ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Групповые факторы определения ситуации
Наша принадлежность к определенному социальному и культурному слою
объективно оказывает влияние на то, «в каких наиболее типичных стрессо-2 0 8 Часть II. Феноменология конфликтов
вых или конфликтных ситуациях мы оказываемся, а также как мы справля­
емся с ними» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 31).
Даже психоаналитики с их приверженностью к преимущественно интра-
психическому объяснению конфликтов человека по мере отхода от ортодо­
ксального психоанализа обращаются к куль-
Тот факт, что большинству людей в дан­
ной культуре приходится сталкиваться с
теми же самыми проблемами, наводит
на мысль, что эти проблемы порождены
специфическими жизненными условия­
ми, существующими в данной культуре.
К. Хорни
турным факторам их возникновения. Хорни
пишет, что хотя «судьбой отдельного челове­
ка является иметь деспотическую или "жерт­
вующую собой ради детей" мать, но тот или
иной тип матерей определяется данными
культурными условиями» (Хорни, 1993, с. 8).
Тема «культурного» происхождения про­
блем человека далее становится ведущей у
многих психологов. Мэй на примере анализа появляющихся у невротиков
проблем показывает их изменение во времени. Пациентов Фрейда с их сексу­
альными проблемами сменили невротики с повышенной агрессивностью.
Тридцатые — начало сороковых годов были отмечены появлением у пациен­
тов тревоги как общей черты характера. Сменившая ее проблема идентично­
сти уступила место переживаниям людьми чувства апатии, связанной с утра­
той или обесцениванием смысловых основ существования. Мэй, правда с
понятными сомнениями, но все же упоминает точку зрения, в соответствии
с которой в наше время слово «невроз» долж-
В наше время человек, раздираемый
психологическими страстями, несет в
себе бремя сотрясающих его эпоху кон­
фликтов.
Р.Мэй
но быть заменено на «соционоз» (Мэй, 1997,
с. 19-23).
В рамках интеракционистской традиции
выполнено немало исследований, основанных
на том предположении, что индивиды, живу­
щие или функционирующие в условиях, гомо­
генных по значимым физическим, биологическим, социальным, культурным
характеристикам, будут в определенной степени разделять общие представ­
ления о мире и проявлять сходство в восприятии общих ситуаций (Stokols,
1981). Это справедливо для индивидов, принадлежащих к одной и той же
культуре, к одной и той же субкультуре, к одной и той же рабочей группе,
к одной и той же паре и т. д. (Magnusson, 1981, р. 28).
Традиционными в этом отношении являются попытки изучения зависи­
мости восприятия тех или иных ситуаций от факторов культуры. Например,
в исследовании Магнуссона и Статтин были выявлены отчетливые культур­
ные различия в восприятии разных ситуаций (например, «быть одному до­
ма», «быть одному в лесу» и др.) с точки зрения вызываемой ими тревожно­
сти (Magnusson, 1981, р. 29) (рис. 6.3).
Психологическая диагностика профессиональных групп также исходит из
предположения о переживании лицами одной и той же профессии общих си­
туаций. Так, в серии работ К. Маслак показано, как представители так назы­
ваемых «помогающих» профессий постоянно оказываются в ситуациях, вы-Глава 6 . Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 0 9
зывающих эмоциональный стресс, что постепенно может приводить к разви­
тию у них «синдрома выгорания» (Maslach, 1982).
Приведем пример нашего исследования, в котором были получены анало­
гичные данные об общности ситуаций, переживаемых членами организаций,
находящимися в одной и той же организационной позиции.
В трех разных организациях был проведен анкетный опрос рабочих и ра­
ботников среднего руководящего звена (всего было опрошено 304 человека).
Среди прочего были получены двусторонние (руководители по отношению
к рабочим и рабочие по отношению к руководителям) оценки одной и той же
системы взаимоотношений и степени ее конфликтности. Если бы речь шла
просто об обусловленности реакций людей объективными факторами, то
оценки одной и той же ситуации разными категориями работников в рамках
одной организации должны были бы быть близки друг к другу- Однако, со­
поставив данные, полученные в разных организациях, мы обнаружили совпа­
дение оценок не по «общему пространству жизни» в организации, но по
принципу позиции, занимаемой работниками в организации, т. е. категории,
к которой они относились. Опрос рабочих трех совершенно разных организа­
ций продемонстрировал значительное совпадение «профилей конфликтно­
сти» их отношений с руководителями. Оценки тех же отношений со стороны
руководителей не совпадали с оценками их подчиненных, но обнаруживали 2 1 0 Часть II. Феноменология конфликтов
несомненную близость между собой (рис. 6.4). Аналогичные данные получе­
ны и при двусторонней оценке (рабочими и руководителями) социально-
производственной ситуации по другим параметрам (не по частоте конфлик­
тов): хотя между оценками рабочих и руководителей может быть обнаружена
известная близость, мнения рабочих трех разных организаций оказались зна­
чительно ближе друг другу (это же касается и позиций, которых придержива­
ются их руководители).
Таким образом, между факторами объективной ситуации и их восприяти­
ем возникла опосредующая переменная — позиция индивида относительно
этой ситуации, его место в системе взаимоотношений с соответствующими
правами, обязанностями, степенью ответственности и т. д., которая оказала
более сильное влияние на его оценку ситуации, чем объективные аспекты са-
мой этой ситуации. Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 1 1
Описанные выше факторы «среды», относятся ли они к культурному или
организационному пространству, будут оказывать влияние на то, какова
структура типичных, повседневно окружающих человека обстоятельств и ка­
кие из них с большей вероятностью будут интерпретироваться как стрессо­
вые, конфликтные.
Многочисленные данные относятся к влиянию возраста и пола на преиму­
щественный характер конфликтов. Например, можно говорить о наличии
разных возрастных проблем и соответственно о структуре потенциальных
конфликтных ситуаций, связанных с возрастом. Известно, что в общем жиз­
ненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена ко­
торых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопро­
вождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующи­
ми возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности.
Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного
развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индиви­
дом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы
переживает человек в том или ином возрасте.
Конфликты раннего детства были предметом наиболее пристального вни­
мания в психоаналитической традиции: описывая конфликтную природу че­
ловека, психоаналитики придавали проблемам детства особое значение. В пре­
дисловии ко второму изданию своей работы «Конфликты детской души»
К. Юнг пишет о множественности возможных подходов к этой проблеме:
фрейдовской психологии с ее принципом удовольствия, адлеровской психо­
логии с позиции принципа власти, с точки зрения развития логических про­
цессов у ребенка, наконец, с религиозно-психологических позиций и разви­
тия у него понятий о Боге. Сам Юнг считает свой подход психобиологиче­
ским, основанным на развитии у ребенка сексуального интереса, а также на
значении мышления и понимания в решении душевных конфликтов. Напри­
мер, четырехлетняя Анна проявляет интерес к проблеме смерти и тому, что
происходит с человеком после нее, переживает рождение брата, страх смерти
матери, обдумывает и обсуждает проблемы происхождения детей, отношений
родителей и т. д. Она фактически пытается создать собственную концепцию
жизни, ищет ответы на появляющиеся у нее вопросы и старается как-то раз­
решить возникающие при этом противоречия. Проблема смерти и рождения
находит у Анны логически приемлемую для нее интерпретацию: после смер­
ти человек становится ангелом, а затем — ребенком. Рождение братика требу­
ет новых объяснений, к которым добавляется детская ревность, потребность
в осмыслении своего нового опыта и места в системе семейных отношений
и подтверждении материнской привязанности и т. д. (Юнг, 1995). Многие ра­
боты психоаналитиков, подобно работе К. Юнга, содержат примеры прекрас­
ных описаний проблем детской души и отношений детей с миром взрослых.
Из других периодов детства наиболее часто предметом внимания психоло­
гов становился подростковый возраст, в котором конфликты приобретают
особое значение. 2 1 2 Часть II. Феноменология конфликтов
Общеизвестно выражение «трудности переходного возраста», ставшее
устойчивым штампом обыденной речи, используемым для характеристики
проблем подросткового периода. Левин считал подростка маргиналом, нахо­
дящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не пришедшим
в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «переходность» подростка,
и сущность его психологических проблем: он уже не хочет быть ребенком, но
еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных.
Именно это главное противоречие подросткового периода развития и приво­
дит к типичным трудностям, переживаемым в это время, прежде всего к про­
блемам в отношениях со взрослыми, неадекватным поступкам вплоть до де-
виантного поведения, направленного на подтверждение своей «взрослости».
Причем, по Левину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколь­
ко резкими являются границы между этими двумя группами — миром взрос­
лых и детей.
В любом случае одной из главных особенностей поведения подростка ста­
новится его эмансипация, отдаление от родителей и растущая ориентация на
мир сверстников и их групповых отношений.
Конфликты в этом возрасте могут являться естественным следствием ин­
тенсивного, но не всегда адекватного овладения подростками новыми для
них формами социального взаимодействия, но могут обладать и своего рода
самоценностью.
М. В. Розин, изучавший подростковую субкультуру, отмечает особую роль
конфликтов в этом возрасте:
Семейные конфликты для подростка не побочные следствия неформальной жиз­
ни, а предмет гордости. Неформалы постоянно пересказывают друг другу свои до­
машние приключения, и чем они серьезнее, тем сильнее поднимается статус под­
ростка в неформальной группе. Конфликты нужны подростку так же, как длинные
волосы или клепаная куртка, чтобы демонстрировать их перед сверстниками (Ро­
зин, 1990, с. 92).
Образ родителей может включать в себя разные характеристики — они
«ограниченные», «не понимающие своих детей», «мещане» или «добрые»,
«заботливые» и т. д. Неизменным, однако, остается общий принцип: «Родите­
ли всегда мешают жить». Сам подросток при этом в собственном описании
предстает «пассивным в конфликте с родителями, он живет так, как ему пред­
ставляется правильным, не задевает родителей, пытается отстраниться от
них, разграничить сферы жизни, родители же оказываются активной, напа­
дающей стороной, пытаются с помощью силы изменить своего ребенка» (там
же, с. 93). По мнению автора, одна из причин подобных конфликтов для ре­
бенка — это потребность в событийности.
Как известно, детский и подростковый возраст в прошлом были объектом
особенно пристального внимания психологов.
Меньшая изученность старших возрастов не исключает, однако, возмож­
ности прийти к определенным заключениям о потенциальных причинах кон-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 1 3
фликтов, характерных для данных возрастных категорий. Примечательно,
что одну из глав своей книги о возрастных проблемах людей Г. Шихи называ­
ет «Предсказуемые кризисы зрелого возраста». Какие же это кризисы? Это
отдаление от дома после восемнадцати лет, поиск своего места в жизни два­
дцатилетними, осмысление сделанного и новые искания в тридцать, середина
жизни между тридцатью пятью и сорока пятью годами, когда постепенно на­
чинают уходить молодость и физические силы, меняются привычные роли, и,
наконец, старший возраст, где человека ожидают удовлетворенность прожи­
той жизнью или новые кризисы (Шихи, 1999).
Эмпирические доказательства возрастной предрасположенности человека
к «проблемности» тех или иных аспектов своего взаимодействия с окружаю­
щими часто приводятся в социально-психологических исследованиях отно­
шений в группах или организациях. Например, в проведенном нами масштаб­
ном исследовании в производственных коллективах (в котором участвовали
более трех тысяч человек) были выявлены бесспорные различия в оценках
частоты конфликтов между работниками разных возрастов: на общем фоне
явно выделялась самая молодая группа работников, для которых были харак­
терны причины конфликтов, очевидно связанные с проблемами их адаптации
к производству и социальной ситуации в группе.
В том же исследовании были получены данные о влиянии фактора пола на
предрасположенность к оценке тех или иных аспектов своего взаимодействия
с другими как конфликтных. Так, в нашем исследовании женщины в трудо­
вых коллективах были склонны считать свои отношения с коллегами более
конфликтными в тех аспектах, которые прямо касались их личных потребно­
стей (зарплата, распределение премий, время отпусков, сверхурочная работа
и т. д.), тогда как мужчины отмечали повышенную конфликтогенность орга­
низационных проблем (распределение обязанностей, производственные труд­
ности и др.). Частоту конфликтов с руководителем мужчины оценивали как
более высокую, связывая при этом причины возможных конфликтов с нару­
шением должностных инструкций (например, с необходимостью выполнения
функций, не входящих в прямые обязанности), производственными трудно­
стями, условиями труда и перспективами роста.
Основываясь на приведенных данных, можно сказать, что в каждой куль­
туре и в каждом социальном слое существуют имплицитные представления
о природе конфликта, которые определяют наше восприятие тех или иных
ситуаций как конфликтных. Этнографические описания изобилуют забавны­
ми примерами коллизий, возникающих между исследователями и местными
жителями на почве несовпадения их культурных обычаев, норм поведения,
ритуалов и т. д. Вспомним уже приводившийся пример исследования, в кото­
ром было показано, что содержание, вкладываемое членами группы в поня­
тие конфликта, различалось в зависимости от характера этой группы и уровня
ее развития. Далее, каждый социальный слой, профессиональная или, напри­
мер, возрастная группа имеют в своем жизненном пространстве ряд типич­
ных стрессовых или конфликтных ситуаций. Для членов научного коллектива 2 1 4 Часть II. Феноменология конфликтов
особенно важны взаимные оценки профессиональной компетентности, науч­
ная добросовестность и уважение авторских прав друг друга и т. д.; у подрост­
ков действуют свои стереотипные представления о том, какие ситуации взаи­
модействия, поступки товарищей считать неприемлемыми. Так проявляется
наше «коллективно разделяемое» знание о том, что такое конфликт. В таких
случаях мы и говорим об обусловленности нашего поведения и восприятия
окружающего мира групповыми факторами.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Групповые факторы определения ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Кошмарна сенсація! Де знаходиться - ПЕКЛО?!
Загадка пешехода и паровоза
Аудиторський висновок та його види


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 852 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП