Административные способы ограничения «свободы слова
Если издание по каким-либо обстоятельствам за висит от властей (например, учреждено органом вла сти и рассчитывает на дотации), то по отношению к такому СМИ иногда достаточно обычных властных окриков. Когда издателем является сама власть, то она воздействует на собственные подразделения, отвеча ющие за прессу, и те уже действуют методом одерги вания. Это выражается аксиомой: если «мы» (бюд жет) платим газете, то она не может выражать волю, противную нашей. Что касается «независимых» СМИ, то объектами административного воздействия здесь могут быть из датель или редакционно-издательская деятельность. Следует помнить, что в современных условиях финансово-экономическое положение как издателя, так и редакции (равно как и любого другого хозяй ствующего субъекта) в огромной степени зависит от устоявшейся системы административного регулиро вания экономики. Поэтому властные способы воздействия на «ин ституты свободы слова», прежде всего на СМИ, по сути своей, являются не экономическими и не поли тическими, а административными. Оценивая существующую и складывающуюся практику воздействия на прессу, можно выделить следующие способы воздействия (они даны по мере убывания эффективности, простоты и завуалирован ное™ участия «административного фактора»): * проверка издателя или редакционно-издатель- ской деятельности налоговыми органами; 196 * проверка оснований владения собственностью. В этой сфере также существует много зацепок для проверяющих инстанций; * пересмотр условий аренды помещений и иного имущества издателем или редакцией. Власть может оказать давление на арендодателя с целью расторже ния или не продления договоров аренды. Иногда власть сама является арендодателем, что существенно упро щает ей задачу; * воздействие на банк, обслуживающий счета редакции или издателя. Если банк по каким-то при чинам зависит от администрации, он может закры вать кредитные линии, нарушать банковскую дис циплину в отношении редакции или издателя; * воздействие на типографию или централизо ванную систему распространения («Союзпечать», рас сылка по железной дороге и т.п.). Сюда также можно отнести тиражный контроль проверяющих служб, их вмешательство под предлогом несоответствия тираж ной и финансово-отчетной статистик редакции; * проверка условий лицензирования (для элект ронных СМИ) и регистрации; * придирки санитарных, пожарных и прочих ин спекций; * инспирирование нападок в официальной и за висимой прессе; * ужесточение аккредитационного режима как способ «отлучения» неугодных журналистов или из даний от источников официальной информации. Очень важно, что ни один из таких способов воз действия не нарушает Конституцию и формально остается в рамках «демократических приличий». В реальных условиях достаточно осуществить ка кой-либо один способ воздействия (наиболее эффек тивны налоговые проверки), чтобы существенно сни зить желание редакции занимать сколько-нибудь «независимую» позицию, а то и поставить редакцию на грань выживания. В условиях крайней разбаланси- 197 рованности и вариативности законодательства про верка любого хозяйствующего субъекта может при нести ожидаемые плоды.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Административные способы ограничения «свободы слова» з дисципліни «Технологія організації виборів»