Наша принадлежность к определенному социальному и культурному слою объективно оказывает влияние на то, «в каких наиболее типичных стрессо-2 0 8 Часть II. Феноменология конфликтов вых или конфликтных ситуациях мы оказываемся, а также как мы справля емся с ними» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 31). Даже психоаналитики с их приверженностью к преимущественно интра- психическому объяснению конфликтов человека по мере отхода от ортодо ксального психоанализа обращаются к куль- Тот факт, что большинству людей в дан ной культуре приходится сталкиваться с теми же самыми проблемами, наводит на мысль, что эти проблемы порождены специфическими жизненными условия ми, существующими в данной культуре. К. Хорни турным факторам их возникновения. Хорни пишет, что хотя «судьбой отдельного челове ка является иметь деспотическую или "жерт вующую собой ради детей" мать, но тот или иной тип матерей определяется данными культурными условиями» (Хорни, 1993, с. 8). Тема «культурного» происхождения про блем человека далее становится ведущей у многих психологов. Мэй на примере анализа появляющихся у невротиков проблем показывает их изменение во времени. Пациентов Фрейда с их сексу альными проблемами сменили невротики с повышенной агрессивностью. Тридцатые — начало сороковых годов были отмечены появлением у пациен тов тревоги как общей черты характера. Сменившая ее проблема идентично сти уступила место переживаниям людьми чувства апатии, связанной с утра той или обесцениванием смысловых основ существования. Мэй, правда с понятными сомнениями, но все же упоминает точку зрения, в соответствии с которой в наше время слово «невроз» долж- В наше время человек, раздираемый психологическими страстями, несет в себе бремя сотрясающих его эпоху кон фликтов. Р.Мэй но быть заменено на «соционоз» (Мэй, 1997, с. 19-23). В рамках интеракционистской традиции выполнено немало исследований, основанных на том предположении, что индивиды, живу щие или функционирующие в условиях, гомо генных по значимым физическим, биологическим, социальным, культурным характеристикам, будут в определенной степени разделять общие представ ления о мире и проявлять сходство в восприятии общих ситуаций (Stokols, 1981). Это справедливо для индивидов, принадлежащих к одной и той же культуре, к одной и той же субкультуре, к одной и той же рабочей группе, к одной и той же паре и т. д. (Magnusson, 1981, р. 28). Традиционными в этом отношении являются попытки изучения зависи мости восприятия тех или иных ситуаций от факторов культуры. Например, в исследовании Магнуссона и Статтин были выявлены отчетливые культур ные различия в восприятии разных ситуаций (например, «быть одному до ма», «быть одному в лесу» и др.) с точки зрения вызываемой ими тревожно сти (Magnusson, 1981, р. 29) (рис. 6.3). Психологическая диагностика профессиональных групп также исходит из предположения о переживании лицами одной и той же профессии общих си туаций. Так, в серии работ К. Маслак показано, как представители так назы ваемых «помогающих» профессий постоянно оказываются в ситуациях, вы-Глава 6 . Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 0 9 зывающих эмоциональный стресс, что постепенно может приводить к разви тию у них «синдрома выгорания» (Maslach, 1982). Приведем пример нашего исследования, в котором были получены анало гичные данные об общности ситуаций, переживаемых членами организаций, находящимися в одной и той же организационной позиции. В трех разных организациях был проведен анкетный опрос рабочих и ра ботников среднего руководящего звена (всего было опрошено 304 человека). Среди прочего были получены двусторонние (руководители по отношению к рабочим и рабочие по отношению к руководителям) оценки одной и той же системы взаимоотношений и степени ее конфликтности. Если бы речь шла просто об обусловленности реакций людей объективными факторами, то оценки одной и той же ситуации разными категориями работников в рамках одной организации должны были бы быть близки друг к другу- Однако, со поставив данные, полученные в разных организациях, мы обнаружили совпа дение оценок не по «общему пространству жизни» в организации, но по принципу позиции, занимаемой работниками в организации, т. е. категории, к которой они относились. Опрос рабочих трех совершенно разных организа ций продемонстрировал значительное совпадение «профилей конфликтно сти» их отношений с руководителями. Оценки тех же отношений со стороны руководителей не совпадали с оценками их подчиненных, но обнаруживали 2 1 0 Часть II. Феноменология конфликтов несомненную близость между собой (рис. 6.4). Аналогичные данные получе ны и при двусторонней оценке (рабочими и руководителями) социально- производственной ситуации по другим параметрам (не по частоте конфлик тов): хотя между оценками рабочих и руководителей может быть обнаружена известная близость, мнения рабочих трех разных организаций оказались зна чительно ближе друг другу (это же касается и позиций, которых придержива ются их руководители). Таким образом, между факторами объективной ситуации и их восприяти ем возникла опосредующая переменная — позиция индивида относительно этой ситуации, его место в системе взаимоотношений с соответствующими правами, обязанностями, степенью ответственности и т. д., которая оказала более сильное влияние на его оценку ситуации, чем объективные аспекты са- мой этой ситуации. Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 1 1 Описанные выше факторы «среды», относятся ли они к культурному или организационному пространству, будут оказывать влияние на то, какова структура типичных, повседневно окружающих человека обстоятельств и ка кие из них с большей вероятностью будут интерпретироваться как стрессо вые, конфликтные. Многочисленные данные относятся к влиянию возраста и пола на преиму щественный характер конфликтов. Например, можно говорить о наличии разных возрастных проблем и соответственно о структуре потенциальных конфликтных ситуаций, связанных с возрастом. Известно, что в общем жиз ненном цикле человека различаются отдельные возрастные стадии, смена ко торых — переходные периоды — может проходить достаточно бурно, сопро вождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующи ми возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Возрастные периоды, помимо особенностей психического и личностного развития, различаются еще и по характеру проблем, встающих перед индиви дом, по тому, какие типичные трудности, критические ситуации или кризисы переживает человек в том или ином возрасте. Конфликты раннего детства были предметом наиболее пристального вни мания в психоаналитической традиции: описывая конфликтную природу че ловека, психоаналитики придавали проблемам детства особое значение. В пре дисловии ко второму изданию своей работы «Конфликты детской души» К. Юнг пишет о множественности возможных подходов к этой проблеме: фрейдовской психологии с ее принципом удовольствия, адлеровской психо логии с позиции принципа власти, с точки зрения развития логических про цессов у ребенка, наконец, с религиозно-психологических позиций и разви тия у него понятий о Боге. Сам Юнг считает свой подход психобиологиче ским, основанным на развитии у ребенка сексуального интереса, а также на значении мышления и понимания в решении душевных конфликтов. Напри мер, четырехлетняя Анна проявляет интерес к проблеме смерти и тому, что происходит с человеком после нее, переживает рождение брата, страх смерти матери, обдумывает и обсуждает проблемы происхождения детей, отношений родителей и т. д. Она фактически пытается создать собственную концепцию жизни, ищет ответы на появляющиеся у нее вопросы и старается как-то раз решить возникающие при этом противоречия. Проблема смерти и рождения находит у Анны логически приемлемую для нее интерпретацию: после смер ти человек становится ангелом, а затем — ребенком. Рождение братика требу ет новых объяснений, к которым добавляется детская ревность, потребность в осмыслении своего нового опыта и места в системе семейных отношений и подтверждении материнской привязанности и т. д. (Юнг, 1995). Многие ра боты психоаналитиков, подобно работе К. Юнга, содержат примеры прекрас ных описаний проблем детской души и отношений детей с миром взрослых. Из других периодов детства наиболее часто предметом внимания психоло гов становился подростковый возраст, в котором конфликты приобретают особое значение. 2 1 2 Часть II. Феноменология конфликтов Общеизвестно выражение «трудности переходного возраста», ставшее устойчивым штампом обыденной речи, используемым для характеристики проблем подросткового периода. Левин считал подростка маргиналом, нахо дящимся между двумя группами, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «переходность» подростка, и сущность его психологических проблем: он уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных. Именно это главное противоречие подросткового периода развития и приво дит к типичным трудностям, переживаемым в это время, прежде всего к про блемам в отношениях со взрослыми, неадекватным поступкам вплоть до де- виантного поведения, направленного на подтверждение своей «взрослости». Причем, по Левину, эти конфликты и их протекание зависят от того, насколь ко резкими являются границы между этими двумя группами — миром взрос лых и детей. В любом случае одной из главных особенностей поведения подростка ста новится его эмансипация, отдаление от родителей и растущая ориентация на мир сверстников и их групповых отношений. Конфликты в этом возрасте могут являться естественным следствием ин тенсивного, но не всегда адекватного овладения подростками новыми для них формами социального взаимодействия, но могут обладать и своего рода самоценностью. М. В. Розин, изучавший подростковую субкультуру, отмечает особую роль конфликтов в этом возрасте: Семейные конфликты для подростка не побочные следствия неформальной жиз ни, а предмет гордости. Неформалы постоянно пересказывают друг другу свои до машние приключения, и чем они серьезнее, тем сильнее поднимается статус под ростка в неформальной группе. Конфликты нужны подростку так же, как длинные волосы или клепаная куртка, чтобы демонстрировать их перед сверстниками (Ро зин, 1990, с. 92). Образ родителей может включать в себя разные характеристики — они «ограниченные», «не понимающие своих детей», «мещане» или «добрые», «заботливые» и т. д. Неизменным, однако, остается общий принцип: «Родите ли всегда мешают жить». Сам подросток при этом в собственном описании предстает «пассивным в конфликте с родителями, он живет так, как ему пред ставляется правильным, не задевает родителей, пытается отстраниться от них, разграничить сферы жизни, родители же оказываются активной, напа дающей стороной, пытаются с помощью силы изменить своего ребенка» (там же, с. 93). По мнению автора, одна из причин подобных конфликтов для ре бенка — это потребность в событийности. Как известно, детский и подростковый возраст в прошлом были объектом особенно пристального внимания психологов. Меньшая изученность старших возрастов не исключает, однако, возмож ности прийти к определенным заключениям о потенциальных причинах кон-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 1 3 фликтов, характерных для данных возрастных категорий. Примечательно, что одну из глав своей книги о возрастных проблемах людей Г. Шихи называ ет «Предсказуемые кризисы зрелого возраста». Какие же это кризисы? Это отдаление от дома после восемнадцати лет, поиск своего места в жизни два дцатилетними, осмысление сделанного и новые искания в тридцать, середина жизни между тридцатью пятью и сорока пятью годами, когда постепенно на чинают уходить молодость и физические силы, меняются привычные роли, и, наконец, старший возраст, где человека ожидают удовлетворенность прожи той жизнью или новые кризисы (Шихи, 1999). Эмпирические доказательства возрастной предрасположенности человека к «проблемности» тех или иных аспектов своего взаимодействия с окружаю щими часто приводятся в социально-психологических исследованиях отно шений в группах или организациях. Например, в проведенном нами масштаб ном исследовании в производственных коллективах (в котором участвовали более трех тысяч человек) были выявлены бесспорные различия в оценках частоты конфликтов между работниками разных возрастов: на общем фоне явно выделялась самая молодая группа работников, для которых были харак терны причины конфликтов, очевидно связанные с проблемами их адаптации к производству и социальной ситуации в группе. В том же исследовании были получены данные о влиянии фактора пола на предрасположенность к оценке тех или иных аспектов своего взаимодействия с другими как конфликтных. Так, в нашем исследовании женщины в трудо вых коллективах были склонны считать свои отношения с коллегами более конфликтными в тех аспектах, которые прямо касались их личных потребно стей (зарплата, распределение премий, время отпусков, сверхурочная работа и т. д.), тогда как мужчины отмечали повышенную конфликтогенность орга низационных проблем (распределение обязанностей, производственные труд ности и др.). Частоту конфликтов с руководителем мужчины оценивали как более высокую, связывая при этом причины возможных конфликтов с нару шением должностных инструкций (например, с необходимостью выполнения функций, не входящих в прямые обязанности), производственными трудно стями, условиями труда и перспективами роста. Основываясь на приведенных данных, можно сказать, что в каждой куль туре и в каждом социальном слое существуют имплицитные представления о природе конфликта, которые определяют наше восприятие тех или иных ситуаций как конфликтных. Этнографические описания изобилуют забавны ми примерами коллизий, возникающих между исследователями и местными жителями на почве несовпадения их культурных обычаев, норм поведения, ритуалов и т. д. Вспомним уже приводившийся пример исследования, в кото ром было показано, что содержание, вкладываемое членами группы в поня тие конфликта, различалось в зависимости от характера этой группы и уровня ее развития. Далее, каждый социальный слой, профессиональная или, напри мер, возрастная группа имеют в своем жизненном пространстве ряд типич ных стрессовых или конфликтных ситуаций. Для членов научного коллектива 2 1 4 Часть II. Феноменология конфликтов особенно важны взаимные оценки профессиональной компетентности, науч ная добросовестность и уважение авторских прав друг друга и т. д.; у подрост ков действуют свои стереотипные представления о том, какие ситуации взаи модействия, поступки товарищей считать неприемлемыми. Так проявляется наше «коллективно разделяемое» знание о том, что такое конфликт. В таких случаях мы и говорим об обусловленности нашего поведения и восприятия окружающего мира групповыми факторами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Групповые факторы определения ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»