По мнению историка Лоренса Смита (Laurence Smith, 1992), есть две категории ученых: одни представляют «созерцательный идеал» и пытаются понять основные причины событий окружающего мира, а другие представляют «технологический идеал» и ищут возможности использовать науку для изменения мира и управле ния им. Скиннер определенно принадлежал к последней группе. Хотя большин ство из его исследований — это чисто лабораторная работа, ученый всегда инте ресовался применением результатов экспериментального анализа поведения для решения реальных проблем и внес большой вклад в развитие образования и про мышленности, воспитание детей и поведенческую терапию. Его идеи использова лись даже в космической программе NASA: во время двух полетов обезьянам шим панзе выдавали для изучения сложные оперантные задания. Один из психологов, участовавших в космическом проекте, сказал, что «каждый подход, режим, про граммирующее или записывающее устройство, которые мы использовали тогда и в дальнейших работах, ведут к Скиннеру или его студентам» (Rohles, 1992). Кроме того, Скиннер не стесняясь призывал к перестройке общества в соответ ствии с оперантными принципами, что вызвало огромное число споров и сомне ний. Некоторым его советы по улучшению мира казались зловещими, и ученого обвинили в том, что он пытается превратить людей в крыс в проблемных ящиках. Вопрос управления поведением рассматривается во вставке 11.3. Прежде чем пе реходить к материалу об использовании принципов обусловливания для решения различных прикладных проблем поведения, внимательно прочитайте эту вставку и отметьте для себя, согласны ли вы с предъявленным Скиннеру обвинением. Прикладную область экспериментального анализа поведения иногда называют прикладным анализом поведения. Он включает в себя процедуры, призванные решать жизненные проблемы и основывающиеся на бихевиористских, а в особен ности на оперантных принципах. Чтобы дать вам представление о ситуациях, в которых применяются данные принципы, рассмотрим несколько заголовков ста тей, опубликованных в «Журнале прикладного анализа поведения»: «Музыкальное подкрепление деятельного поведения па тренировках у пловцов, уча ствующих в соревнованиях» (Hume & Crossman, 1992); «Анализ упрощенного лечения заикания у детей» (Wagaman, Miltenberger, & Arndor- fer, 1993); «Исследование отдельных испытуемых при оценке действия напоминаний об исполь зовании ремней безопасности в транспорте: назад к основам» (Berry & Geller, 1991); «Бихевиористское лечение кофеинизма: снижение чрезмерного употребления кофе» (Foxx & Rubinoff, 1979).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прикладной анализ поведения» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»