Как мы уже видели, Дуглас Макгрегор в своей работе «Человеческий аспект производства» предположил, что все руководители и организации могут быть поделены на тех, кто не ценит человеческий фактор (теория X), и тех, кто ценит его (теория Y). Те, кто придерживаются высокого мнения о человеке, как сам Макгрегор, склонны считать термин «управление» синонимом термина «лидерство». Опыт Второй мировой войны, а также поддержка таких авторитетных сторонников лидерства в управлении, как лорд Слим, еще больше воодушевили тех, кто придерживались взглядов на руководство как на лидерство.
ДЖОН АДАИР
ЭФФЕКТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ
Мы должны найти руководителей, которые не только являются умелыми организаторами, но и вдохновенными и умеющими вдохновлять лидерами, которым суждено занять высшие руководящие должности. Такие люди соберут вокруг себя сплоченные команды подчиненных, похожих на них самих и обладающих специальными знаниями, чья эффективность, энтузиазм и преданность будут непобедимы. Постепенно это осознается все больше и больше, и потребность в лидерстве возрастает...» Фельдмаршал лорд Слим в послании Австралийскому институту управления (1957), в бытность свою генерал-губернатором Австралии
Понятие лидерства тоже неоднозначно. Начнем с того, что такие понятия, как изменение и лидерство, тесно связаны между собой. Изменения подчеркивают необходимость лидерства; и наоборот, лидеры склонны вызывать изменения, даже если остальные не видят в них необходимости. Руководителей часто рассматривают как тех, кто должен достичь целей, поставленных другими (владельцами, директорами). Лидеры считаются ответственными за новые цели и задачи, тесно связанные с основной целью организации, а также с изменяющейся и воздвигающей препятствия окружающей обстановкой. Другие важные особенности лидерства были открыты — или повторно открыты — в последнее десятилетие. Руководители часто прибегают к мотивации посредством баланса вознаграждений и угроз; их способы мотивации других людей могут даже лежать на грани манипуляции. Лидеры тоже прибегают к поощрениям и наказаниям, но они еще увлекают за собой личным примером; они вселяют уверенность и будят в других людях истинный энтузиазм и преданность делу. Известно следующее высказывание: «Ты назначен руководителем, но ты еще не стал лидером, пока твое назначение не ратифицировано душой и сердцем тех, кто работает под твоим началом». Таким образом, руководство и лидерство — это пересекающиеся понятия. Одно из них ни в коем случае не исключает другого. Управление в своем лучшем проявлении с формальной точки зрения похоже на лидерство. Руководитель часто — но не всегда — является лидером в какой-то отрасли промышленности или бизнеса. Подобно всем лидерам, он одновременно коллега и подчиненный; роль члена коллектива для него в равной степени необходима и позитивна. Лидерство не существует само по себе: оно всегда проявляется в определенной ситуации. Лидеру в бизнесе нужны технические и экономические знания: он должен служить примером тех качеств, которые требуются от тех, кто занят в данной области. Лидер-руководитель должен персонифицировать качества хорошего руководителя. Это включает в себя такое неотъемлемое качество, как умение распределять различные ресурсы: деньги, собственность, время. Руководитель также должен с уважением относиться к системам и использовать их в работе, поскольку для любой организации важно достижение баланса между порядком и свободой. Лидерство имеет и такие особенности — чувство цели, умение предвидеть и воодушевление, — которые в настоящее время важны для руководителей всех уровней. Лидерство определяется тремя областями потребностей: • • • выполнением поставленной задачи; формированием и сохранением коллектива; мотивированием и развитием индивидуума.
Отдельные фрагменты прежних концепций управления существуют до сих пор. Для их понимания необходимо помнить, что в девятнадцатом веке руководители разного ранга выбирались в основном из профессионалов, уже нанятых предпринимателем-собственником; главным образом они набирались из инженеров и бухгалтеров. В настоящее время считается, возможно несправедливо, что инженеры имеют дело с механизмами и машинами, а бухгалтеры — с цифрами. Мышление и тех, и других считают системным. Опора на системы (и в конечном итоге на более научный подход), имеющая в своей основе доминирование инженеров и бухгалтеров на ранних стадиях управления промышленными предприятиями, придает современной теории управления одну из ее важнейших особенностей — в ней отсутствует понятие лидерства. Однако — и это каждое поколение открывает для себя заново — системы являются лишь частью решения: другая половина — это люди, работающие в данной системе. Эти первые руководители и их наследники перенесли свои механистические представления на проблему управления «работниками». Они рассматривали человека как вещь, как «винтик» системы. Организация в целом представлялась им машиной, которой они «управляли». Эта механистическая философия «научной организации управления» прочно связана с американским инженером Фредериком В. Тейлором, чье влияние в этом вопросе было наиболее сильным в период с 1905 по 1917 год. Если отбросить отношение Тейлора к человеку, то его работа может рассматриваться как одна из стадий развития теории управления. В его учении особый упор делался на функции планирования и контроля. Помимо всего прочего, введение понятий системы и системного мышления — внедрение науки в управление — сулило повышение производительности. В теории управления за три века ее существования появились различные нюансы и ответвления — в основном в девятнадцатом веке, когда проходило ее формирование. Некоторые из них в настоящее время считаются спорными, например механистические концепции человека и организации. Положительным можно считать то, что такое понятие, как администрирование, и особенно финансовое администрирование, по-прежнему тем или иным образом связывается с управлением. Я считаю, что хороший руководитель не может не быть хорошим администратором.
Это и есть ваши основные обязанности как лидера или руководителя. Обратите внимание, что мотивирование других теперь является одним из основных аспектов вашей роли как руководителя.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Лидер или руководитель — или то и другое вместе» з дисципліни «Мистецтво управляти людьми й самим собою»