ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Перинатальна психологія

Психосоматические нарушения в раннем возрасте
Как уже отмечалось, для новорожденного ребенка, переживающего травму рождения, испытывающего тревогу и страх перед окружающим неизвестным миром, мать является гарантом безопасности, выживания в этом мире. При наличии у матери нервно-психических, соматических нарушений она не в состоянии справляться с этими обязанностями. Более того, новорожденный индуцирует ее тревогу, другие отрицательные эмоции, и его адаптация в окружающем мире крайне затруднена. У таких младенцев не формируется безопасная форма привязанности к матери (secure attachment «В»), при которой они способны исследовать окружающий мир и познавать его. Взаимоотношения ребенка с матерью, страдающей невротическими расстройствами или послеродовыми депрессиями, характеризуются тремя типами небезопасной привязанности (Ainsworth М. D. S., 1983). В постнатальном периоде профилактикой нарушений развития и соматических расстройств у младенцев является формирование безопасной формы привязанности. Дети с небезопасными формами привязанности характеризуются высоким уровнем тревоги, испытывают и проявляют мало положительных эмоций, как правило, испытывают трудности в общении. Уровень нервно-психического реагирования у детей в возрасте от 0 до 3 лет мало дифференцирован, характеризуется повышенной общей и психической возбудимостью и получил название соматовегетативного (Ковалев В. В., 1985). На этом фоне у них нередко развиваются психосоматические расстройства, прежде всего имеющие отношение к системе пищеварения. Наиболее типичными являются младенческая колика, аэрофагия, инфантильная анорексия, пищевое недоразвитие, переедание, мерицизм, пикацизм. Все эти нарушения сведены в МКБ-10 под одной рубрикой F98.2 – расстройства питания в младенчестве и детстве, кроме пикацизма, имеющего шифр F98.3, анорексии (F50) и переедания (F50.4). Младенческая колика отмечается обычно в периоде с 3-й недели до 3-го месяца жизни. Основными признаками колики являются крик и плач. Кормление может ненадолго успокоить ребенка. Попытки поменять режим питания, заменить грудное молоко на смесь или одну смесь на другую, медикаментозная терапия облегчения, как правило, не приносят. Х. Финкельштейн (H. Finkelstein) назвал это расстройство «спастическим диатезом» (1938). А. Г. Аларкон (Alarcon A. G., 1943), а позднее Р. А. Шпиц (Шпиц Р. А., 2000) отметили, что это расстройство совершенно отсутствует у младенцев, содержащихся в приютах, т. е. лишенных материнской заботы. Д. М. Леви связывал младенческую колику с «первичным тревожным попустительством матери» (1943). По наблюдениям Леви и А. Белл (A. Bell), младенцы, страдающие коликой, воспитывались родной матерью у себя дома и получали внимание и грудь по первому требованию (1950). Шпиц считает, что младенческая колика прежде всего является ранним расстройством отношений в диаде «мать – дитя» и представляет собой наиболее архаичную предтечу расстройств объектных отношений. В то же время он отмечает, что возникает оно при сочетании двух факторов: тревожной гиперопеки матери и повышенного (даже умеренно) мышечного тонуса у детей (Шпиц Р. А., 2000). С нормализацией последнего в конце 3-го или 4-го месяца жизни у большинства детей мышечный тонус нормализуется. По-видимому, с этим связано исчезновение у них симптоматики к этому возрасту (Bakwin H., Bakwin R. М., 1972). Аэрофагия (греч. aeros – воздух, phagein – поглощать) также встречается у младенцев тревожных матерей и проявляется в заглатывании ими воздуха при жадном сосании (Исаев Д. Н., 1996, 2000). Воздух может также заглатываться ими безотносительно к приему пищи. При этом нередко отмечается вздутие живота, вызывающее дискомфорт и болезненные ощущения. Периодически у таких детей отмечается отрыжка, провоцирующая рвоту.
122

И. В. Добряков. «Перинатальная психология»

Инфантильная анорексия (греч. a – приставка, означающая отсутствие; orexis – аппетит) выражается потерей аппетита у младенцев невротичных матерей, не способных дифференцировать подаваемые ребенком сигналы и адекватно на них отвечать, беспорядочно по любому поводу прикладывающих детей к груди. Такие матери, как правило, не понимают, сыты их дети или нет. В результате дети недоедают, теряют в весе. Данное расстройство характерно для детей незамужних женщин, женщин с нервно-психическими расстройствами. У этих женщин во время беременности, как правило, отмечались гипогестогозический, тревожный и тревожно-депрессивный типы психологического компонента гестационной доминанты. Лечение детей с инфантильной анорексией требует как усилий педиатров, направленных на борьбу с гипотрофией, так и психотерапевтической работы по преодолению конфликта в отношениях в системе «мать – дитя» (Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В., 2001). Также явления инфантильной анорексии являются важным проявлением анаклитической (греч. anaclisis – отсутствие опоры) депрессии. Этот термин был предложен Р. Шпиц для описания состояний, часто возникающих у детей, лишенных матери, при отсутствии более-менее полноценной ее замены (1946) (Шпиц Р. А., 2000). Степень тяжести нарушений и стойкость симптоматики при этом во многом зависит от особенностей взаимоотношений в диаде «мать – дитя» до разлуки. Пищевое недоразвитие характеризуется уменьшением массы тела ребенка при достаточном поступлении пищи и без проявлений у него каких бы то ни было заболеваний. Развивается такое состояние при нарушении взаимоотношений в системе «мать – дитя» в связи с пренебрежением ребенком и его эмоциональной и сенсорной депривацией (Исаев Д. Н., 2000). Как правило, у матерей таких детей удается выявить эмоциональные расстройства, нередко связанные со скрытым нежеланием иметь ребенка, с неудовлетворенностью браком и т. п. При эффективной психотерапевтической помощи матери состояние ребенка улучшается (Bemporad J. R., 1980). Переедание детей, приводящее к тучности, возникает, как и отказы от еды, в результате неудовлетворенности ребенка отношениями с матерью. В поведении таких детей обращает на себя внимание постоянное переедание. Процесс кормления для них символизирует связь с матерью, которую так страшно утратить. Чем больше тревожат ребенка его отношения с матерью, чем больше он боится сепарации, тем чаще он принуждает себя есть. Еда для такого ребенка не способ утолить голод, а попытка снизить тревогу, обрести уверенность, почувствовать свое влияние на мать. Мерицизм (греч. merykismos – жевание) или руминация (лат. ruminatio – пережевывание) проявляется в форме многократного произвольного отрыгивания проглоченной пищи и повторного ее пережевывания. Процесс отрыгивания при этом не вызывает у ребенка неприятных ощущений, как это бывает обычно. Мерицизм может быть как средством привлечения ребенком внимания к себе недостаточно заботливой матери, так и результатом реакции чрезмерно тревожной и опекающей матери на обычное срыгивание. Длительное повторное пережевывание пищи стимулирует выработку эндорфинов (Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В., 2001) и делается необходимым младенцу с небезопасной формой привязанности. Пикацизм (лат. pica – сорока) проявляется у детей в желании поедать несъедобное. У многих матерей детей, склонных к копрофагии, выявляются нарушения психотического уровня (в основном депрессивные). Отношение к ребенку у них характеризуется непостоянством и противоречивостью: проявления гиперопеки и сверхконтроля периодически сменяются гипоопекой и эмоциональным отвержением, причем открытых проявлений негативных чувств к ребенку у матерей нет. У детей-копрофагов значительно чаще, чем у их сверстников, возникают несчастные случаи, связанные с недостаточным вниманием к ним матерей (случайно обжигаются, падают, глотают острые предметы и т. п.) (Шпиц Р. А., 2000). Попытки
123

И. В. Добряков. «Перинатальная психология»

повлиять на ребенка, как правило, безуспешны. Психотерапевтическая помощь в таких случаях должна оказываться и системе «мать – дитя». Так как дифференциация между психикой и телом у маленьких детей еще не завершена (Шпиц Р. А., 2000), они, по выражению М. П. Геан (M. P. Gean), уникально и чрезвычайно сложны (Гин М. П., 1999). Поэтому воздействовать на маленького ребенка целесообразно через мать, с которой он составляет единую систему. К тому же наблюдать динамику психики матери куда легче, нежели ребенка (Шпиц Р. А., 2000). Приведенные факты позволяют сделать вывод, что уже во время беременности можно и нужно заниматься профилактикой возникновения психосоматических расстройств как у матери, так и у ребенка.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психосоматические нарушения в раннем возрасте» з дисципліни «Перинатальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Все про стандарт CDMA
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ
Кредитування експортно-імпортних операцій
Как надо понимать закон инерции
Шляхи активізації інвестування


Категорія: Перинатальна психологія | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 1073 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП