Разнообразие отношений человека к окружающему миру, к себе, их формирование в динамическую систему, представляющую согласно концепции В. Н. Мясищева суть личности человека, определяются паттернами, постепенно возникающими на основании опыта самых первых человеческих взаимоотношений в диаде «мать – дитя». В этом процессе особую роль играет успешность развития раннего диалога между младенцем и матерью (Emde R. N., 1989; Sroufe L. A., 1989), так называемого протодиалога. Он осуществляется посредством невербального общения путем установления экспрессивно-эмоциональных коммуникаций, во многом определяющих впоследствии становление типа семейного воспитания. Наши исследования показали, что в процессе становления раннего диалога родителей с ребенком большое значение имеет то, на какой стадии развития семейных отношений случилось зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во время добрачных отношений, стадии конфронтации, стадии экспериментирования с независимостью, наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение, характерное для этих стадий, делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде «мать – дитя». Часто это выражается в невротических необоснованных опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия утраты. Трудности диалога с ребенком значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипопротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью. При этом целесообразно посоветовать супругам обратиться к семейному психотерапевту. Обучение приемам установления раннего диалога с младенцем может быть использовано с целью психотерапии семьи (Добряков И. В., 2001). Особое значение в формировании раннего диалога между матерью и ребенком имеет кормление грудью. В ситуации кормления грудью частично восстанавливается единение физических границ матери и ребенка, так как при этом некоторым образом имитируется то, что происходило во время внутриутробного периода, у ребенка снижается сепарационная (базальная) тревога. И это не менее важная задача грудного вскармливания, чем насыщение ребенка. Вот почему Винникотт утверждал, что «самое главное в кормлении не кормление» (курсив Винникотта) (Винникотт Д. В., 1998, с. 50). Когда мать и младенец соединяются в ситуации кормления, происходит инициация человеческих отношений, формируется модель отношений ребенка к объектам окружения и к миру в целом (там же, с. 49). Многие современные авторы особое внимание уделяют необходимости обучения матери взаимодействию с ребенком в ситуации кормления грудью (Фатеева Е. М., Цареградская Ж. В., 2000; Яворская О. В., Тишевской И. А., 2005). В 1989 г. была принята совместная декларация ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), рекомендовавшая поощрять и всемерно поддерживать практику длительного грудного вскармливания младенца с постепенным введением прикорма начиная с 4-го месяца (Охрана, поощрение и поддержка…, 1989). Подготовленная специалистами ВОЗ и ЮНИСЕФ программа «Больница, доброжелательная к ребенку» (Baby friendly hospital) включает десять принципов успешного грудного вскармливания, относящихся преимущественно к самому раннему периоду вскармливания (Яворская О. В., Тишевской И. А., 2005). Наличие или отсутствие естественного грудного вскармливания, качество бондинга, холдинга во многом определяют формирование варианта привязанности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Протодиалог и грудное вскармливание» з дисципліни «Перинатальна психологія»