими», реше­
ние которых требует изменений в интерперсональной плоскости отношений
и взаимодействия.
При психотерапии психолог содействует диалогу человека с самим собой.
Что же происходит при психологическом консультировании? Проведенный
анализ дает основания для понимания процесса психологического консуль­
тирования в ситуациях переживаемых клиентом конфликтов как психологи­
ческой помощи в диалоге человека с другими. Действительно, если принять
позицию, согласно которой при консультировании (в отличие от психотера­
пии) проблемы клиента имеют не «встроенный» характер и в большей мере
обусловлены «давлением социальной реальности», то это «давление» всегда
проявляется в интерперсональном контексте, в отношениях со «значимыми 4 0 8 Часть III. Разрешение конфликтов
другими», в конфликтах с которыми и «персонифицируется» это «социаль­
ное давление». В этом смысле психологическое консультирование — по край­
ней мере, в том, что касается работы с конфликтами — это всегда психологи­
ческая помощь человеку в поиске его взаимопонимания с «другими», работа
с «человеком-в-ситуации». В пользу этого свидетельствует и анализ литера­
туры по проблемам консультирования, в том числе и описания конкретных
случаев работы. Стоит добавить, что изначально сложившаяся ориентация
консультирования на «здорового индивида» открыла большие возможности
работы с интерперсональными ситуациями (и, соответственно, конфликта­
ми), поскольку возникающие у индивида проблемы рассматриваются уже не
столько как следствие его внутренних нарушений, а как результат его неэф­
фективного взаимодействия с окружением.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологическое консультирование» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Банки в ролі андеррайтерів
Аудит формування фінансових результатів
Методи оцінки реальних інвестиційних проектів
СУТНІСТЬ ГРОШЕЙ. ГРОШІ ЯК ГРОШІ І ГРОШІ ЯК КАПІТАЛ
АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ. СУТТЄВІСТЬ ПОМИЛОК


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1105 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП