ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

«Силовые» методы разрешения конфликтов
П. Карневал и Д. Пруитт считают, что частое обращение к силовым методам
разрешения конфликтов определяется следующими основными факторами:
трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга; низкий уровень
доверия между сторонами; убежденность, что с помощью борьбы можно до­
биться большего, чем с помощью переговоров; ответная реакция на силовые
действия противостоящей стороны (Carnevale, Pruitt, 1992, p. 533).
К этому необходимо добавить, что использование «силовых» методов раз­
решения конфликта имеет глубокие культурные корни. Ориентация на победу
является основным стимулом к использованию «борьбы», «силовых» мето­
дов для достижения своих целей. В свое время Хорни писала о распростра­
ненности в культуре тенденций к соперничеству: «В соперничестве и борьбе,
свойственных нашей культуре, часто бывает выгодно попытаться причинить
вред сопернику для того, чтобы укрепить собственное положение или свою
славу или устранить из борьбы потенциального соперника» (Хорни, 1993,
с. 149). Сегодня, хотя и не утрачен интерес к классическим работам, ориенти­
рованным на поиск биологических и индивидуально-психологических кор­
ней агрессии (Лоренц, 1994; Фромм, 1994), признается бесспорным, что куль­
турные установки оказывают несомненное влияние на стратегии поведения
участников конфликта, на выбор ими способов его разрешения, в том числе
и на агрессивное поведение (Leyens, Fraszek, 1984). Идеалы непримиримости,
готовности «идти до конца», стандарты «борьбы до последнего» привели к от­
кровенному доминированию силовых методов воздействия на партнера в кон­
фликте. По нашим наблюдениям, в конфликте начальной является «проба»
силовых методов (от попыток настоять на своем, уговорить, доказать приори­
тет своей позиции и т. д. до «жесткого» давления, угроз, форм шантажа и др.)
и лишь после этого — если успех не достигнут — партнеры вынужденно пере­
ходят к переговорам. Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция 3 4 9
Если культурные стереотипы «быть сильным», «быть на уровне» означают
применение силы, то человек, стремясь к соответствию своего поведения рас­
пространенным культурным образцам, будет использовать силовые методы.
В. Лефевр, подчеркивая культурное, нормативное происхождения этого яв­
ления, называет его «ритуальной агрессивностью» (Лефевр, 1990).
Например, по мнению многих исследователей, уже в области воспитания
и образования, противореча самому себе в исповедуемых идеях всеобщей со­
лидарности, общество насаждает довольно жесткие и агрессивные способы
разрешения возникающих противоречий. В частности, Б. Брок-Утне, автор
статьи, посвященной роли образования в формировании морально-этических
норм, считает, что сама система образования учит соперничеству и что чело­
веку с самого детства внушают, что «важно опередить другого, быть сильнее,
смелее, быстрее, а для того чтобы оказаться впереди, нужно теснить других»,
чем фактически насаждается концепция силы в человеческих отношениях
(Брок-Утне, 1989, с. 124). В свою очередь, в учебниках истории большое ме­
сто занимают описания войн, даже неуспешных, и таким образом главное
внимание уделяется результатам, достигнутым с использованием силы, а не
результатам применения ненасильственных средств. Более того, по мнению
автора,
если при урегулировании конфликта используются как насильственные, так и не­
насильственные средства, то обычно упоминается лишь о первых. Если примене­
ние насилия не дало желаемых результатов, то причины неудачи почему-то не
ищут в самом факте применения силы. Какие обстоятельства благоприятствовали
победителю и в чем была ошибка побежденной стороны? Никогда даже не выдви­
гается предположение, что корень зла может заключаться в самом применении си­
лы. Зато, если ненасильственные средства не приносят успеха, мгновенно делает­
ся вывод о бесполезности любой формы ненасильственных действий.
На основании своего анализа Брок-Утне приходит к выводу о том, что
«способность людей разрешать конфликты понижается» (там же, с. 137).
К. Ситарам и Г. Когделл в работе, посвященной межкультурной коммуни­
кации, относят агрессивность к числу первичных ценностей западных куль­
тур и черных культур Америки.
Хотя в западных культурах и существуют правила, определяющие границы агрес­
сивности, успех, достигнутый за счет нарушения некоторых из этих правил, часто
прощается. Некоторые виды усиленной агрессивности являются результатом обу­
чения и подготовки большинства западных детей на раннем периоде их развития.
Они тренируются быть настойчивыми. Их учат не сдаваться перед ошибками
и препятствиями. Их учат «использовать» других для достижения своих целей...
Агрессивность — базовая ценность западного образа жизни... (Ситарам, Когделл,
1992, с. 115).
В соответствии с современной точкой зрения агрессия, бесспорно являю­
щаяся деструктивным процессом, не выступает в качестве обязательного 3 5 0 Часть III. Разрешение конфликтов
атрибута конфликта. И хотя агрессия может также быть названа конфлик­
том, конфликт способен протекать без агрессии (Boardman, Horowitz, 1994,
p. 3-4). «Конфликты являются естественной частью социальной жизни чело­
века, но они превращаются в проблему только через их решение. Средства
и методы разрешения конфликта определяют, будет ли конфликт позитив­
ным или негативным».
Разрушительные последствия «борьбы» на протяжении всей истории че­
ловечества заставляют искать способы ее ограничения. В XX веке были сфор­
мулированы идеи особого вида борьбы — ненасильственного сопротивления.
Считается, что идеал ненасилия сформулирован в Нагорной проповеди
Иисуса Христа. Ненасилие связывается с борьбой за справедливость — не
подчиняться насилию, сопротивляться, не прибегать к насилию; развитие
идей ненасильственной борьбы и возникновение ее практики олицетворяется
именами М. Ганди, Л. Толстого, М. Л. Кинга (Антология ненасилия, 1992).
По мнению специалистов, сегодня интерес больше проявляется к практике
этого типа общественных отношений, чем к теоретическому обоснованию
идей. Интерес к принципам ненасилия в практике человеческих отношений
связан с признанием того, что «концепция ненасилия, акцентируя общече­
ловеческие ценности, является фактором, сдерживающим насилие» (Гостев,
1993, с. 37). Противоречие между признанием аморальности насилия и одно­
временной невозможностью примирения со злом заставляет искать «рамки
применения принципов ненасилия».
Возможно, осознание этой проблемы и потребности в ее решении потребу­
ет фундаментальной перестройки системы образования и воспитания. Сего­
дня — в интересующем нас аспекте — специалисты работают над внедрением
образовательных и воспитательных программ, направленных на развитие ми­
ролюбия и навыков «мирного» разрешения конфликтов. Принципиальная
возможность такого рода обучения основана на позиции, согласно которой
насильственные способы поведения являются приобретенными в ходе куль­
турного опыта, а значит, возможно научение и ненасильственным, «мирным»
способам поведения в конфликте.

Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Силовые» методы разрешения конфликтов» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ
ОРГАНІЗАЦІЯ І СТРУКТУРА АУДИТОРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 1728 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП