ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія конфлікту

Определение ситуации
Результатом восприятия (построения образа) ситуации и ее интерпретации
(«объяснения» на основе категоризации) становится «определение ситуации».
Брунер, излагая суть своего «нового взгляда» на когнитивные процессы, пи­
сал, что восприятие представляет собой своеобразный процесс принятия ре­
шения (Андреева, 1979, с. 34). Применительно к восприятию ситуаций этим
решением становится «определение», которое дает ситуации человек.
Приоритет в четкости постановки и формулировки этого понятия отдает­
ся американскому социологу У. Томасу (хотя и сами явления, обозначенные
им как «определение ситуации», и их значимость неоднократно отмечались
разными авторами). Специалистам в нашей стране он в основном известен
как один из авторов знаменитой книги «Польский крестьянин в Европе и
Америке», написанной совместно с эмигрировавшим из Польши в Америку
социологом В. Знанецким. В основу этой работы положены результаты ис­
следований, проводившихся Томасом и Знанецким в течение нескольких лет
и посвященных изменениям, происходящим с семьями и общинами польских
крестьян, которые в результате иммиграции в Америку и Германию включа­
ются в новую для них систему индустриальных отношений. Важным источ­
ником информации для авторов стали включенные в книгу сотни страниц их
семейной переписки, отражающей жизнь нескольких десятков семейных
«кланов» польских эмигрантов.
На основании своих исследований Томас и Знанецкий пришли к выводу,
что для понимания поведения людей их индивидуальные представления, вы­
текающие из индивидуального восприятия окружающей социальной реаль­
ности, гораздо важнее объективно измеряемых социальных фактов, описы­
вающих эту реальность. Принципиальная позиция авторов звучит следую­
щим образом.
Мы должны поставить себя в позицию субъекта, который пытается найти свой
путь в этом мире, и мы должны прежде всего помнить, что среда, которая влияет
на него и к которой он пытается адаптироваться, это не объективный мир науки,
это ЕГО мир, природа и общество, какими он видит их, а не как их рассматривает
ученый. Индивидуальный субъект реагирует только на свой опыт, и его опыт —
это не то, что абсолютно объективный наблюдатель может обнаружить в части ми-1 9 6 Часть II. Феноменология конфликтов
pa, доступной индивиду, но только то, что сам индивид там находит (Thomas,
Znaniecki, 1958, p. 1846-1847).
В соответствии с этим «программным» положением Томас и Знанецкий
развивают свое понимание ситуации и способов ее описания, а также указы­
вают на то, какие данные необходимо принимать во внимание, чтобы понять,
как у человека на основе опыта возникает «определение ситуации». Общий
анализ ситуации, как считает Томас, должен идти по двум аспектам — как
ситуация описывается в объективных верифицируемых терминах и как она
определяется самой личностью.
Результатом развития этих идей стала формулировка так называемой тео­
ремы Томаса. Она звучит следующим образом: «Если ситуации определяют­
ся как реальные, они становятся реальными по своим последствиям».
Томас иллюстрирует это положение следующим примером. Параноик, впо­
следствии ставший пациентом одной нью-йоркской больницы, убил несколь­
ких человек. Они имели привычку разговаривать сами с собой на улице, и по
движениям их губ параноик пришел к выво-
Теорема Томаса
Если ситуации определятся как реаль­
ные, они становятся реальными по сво­
им последствиям.
ду, что они оскорбляют его, называя обидны­
ми прозвищами. Описывая историю этого че­
ловека, Томас подчеркивает: «Поскольку он
определял ситуацию как реальную, она на са­
мом деле оказалась реальной по своим послед­
ствиям» (Thomas, 1923).
Классическим примером практической реализации теоремы Томаса явля­
ется случай, описанный Р. Мертоном под характерным названием «Самовы­
полняющееся пророчество». Речь идет о ситуации биржевого краха в Нью-
Йорке в 1929 году, одного из эпизодов Великой депрессии 30-х годов. Прове­
денное исследование показало, что в банках были наличные деньги, но люди
этому не верили, и поскольку все одновременно стали забирать свои деньги,
банки один за другим обанкротились. Таким образом, «люди определили не­
настоящую ситуацию как истинную, в результате же на практике она и оказа­
лась истинной» (Монсон, 1992, с. 180). Терми-
Следствием «определения ситуации»
становится поведение, которое человек
строит в соответствии со своим опре­
делением.
ном «самодостаточность пророчества» Мер-
тон предложил обозначать «степень вклада,
вносимого людьми в создание таких жизнен­
ных обстоятельств, которые подтвердят их ра­
нее существовавшие гипотезы об окружающем
мире» (Андреева, 1997, с. 20).
Другой впечатляющей иллюстрацией, хорошо знакомой психологам, яв­
ляется знаменитый эксперимент Ф. Зимбардо, о котором он вспоминает сле­
дующим образом (Zimbardo, 1982).
Несколько лет назад я был суперинтендантом тюрьмы. Я прибыл в Стэнфордскую
окружную тюрьму, экспериментальную тюрьму, созданную психологами для ис-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации "| 97
следования динамики отношений между заключенными и охранниками. Наша
мнимая тюрьма славилась «хорошими охранниками» и «хорошими заключенны­
ми»; мы знали, что это так, потому что мы ее таким образом и устраивали. Для ро­
ли тюремщиков или заключенных отбирались только нормальные, здоровые, за­
конопослушные добровольцы. Жребием, с помощью подброшенной монеты, они
делились на противоположные стороны, таким образом, в действительности не бы­
ло никаких причин, чтобы человек стал именно заключенным или тюремщиком.
Но, как в пьесах Пиранделло, иллюзия, которую мы создали, вскоре слилась с ре­
альностью. Наша мнимая тюрьма стала слишком реальной. Охранники, которые
были, как правило, спокойными и миролюбивыми людьми, стали проявлять са­
дизм и жестокость. Заключенные, выбранные за их «нормальность» на основе раз­
нообразных личностных тестов, стали проявлять в своем поведении различную
патологию. Сам факт пребывания заключенных в тюрьме оправдывал деградацию
охранников. Заключенные заслужили то, что они получили, потому что они «на­
рушители порядка» и «опасны». Самое худшее обращение с заключенными имело
место, когда тюремные начальники спали или были заняты чем-то другим, когда
охранник был наедине с заключенным — тогда «эксперимент» приостанавливался
и личностные мотивы брали верх. Представьте себе, каждый знал, что это начина­
лось как эксперимент, но воспоминание об этом с каждым прошедшим днем ста­
новилось все менее живым». (Отметим особо этот весьма впечатляющий факт:
участники эксперимента как бы начинают превращать эту ситуацию в настоя­
щую.) Заключенных будили несколько раз за ночь, ссылаясь на необходимость пе­
реклички, но в действительности эти ночные уловки использовались охранника­
ми, чтобы им не было скучно. Когда родители и друзья приходили их навестить,
большинство заключенных выглядели плохо и ужасно себя чувствовали. Наве­
щавший их священник однажды видел, как заключенный потерял самообладание
и истерически разрыдался...
Я считал себя «либеральным администратором»; действительно, некоторые
охранники жаловались, что я слишком мягок с заключенными. На пятую ночь все
мы были вовлечены в процесс эскалации власти над страдающей беспомощностью
и усиления контроля над людьми (скорее, чем за научными переменными).
Зимбардо признается в том, что и он сам, «бесстрастный исследователь»,
оказался эмоционально вовлеченным в эту ситуацию. Поняв, что «импульс
места взял верх над нашим здравым смыслом и чувствительностью», он оста­
новил эксперимент за неделю до запланированного дня окончания. Эта ис­
тория убедительно иллюстрирует «определение ситуации»: участники экс­
перимента, зная, что ситуация, в которую они включены, нереальна, искусст­
венна, постепенно начинают вести себя так, как если бы она была реальной;
и в своих действиях и переживаниях они превращаются в надзирателей и за­
ключенных.
Можно было бы привести и другие примеры, иллюстрирующие главный
вывод Томаса и Знанецкого: «Мы не можем пренебрегать смыслом, значе­
ниями, которыми эти объекты обладают для осознающего индивида, по­
скольку именно эти значения детерминируют поведение индивида» (Thomas,
Znaniecki, 1958, p. 1849). Сегодня это звучит довольно привычно и даже ба­
нально, но не будем забывать, что это написано в 1928 году. 1 9 8 Часть II. Феноменология конфликтов
Положение, что субъективные представления оказывают зачастую более
сильное влияние, чем объективные факторы, легко иллюстрируется и вполне
согласуется с эмпирическими данными психологии.
Например, в одном психологическом эксперименте испытуемым сообща­
лось, что изучается влияние алкоголя на поведение людей. Сначала спраши­
вали о том, как, по их мнению, меняется поведение человека в состоянии
опьянения, а затем им предлагали выпить небольшое количество прозрачной
жидкости. В первом случае испытуемым говорили, что это водка, хотя на са­
мом деле это была вода, во втором — наоборот. И каждый раз в поведении лю­
дей в большей мере проявлялось влияние их представлений, чем реальных
фактов: испытуемые становились более развязными и агрессивными, если
думали, что пили водку, и проявляли меньше агрессии, если им говорили, что
это вода (хотя им и давался алкоголь).
Социальные психологи могут привести огромное число примеров влия­
ния установки на восприятие. Если мы наделяем белых или черных, китайцев
или евреев определенными чертами, то независимо от того, верны наши пред­
ставления или нет, они будут влиять на наше поведение в отношении этих
людей. Или, например, вера в существование сверхъестественных существ.
Реальны ли они? Если под словом «реальны» понимать физическое сущест­
вование, то большинство из нас ответило бы на этот вопрос, вероятно, отри­
цательно. Однако в социальном смысле, если люди верят в то, что они реаль­
ны, то они будут реальными, так как могут влиять на их поведение (Vander
Zanden, 1987, p. 63).
Признание специалистами эвристичности и статуса концепта «определе­
ние ситуации» проявилось в том, что его включают в учебники по социаль­
ной психологии (Vander Zanden, 1987). А соответствующая ему феноменоло­
гия и понимание образа восприятия как «ориентировочной основы поведе­
ния» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений
становятся регуляторами поведения человека, более значимыми, чем сами
объекты. «Определение ситуации» выполняет функцию категоризации при­
менительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности чело­
века в уменьшении сложности окружающего мира.
То, как мы воспринимаем отдельные параметры социальных ситуаций
и формируем на их основе целостный образ, определяющий отношение к ним
и соответствующее поведение, — одна из самых интересных, важных, но мало
изученных проблем социальной психологии. Особенное значение она имеет
для нестандартных, непривычных для человека условий. Сталкиваясь с за­
трудняющей его ситуацией, человек старается в первую очередь отнести ее
к определенному типу, о котором он имеет более-менее ясные представления.
Стремление человека к «определению ситуации», снижающему диском­
форт от чувства неопределенности, можно проиллюстрировать примерами,
заимствованными из художественных текстов.
Так, в «Анне Карениной» Л. Толстого Каренин в начале романа своей же­
ны с Вронским, задумавшись о ее жизни, внутреннем мире, мыслях и желани-Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации "| 99
ях, испытывает смятение, пока не находит подходящего ответа. «"...Вопросы
о ее чувствах, о том, что делалось и может делаться в ее душе, это не мое дело,
это дело ее совести и подлежит религии", — сказал он себе, чувствуя облегче­
ние (курсив мой. — Н. Г.) при сознании, что найден тот пункт узаконений, ко­
торому подлежало возникшее обстоятельство».
Еще один пример: Р. Музиль в романе «Человек без свойств» описывает
ситуацию, когда прогуливающаяся в уличной толпе пара становится свидете­
лем транспортного происшествия, в результате которого пострадал человек.
Дама чувствует
...что-то неприятное под ложечкой, что она была вправе принять за сострадание;
это было нерешительное, сковывающее чувство. Господин после некоторого мол­
чания сказал ей: «У этих тяжелых грузовиков, которыми здесь пользуются, слиш­
ком длинный тормозной путь». Дама почувствовала после таких слов облегчение
(курсив мой. — Н. Г.) и поблагодарила спутника внимательным взглядом. Она уже
несколько раз слышала это выражение, но не знала, что такое тормозной путь, да
и не хотела знать; ей достаточно было того, что сказанное вводило этот ужасный
случай в какие-то рамки и превращало случившееся в техническую проблему, ко­
торая ее непосредственно не касалась.
Нетрудно заметить, что в приведенных фрагментах «облегчение» стано­
вится основной характеристикой состояния персонажей, наступающего, как
мы бы сказали, после «определения ситуации». Напомним, что Дж. Брунер
в своем «новом взгляде» на восприятие подчеркивал, что «восприятие есть
всегда процесс принятия решения» (Андреева, 1997, с. 34), а «принятие реше­
ний» в нашем случае и означает «определение ситуации», снимающее напря­
жение его поиска.
Основой «определения ситуации» является содержание обыденного зна­
ния, здравый смысл человека.
С точки зрения этнометодологии здравый смысл включает в себя собст­
венно знания, представляющие собой типизации (идеальные социальные ти­
пы, привычные правила действий в определенных ситуациях, принципы
действий), их значения, создаваемый ими контекст, то, что, по выражению
этнометодологов, составляет «объем знаний под рукой», а также практиче­
ский разум, отождествляемый с процедурами интерпретации, функциониро­
ванием здравого смысла (Бекк-Виклунд, 1992, с. 86-88). По Сикурелю, «ин­
терпретация — это постоянный процесс, где структурное сходство контекста
с другими известными событиями ("чувство социальной структуры") активи­
зирует различные мыслительные схемы и типизации. Такой сплав с намере­
ниями индивида конструирует новую действительность и новое знание» (там
же, с. 98).
Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию,
но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, тем
самым фактически создавая, «конструируя» тот социальный мир, в котором
живет.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение ситуации» з дисципліни «Психологія конфлікту»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Діалектна лексика
ТЕНДЕРНІ УГОДИ
Світ тісний. Снігопади, що пройшли цієї зими по всій країні, знов...
Аудиторський висновок та його види
Технічні засоби захисту інформації


Категорія: Психологія конфлікту | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 892 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП