ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Перинатальна психологія

Новорожденный
Рождение младенца, переход его из первичной экологической ниши матки (Schindler S., Zimprich H., 1983) в большой мир является для ребенка сильнейшим стрессом, определяющим переживания, которые составляют содержание четвертой базальной перинатальной матрицы (БПМ-4). С. Гроф считает, что акт рождения – это освобождение и в то же время безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха (Гроф С., 1993). Мучительный процесс борьбы за рождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты, постоянной температуры ребенок впервые сталкивается с ярким светом, холодом, новыми тактильными ощущениями, надо дышать… Происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и младенец становится анатомически, но не психологически независимым. В процессе рождения в организме ребенка происходит мощный выброс катехоламинов. В результате этого их содержание в крови новорожденных во много раз больше, чем у взрослого человека (Crow Т. J., Arbuthnott G. W., 1972; Zagercranc Н., 1986). Это обеспечивает поддержание гомеостаза младенца после рождения и состояние бодрствования в течение первых 40 минут внеутробной жизни (Klaus М. Н., Klaus Р. Н., 1989), Этот период является критическим и характеризуется особой восприимчивостью ребенка к внешним факторам (Kennel С. Н., Klaus М. Н., 1986). В это время идет активное запечатление объектов окружающей среды, получение первичного постнатального опыта, благодаря чему избирательно запускаются инстинктивные видовые и индивидуальные реакции. К. Лоренц (К. Lorenc) описал это явление в 1935 г. под названием импринтинга. Таким образом, импринтинг представляет собой наследственно запрограммированную способность организма моментально и стойко фиксировать (запечатлевать) в качестве опыта то или иное переживание при стимуле достаточной интенсивности. Импринтинг наряду с условными рефлексами и оперантным обусловливанием является одной из форм обучения. В момент родов, в первые несколько часов после родов опыт, переживаемый и пренейтом, и женщиной, абсолютно уникален, а потому, запечатлеваясь, создает определенные поведенческие модели, используемые во взрослом состоянии в виде поведенческих реакций (Грэхэм Д., 1993, с. 19). М. Клаус и Дж. Кеннел считают, что механизмы импринтинга, реализующиеся во время родов и в первые часы после рождения ребенка путем прикосновений, вербальных и невербальных звуковых сигналов, установления контакта глаза в глаза, пантомимики, улыбки, играют огромную роль в формировании взаимоотношений ребенка и родителей (Klaus M., Kennel J., 1976, 1982). Поэтому очень важно, чтобы среди первых запечатленных предметов окружающей среды оказалась мать, а также отец, что возможно при партнерских родах. Если родителей на грамотно проводимых занятиях по дородовой подготовке обучили ежедневно общаться с пренейтом (разговаривать, стимулировать тактильные ощущения с помощью гаптономии и т. п.), то при звуках знакомых слов, произносимых узнаваемыми голосами, при ощущении нежных прикосновений матери и отца, сочетаемых с установлением контакта глаза в глаза, при последующем непосредственном контакте с теплой кожей матери новорожденный испытывает положительные эмоции. Это приводит к сниже114

И. В. Добряков. «Перинатальная психология»

нию сепарационной тревоги, способствует его адаптации к новым внеутробным условиям существования. Как уже указывалось, осуществление импринтинга возможно только в короткий критический период и обусловлено особым гормональным фоном, природой и интенсивностью стимулов (Bateson Р. Р. G., 1987), создающих особые условия для формирования функциональных систем (Immelman K., 1981). Благодаря механизмам импринтинга младенцы формируют, по выражению С. Лебовиси, материю психического функционирования паттернов (Lebovici S., 1990), которую используют для общения с окружающими. Этот же критический период характеризуется сильнейшим влиянием новорожденного на мать. Он становится активным источником сигналов, определяющих ее поведение (Батуев А. С., Соколова Л. В., 1994). То же можно сказать и об отце, если он участвует в грамотно проводимых партнерских родах. Иными словами, в процессе родов происходит разрушение общих границ женщины и пренейта, вызывающее стресс, а в ранний постнатальный период, во многом благодаря импринтингу, идет частичное восстановление этих границ. Без этого младенец не сможет существовать в новых условиях. Таким образом, импринтинг способствует сохранению диадного единства матери и ребенка, иными словами, формированию бондинга (англ. bond – связывать, соединять). При преждевременных родах до окончания полных 37 недель беременности, считая от первого дня последней менструации, ребенок квалифицируется как недоношенный, если масса его тела не превышает 2500 г, а длина тела – 48 см. Частота невынашивания составляет, по данным разных авторов разных государств, от 3 до 16 % (Яцык Г. В., 1997; Шабалов Н. П., Цвелева Ю. В., 2002 и др.) (Агейкин В. А., 2003). У недоношенных детей, как правило, отмечаются перинатальные поражения центральной нервной системы (ЦНС), развивающиеся на фоне незрелости функциональных систем (Луковцева З. В., 2002; Синюгина Т. Н. и др., 2001). По данным В. В. Абрамченко и Т. У. Кузьминых, у каждого третьего недоношенного ребенка отмечается легкая неврологическая симптоматика, у каждого четвертого – умеренная, у каждого седьмого – тяжелая (Абрамченко В. В., Кузьминых Т. У., 2001). Е. А. Грон и П. Г. Иманалиева, используя тест отношений беременной (ТОБ), установили, что у женщин с угрозой невынашивания беременности достоверно чаще встречаются эйфорический и гипогестогнозический варианты психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) (Грон Е. А., Иманалиева П. Г., 2001). Это нашло подтверждение и в наших исследованиях: у женщин, родивших недоношенных детей, преобладали эйфорический, гипогестогнозический и тревожный варианты ПКГД, а оптимальный вариант ПКГД встречался у них в 4 раза реже, чем у женщин, родивших доношенных младенцев (Добряков И. В., 2004). Незрелость функциональных систем недоношенного ребенка затрудняет формирование бондинга. При этом значительно увеличивается частота заболеваемости и смертности среди новорожденных детей (Шабалов Н. П., Цвелева Ю. В., 2002). Даже если младенец доношен и здоров, неправильная организация ухода за ним в раннем постнатальном периоде может создать хроническую психотравмирующую ситуацию, препятствующую снижению уровня сепарационной тревоги и формированию бондинга. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития. Чтобы этого не произошло, маленький ребенок должен быть окружен заботой и вниманием, т. е., говоря словами Д. В. Винникотта, необходимо обеспечение послеродового холдинга (англ. hold – заботиться, держать на руках) (Винникотт Д. В., 1998).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Новорожденный» з дисципліни «Перинатальна психологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: БАНКІВСЬКІ ПОСЛУГИ
Інвестиції у виробничі фонди
Задача о двух яйцах
ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ
Неоінституційна теорія фінансування


Категорія: Перинатальна психологія | Додав: koljan (06.02.2012)
Переглядів: 788 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП