Это не книги, не груда безжизненной бумаги, а живые души, стоящие на полке. Каждая из них обладает собственным голосом... И точно так же, как нажатие кнопки радиоприемника наполняет комнату музыкой, когда мы берем и открываем один из этих томов, то вызываем голос человека, удаленного от нас во времени и пространстве, и слышим, как он говорит с нами, обращаясь к нашему разуму и нашему сердцу. Гилберт Хайет Проблемы, возникающие перед читателем, который жаждет удобоваримой пищи для ума, в большинстве своем вызваны недостатками «кулинарных» навыков писателя. К таким недостаткам относятся: • • плохая структура; непривлекательный внешний вид и формат;
ДЖОН АДАИР Чтобы помочь себе прояснить требования, предъявляемые к вам как к читателю, обратитесь к основе своей профессии — тому, за что вам платят деньги. Что вы ДОЛЖНЫ читать? Что вы ХОТЕЛИ бы читать? Что вы МОЖЕТЕ читать? Так, например, врач-невропатолог должен читать определенные журналы, чтобы идти в ногу со временем. Он хотел бы читать о достижениях в смежных областях, таких, как лечение пациентов с травмами спинного мозга. Категория возможного достаточно широка, но в данном случае в нее может входить чтение книг о достижениях медицины в Европе и Соединенных Штатах. Ваш собственный список, вне всякого сомнения, будет похожим на этот. Каждый день на вашем письменном столе появляются письма, предложения, доклады и памятные записки, которые вы должны прочесть, а также материал, попадающий в категории «хочу» и «могу». Теперь опять обратимся к вашей работе. Можно утверждать, что вам платят как за то, что вы делаете свою работу, так и за то, что вы совершенствуете ее. Отражают ли требования к вам как к читателю этот второй аспект? С вашего позволения я задам следующий вопрос: что вы прочитали за последние шесть месяцев такого, что подтолкнуло вас к совершенствованию своей работы, а не просто к выполнению того, для чего вас наняли? Есть и третий аспект. Если сформулировать его в нескольких словах, то он звучит так: ни одна организация не может вам гарантировать одну работу на всю жизнь. Все мы в той или иной степени временные работники. Вы должны не только играть свою сегодняшнюю роль, но и готовиться к той работе, которая у вас будет завтра и о которой вы в настоящее время можете лишь смутно догадываться. Другими словами, вы обязаны — с помощью вашей организации или работодателя или без нее — расширять свои возможности и повышать уровень своей компетенции. Чтение книг, которые можно рассматривать как хранилища информации и идей, является важным элементом процесса самообразования и самосовершенствования. Если вы прислушиваетесь к этому доводу и начинаете читать больше, то неизбежно сталкиваетесь с двумя проблемами: недостатком времени и слишком большим количеством литературы. Они кажутся непреодолимыми, поскольку вы не можете выделить на чтение больше времени. Никому также не под силу перегородить полноводный поток публикаций. Тем не менее существуют два возможных решения: научиться читать быстрее и/или подходить к чтению более избирательно. Каждая из этих возможностей заслуживает более подробного рассмотрения.
ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ эквивалент глухоты или дальтонизма, но только по отношению к чтению. При квалифицированном обучении и настойчивости эти люди, которые часто обладают высоким интеллектом, могут достигать значительных успехов и даже преодолевать этот свой недостаток. Однако это действительно серьезный дефект. Ребенок начинает читать медленно и вслух, потому что ему требуется принимать сознательное решение относительно каждого слова. По мере того как он узнает больше слов, скорость чтения у него возрастает. При этом отпадает необходимость в произнесении слов вслух, чтобы распознать их. Способность читать «про себя» — это естественный кульминационный пункт искусства чтения, причем встречается эта способность довольно редко. В древние времена немногие грамотные люди читали про себя, и они, вполне вероятно, вообще не могли читать, не произнося слов. В пятом веке блаженный Августин выражал свое восхищение святым Амвросием, епископом Медиоланским, который, по его наблюдениям, мог читать, не двигая губами: «Его глаз скользил по страницам... но его голос и язык отдыхали». Один из распространенных признаков медленного чтения — это сохранение у взрослых людей привычки шевелить губами или движений горла — как у чревовещателя. Проверить это несложно: коснитесь пальцем адамова яблока и посмотрите, двигается ли оно при чтении «про себя». Для тех, кто все еще проговаривает слова, учебный курс по технике чтения может оказаться полезным. Средняя скорость чтения образованного европейца без потери смысла и внятного произношения составляет 200—250 слов в минуту при условии, что читаемый текст относительно прост — скажем, роман. Эта скорость достигается ребенком со средним уровнем способностей примерно к тринадцати годам. Выпускник университета в среднем читает со скоростью 300—500 слов в минуту, а скорость чтения некоторых феноменов приближается к 1000 слов в минуту. В Гарвардском университете несколько десятилетий назад для увеличения скорости чтения были разработаны различные средства: вспыхивающие экраны прибора со страшным названием тахистоскоп, скользящие вниз по строчкам книги шторки, передвигающиеся на экране с различной скоростью тексты, тщательно подобранные упражнения. Эти поточные методы выглядят слишком научными. В их основе лежит теория, что при чтении наши глаза совершают пять-шесть горизонтальных движений вдоль строки. Школа скорочтения считала, что секрет состоит в том, чтобы научить глаза воспринимать всю строчку целиком. Разнообразные упражнения и приспособления, перечисленные выше, разработаны для того, чтобы выработать у читателя эту привычку. Лично мне этот совет не кажется очень полезным. Как только я начинаю следить за движением глаз, то сразу же забываю смысл прочитанного. Я предлагаю другое: расслабить глазные мышцы, забыть о движениях глаз и позволить взгляду легко и свободно скользить по строке, как коса по длинным стеблям травы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГОВОРЯЩИЕ КНИГИ» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»