Основная проблема при организации встреч кан дидата — это организация явки как можно большего количества избирателей. Суть проблемы состоит в том, что обычный гражданин не особо интересуется по литикой, и его доверие к тем, кто ею занимается, как правило, тоже не очень высоко. Именно для того, чтобы «заманить» его на встречу с кандидатом, же лательно, чтобы ее сопровождали какой-нибудь кон церт, выступление, дискотека (особенно если встре ча намечается с молодежью) и т.п. Однако следует помнить, что существенное число избирателей мо жет с удовольствием пойти на подобного рода ме роприятие, но зато в день голосования в выборах уча ствовать не будет. Необходимо учесть, что перенос, отмена встреч либо замена на них кандидата в качестве выступаю щего на доверенное лицо либо иного представителя команды может быть воспринято избирателями как неуважение к ним лично. Следует помнить, что на встречах определенного кандидата с избирателями могут присутствовать спе циально подосланные командами соперников люди. Они могут, используя заранее подготовленные воп росы-ловушки, попытаться вызвать у выступающего какие-то грубые или резкие высказывания, чтобы его дискредитировать, либо иным способом попытаться сорвать или помешать встрече. Например, создавая непрерывный шум в зале (смех, шепот и т.п.), де- 146 монстративное покидание помещения с громкими хлопками дверью в наиболее интересные моменты выступления кандидата. Именно для «нейтрализации» подобных «заслан ных казачков» и необходимо присутствие в зале «груп пы поддержки» кандидата, которая, помимо проче го, обеспечит ему соответствующее психологическое сопровождение, способствующее лучшему взаимодей ствию с аудиторией и демонстрации его наилучших ораторских качеств. Специалисты выделяют следующие самые распро страненные композиционные недочеты выступления: * нет вступления или оно слишком затянуто; * изложение не подчинено главной идее; * непоследовательно или неинтересно построено изложение; * используется всего один-два приема изложения; * несоразмерность материала выступления; * нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадежи вая слушателей словами: «Заканчивая свое выступле ние...». Во время выступления желательно следить за «языком тела», т.е. жестами. Помните, что: * если человек приветливо отклоняется назад или небрежно закладывает руки за шею, то он, возмож но, подсознательно демонстрирует свое превосход ство и высокомерие;. * руки на бедрах — авторитет, желание атаки; * кулак — гнев или страх; * кисти рук упираются в колени — выжидающая позиция; * похлопывание по плечам — чувство превосход ства; * потирание кистей друг о друга — самолюбова ние; * беспокойные руки — нервозность, страх; * кисти рук перед ртом — неуверенность, страх; 147 * голова опирается о ладонь — задумчивость. В целом, чтение текста выступления или доклада с места сложнее, чем выступление с импровизиро ванной речью. Это требует большей практики и под готовки по следующим причинам: * при чтении голос теряет воодушевление и жи вость; * читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями; * если читать без подготовки, темп речи ускоря ется и появляется монотонность. Монотонность убивает живую речь, т.к. у слуша телей теряется интерес к выступающему, а значит, и к содержанию его выступления. Для поддержания внимания и напряжения психологического состоя ния слушателей на высоком уровне применяется пе риодическая смена тональности фраз. Существует 4 вида интонации: восходящая, нис ходящая, ускоряющаяся и замедляющаяся. Их чере дование и делает речь изящной и обаятельной. Неко торые ораторы часть своей речи (обычно заключение) произносят в восходящей и ускоряющейся интона ции. Это выглядит весьма эффективно, но требует от выступающего колоссальной отдачи физических сил и нервной энергии. Необходимо помнить, что особенности выступ ления перед негативно настроенной аудиторией со стоят в следующем: * Поняв, что реплика или вопрос носят прово кационный характер, оставайтесь спокойным и убе дите себя сохранять самоконтроль; заставьте себя со считать до десяти и дайте обдуманный и взвешенный ответ. * Не говорите слишком много, не давайте длин ных ответов. * Устанавливайте временные рамки для ответов. Используйте фразу «Другие вопросы есть?» как сиг нал к тому, что вы уже дали необходимый ответ. 148 * Не возвращайтесь к вопросу, который уже за кончили освещать. Среди слушателей могут оказать ся люди, которые снова захотят вернуть вас к тому, о чем вы уже говорили. Не допускайте этого. Скажите: «Мы уже обсудили данный вопрос, теперь перейдем к следующему». Можете пообещать ответить на этот воп рос в индивидуальном порядке после выступления. * Будьте тактичным во время ответов на вопросы. Относитесь вежливо к каждому слушателю. Поблаго дарите за вопрос, скажите, что он интересен для вас. * Если вы допустили ошибку, признайтесь в этом. * Способ привлечения на свою сторону отрица тельно настроенного индивида из зала: в самый раз гар своего выступления можно прерваться и попро сить, например, опустить занавес напротив, чтобы человеку (людям) в «7-м ряду справа» не светило в глаза солнце. * Не уходите от признания ваших интересов (если считаете допустимым выразить их в аудитории), это поможет вам добиться доверия, особенно если вы выступаете перед большой аудиторией. * Не отклоняйтесь от обсуждаемой темы. Ответы должны быть по существу. * Не давайте возникнуть ненужной вам дискус сии. * Внимательно выслушивайте реплики, обращен ные к вам. * Сталкиваясь с враждебностью и эмоциями, не обходимо найти нужный тон. Следует категорически отказаться от саркастического юмора или привыч ной манеры обороняться, насмешек и унижения ауди тории. * Тщательно подбирайте фразы, предназначен ные для того, чтобы успокоить аудиторию. * При чьих-то попытках начать говорить среди шума можно ответить следующим образом: «Ябыл бы очень признателен, если бы в помещении сохранялась тишина, чтобы я мог вас услышать». Подобная репли- 149 ка позволяет сохранить лицо и не оскорбляет разго варивающих. * При чьих-либо попытках доминировать в дис куссии можно воспользоваться такой фразой: «Бла годарю вас, но давайте выслушаем и других. Уверен, что все точки зрения заслуживают внимания». Таким обра зом можно завоевать доверие аудитории. * При попытках кого-либо негативно воздейство вать на аудиторию можно обратиться к слушателям со словами: «Полагаю, что каждый имеет право на самостоятельную оценку обсуждаемой темы. Надо лишь придерживаться фактов и правил совместной работы». Подобным путем можно также приблизить аудито рию к себе. * При сильном раздражении говорящего не пре рывайте его, дайте возможность закончить свое выс казывание и развеять злость. Когда выступающий «ис сякнет», задайте прямо вопрос о его чувствах: «Вы сердитесь? И вас можно понять. Давайте вместе по смотрим, что можно сделать, чтобы справиться с си туацией». Вы признаете чувства этого человека и рас полагаете аудиторию к себе. * При активных помехах вашему выступлению можно прямо обратиться к аудитории: «Когда меня постоянно перебивают, трудно сосредоточиться на том, что я говорю». * При обвинениях, выдвигаемых в ваш адрес, можно нейтрально оценить то, что говорит ваш оп понент. «У этой темы есть много сторон...», «Давайте разберемся, в чем смысл ваших обвинений...». * При шуме в зале и невнимании можно указать на последствия, к которым приводит такое поведе ние: «...такой уровень шума затрудняет мне сказать вам главное». * При наличии у вас только 1% сближения с ауди торией используйте «принцип сближения» — гово рите только в рамках этого 1% и только о нем: «Он все-таки один из нас». 150
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возможные трудности и проблемы» з дисципліни «Технологія організації виборів»