Ведущим каналом передачи агитационной инфор мации в процессе избирательной кампании являют ся средства массовой информации (СМИ). К ним тра диционно относят: — телевидение; — радио; — печать; — сеть Интернет. Возможности современных СМИ, особенно элек тронных, огромны. Они оказывают влияние на поли тические процессы, предоставляя широкой аудито рии — от элит до простых граждан — значимую для политической жизни страны информацию. В качестве примера мощи средств массовой ин формации и степени их влияния на общественное мнение можно привести скандальные разоблачения Р. Никсона, инспирированные СМИ и заставившие его покинуть пост президента США или скандал вокруг Б. Клинтона, поставивший его на грань от ставки. Французские исследователи А. Катля и А. Каде различают следующие 5 наиболее общих функций средств массовой информации: «1) Функция антенны: они снабжают общество разного рода информацией (вызывающей конфрон тацию с культурой других стран) и нововведениями 163 (стимулирующими агрессивные чувства), они систе матически предъявляют обвинение обществу по по воду каких-либо воззрений, установок, привычек, различных навыков и обычаев; при этом как сами вопросы, так и острая форма их подачи нарушают равновесие, приводят к смещению стилей жизни. В этом заключается их стимулирующая роль; в резуль тате происходит ниспровержение традиций и устояв шихся норм. К средствам массовой информации, для которых эта функция является главной, относятся телевидение, кинематограф и информационная прес са (ежедневные информационные издания, сатири ческие газеты, пресса андеграунда, научные журна лы, энциклопедические издания, фоторепортажи и репортерские очерки). 2) Функция усилителя: функция антенны, вы полняемая средствами массовой информации, вы зывает нарушение баланса различных сторон жизни общества, и у индивида все более возрастает ощуще ние «непригодности его схем поведения»; функция «усилителя» обостряет и распространяет названный дисбаланс, «пока это явление не станет коллектив ным, не охватит все общество; более того, функция «усилителя» ускоряет этот дисбаланс». В результате все общество испытывает усиление воздействия средств массовой информации, драматизирующих события местного значения и преувеличивающих значение фактов, касающихся небольших групп на селения. К таким средствам массовой информации относятся радио, региональное телевидение (имеют ся в виду его программы, включающие репортажи, дебаты), пресса, популярные ежедневные издания, «скандальная» пресса, телепередачи на определен ную тему). 3) Санкция фокуса: «средства информации яв ляются не источником, но местом, где фокусиру ются изменения социокультурных течений, которые возникают в результате введения их в определенные 164 рамки и упорядочения стихийно возникающего же лания перемен». Эта прогрессивная роль отбора про ектов перемен особенно характерна для органов печати, выражающих интересы определенных со циальных групп (политические журналы и деловая пресса). 4) Функция призмы: «так же как призма прелом ляет свет, каждое средство массовой информации... фильтрует, детализирует и передает новые тенден ции, облекая их в простую, доступную форму с ат рибутами повседневной жизни каждого индивидуу ма, и предлагает новые модели поведения и установки, адаптированные к новой социальной структуре. Эта роль распространения культурных ин новаций и разнообразия вкусов выполняется специ ализированной прессой и ее бесчисленными разно видностями (журналами для домохозяек; журналами мод; секс-направленными изданиями; журналами для любителей домашних поделок; журналами по деко ративному искусству; изданиями для мужчин, жен щин, юношества; специализированными техничес кими журналами). 5) Функция эхо: средства массовой информации, у которых эта функция доминирует, являются «за щитниками и хранителями определенной социаль ной структуры, которую они представляют, симво лами определенного с о ц и а л ь н о г о п о р я д к а и хранителями его незыблемости, стражами его усто ев». Эти средства информации противостоят иннова циям, выступают против иностранной модели». Как правило, взаимодействие со СМИ и рас пространение информации о кандидате с их помо щью, считаются одним из основных направлений работы команды кандидата в ходе избирательной кампании. Работа со СМИ начинается с составления под робных баз данных, куда вносятся сведения о направ ленности, географии распространения, тиражах (если 165 речь идет о прессе), параметрах аудитории, сведения об учредителях и руководстве, информация о журна листах, о политических симпатиях и антипатиях. Ин формацию об отношении населения к конкретным СМИ, степени доверия к ним, приоритетах тех или иных средств массовой информации, могут дать со циологические исследования. Данные о приоритетных информационных кана лах позволяют более рационально использовать ре сурсы кампании и более эффективно донести инфор мацию до потенциальных избирателей. Именно на их основе составляются планы размещения политичес кой рекламы в СМИ. В целом технологии информационного присут ствия в СМИ определяются особенностями каждой конкретной страны и даже региона. «Классические» способы выглядят таким образом: — законодательство о выборах отводит каждому кандидату определенное место на страницах газет для публикации своей программы или время на телеви дении; — платное размещение прямой политической рекламы; — появление в новостных или аналитических ма териалах, размещенных по инициативе редакции (по добные публикации не всегда имеют положительный характер, хотя, как правило, бесплатны); — создание на период кампании собственного средства массовой информации (например, выпуск газеты «на правах внутренней документации»); — платное размещение явной, скрытой или кос венной политической рекламы по договоренности с главным редактором или журналистом. Создание и поддержание хороших отношений со средствами массовой информации — задача пресс- секретаря кандидата. Поэтому пресс-секретарь или человек, отвечающий за связи со СМИ, — как пра вило, одна из ключевых фигур в команде.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СМИ в избирательной кампании» з дисципліни «Технологія організації виборів»