В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматрива ются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интерперсональных, отношений описывает широкий диапазон форм че ловеческого взаимодействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глубиной контактов и т. д. Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения ин терперсональных отношений (Deutsch, 1985). 1. Кооперация — конкуренция {cooperation — competition) 1 . Такие отноше ния, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу измерения, такие как «политические оппоненты», «личные вра ги» или «разводящаяся пара» — к конкурентному. 2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «доминантность — подчиненность», «автономия — контроль» и т. д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес-соперники» нахо дятся на равном полюсе, «хозяин — слуга», «родитель — ребенок», «учитель — ученик» — на неравном. 3. Ориентация на задачу — социально-эмоциональная ориентация. «Близ кие друзья», «муж и жена» — социально ориентированы, «интервьюер и поступающий на работу», «бизнес-соперники» — ориентированы на за дачу. 4. Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и пе ремещений остается за их участниками, тогда как в формально регули руемых отношениях взаимодействие участников детерминируется глав ным образом социальными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформаль ный характер, чем отношения между неравными. 5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или поверхностный характер отношений и связан со степенью взаимозави симости их участников. Отношения в парах «кузины», «продавец и по купатель» имеют поверхностный характер, в парах «ребенок и роди тель» и «психотерапевт и пациент» — интенсивный. 1 Мы приводим английский аналог обозначения этих понятий в силу различия терминов, используе мых в литературе, на что указывает и сам Дойч. Глава 3. Отдельные виды конфликтов 1 1 1 Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов со циальных отношений (табл. 3.2). 1 Каждый тип социальных отношений (а) обозначен названием, (б) иллюстрируется в терминах лю дей, которые могут находиться в таких отношениях и (в) иллюстрируется типом активности, кото рая может иметь место в таких отношениях. 1 1 2 Часть I. Основы изучения конфликтов Среди этих типов восемь характеризуют конкурентное взаимодействие, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения. Это личные враги и разводящаяся супружеская пара, противники в игре и сопер ники в бизнесе, хулиган и его жертва, квалифицированный сотрудник/руково дитель и начинающий работник, представители власти и мятежников, охран ники и заключенные. Их взаимодействие может принимать разные формы. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ориентацией как «антагонистические», неравных — как «садомазохистские». Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как «соперничество», аналогичные отношения не равных участников — как «доминирование». Те же отношения равных участ ников с ориентацией на задачу Дойч называет «конкуренцией», неравных — «борьбой за власть». Наконец, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как «регулируемая конкуренция», отношения неравных участников — как «регулируемая борьба за власть». То, что Дойч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча характерно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, разви вающихся в рамках кооперативного или конкурентного контекста, межгруп повых и внутригрупповых отношений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «М. Дойч: зависимость от контекста» з дисципліни «Психологія конфлікту»