Составляющие биопсихосоциальной модели перинатальной психологии
Перинатальная психология, рожденная как научная дисциплина на стыке нескольких наук, требует системного биопсихосоциального подхода, подразумевающего нелинейные отношения между переменными. Теории нелинейной динамики и детерминированного хаоса описывают системы, поведение которых определяется достаточно простыми законами, но при этом результат поведения системы точно прогнозировать невозможно. В отличие от линейных структур, в которых незначительные изменения начальных условий продуцируют соответствующие изменения конечного результата, нелинейные системы чрезвычайно чувствительны к малейшим колебаниям исходно заданных параметров. В координатах нелинейной динамики систему «окружающий мир – мать – дитя» гипотетически можно рассматривать в качестве саморазвивающейся открытой структуры со сложным поведением, которое регулируется предположительно простыми, но пока еще не известными алгоритмами. Результат влияния на эту систему самых различных факторов зачастую непредсказуем. Во время перинатального периода ребенок живет с матерью практически одной жизнью и динамическая структура «окружающий мир – мать – дитя» является особо чувствительной по отношению к любым колебаниям. Иными словами, вспоминая знаменитый вопрос метеоролога Лоренца «Может ли взмах крыла бабочки в Бразилии вызвать месяц спустя торнадо в Техасе?» (так называемый butterfly effect), патологический фактор, воздействующий на течение беременности, может сыграть роль «взмаха крыла бабочки» и вызвать серьезные трудности при реализации генетического потенциала ребенка. Описание алгоритмов, определяющих развитие и устойчивость системы «окружающий мир – мать – дитя», позволит прогнозировать ее поведение, а также предвидеть последствия происходящих с ней изменений. Следует отметить, что подобные попытки уже предпринимаются, но относятся скорее к сфере акушерства и гинекологии. Так, в ряде остроумных исследований, обзор которых представлен в работе Дидье Сорне (Didier Sornette), доказана фрактальность процесса течения родов и определены векторы, помогающие прогнозировать как длительность каждого периода, так и его возможные нарушения (Sornette D., 2002). Можно надеяться, что в перинатальной психологии и психотерапии этому будет способствовать биопсихосоциальная модель перинатальной психологии, рассматривающая биологические, психологические и социальные аспекты репродуктивного процесса у человека в их взаимосвязи, созданная на основе теорий, предлагающих системный подход к исследованиям. Основными из них, по моему мнению, являются: • концепция Ухтомского – Аршавского о материнской доминанте, состоящей из физиологического и психологического компонентов; • теория Отто Ранка о влиянии на психическое развитие и становление личности человека полученной им при рождении травмы; • представления Дональда Вудса Винникотта о единстве системы «мать – дитя», о формировании в этой системе объектных отношений, о значении переходного объекта; • вышедшая из психоанализа теория привязанности Джона Боулби и Мэри Эйнсворт; • понимание Владимира Николаевича Мясищева личности как системы отношений; • системный подход к психологии семейных отношений и семейной психотерапии Сальвадора Минухина.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Составляющие биопсихосоциальной модели перинатальной психологии» з дисципліни «Перинатальна психологія»