Учреждение начинает использовать определенную программу, так как его руково дители находят, что в этом есть потребность. Как определяется эта потребность? Очевидно, что мнения руководства об осмысленности применения программы не достаточно. Программа физических упражнений для пенсионеров кажется весьма подходящей, но если никто не захочет в ней участвовать, то время и деньги будут потрачены зря. Прежде чем планировать любой проект, необходимо провести ана лиз потребности. Анализ потребности — это набор процедур, с помощью которых определяет ся, существует ли достаточно большая популяция, которой будет полезна пред ложенная программа, может ли данная программа решить строго определенную проблему и будут ли члены этой популяции пользоваться программой. Суще ствуют различные методы оценки необходимости, и очень важно прибегнуть по крайней мере к нескольким из них, поскольку необходимость очень легко пере оценить. Один из поводов для осторожности — переоценка по запоминаемости, с которой вы познакомились в главе 1 при обсуждении типов познания. Собы тия, попадающие на первые страницы, привлекают наше внимание и лучше за поминаются. Поскольку они так легко закрепляются в памяти, мы склонны пе реоценивать частоту их появления. Достаточно было широкой огласки пары ис торий о детях, оставленных взявшими отпуск родителями, чтобы раздался звонок с предложением о проведении новой программы для решения этой весьма рас пространенной проблемы. Также потребность в новой программе может переоце ниваться людьми, которым выгодно ее существование (она сохраняет им рабо чие места). Как указали Позавак и Кэри (Posavac & Carey, 1997), есть несколько способов определить потенциальную необходимость в программе. • Данные переписи населения. Если предлагаемая вами программа предназна чена для пожилых людей, а в данном сообществе живут лишь несколько пен сионеров, то очевидно, что программа будет мало полезной. Данные перепи си населения (www.census.gov) дадут вам базовую демографическую инфор мацию о количестве людей, соответствующих различным категориям. Кроме того, эта информация достаточно подробна, чтобы вы могли определить та кие показатели, как количество матерей-одиночек в возрасте до 21 года, ко личество людей с различными физическими или психическими нарушени ями или число пожилых людей, находящихся за чертой бедности. Кроме данных переписи местные организации могут иметь определенные архивные данные. Например, руководство корпорации, которая планирует организовать детский сад при производстве, может оценить количество со трудников, имеющих маленьких детей. Также важную информацию о необ ходимости проведения программы могут дать опубликованные отчеты об исследованиях. Если исследование показало устойчивое снижение уровня интеллекта детей, живущих в нищете, то это говорит о необходимости про граммы по улучшению экономических условий жизни. Оценка программ 371 • Изучение доступных услуг. Нет необходимости начинать программу достав ки пищи на дом инвалидам, если такая программа уже успешно действует. Таким образом, один из очевидных шагов в процессе анализа необходимо сти — это составление перечня существующих услуг, включая информацию о том, кто предоставляет услуги, какие именно услуги предоставляются, и оценку количества людей, которым предоставляются данные услуги. К при меру, вы можете обнаружить, что действующая программа доставки пищи проводится организацией, имеющей слишком большое финансирование и небольшой штат сотрудников, а это приводит к тому, что охвачено не более 10% нуждающихся. В таком случае разработка второй программы может оказаться весьма полезной. • Изучение потенциальных пользователей. Третья стратегия анализа необхо димости заключается в проведении опроса общественности: либо высоко репрезентативной выборки, либо целевой группы, определяемой по данным переписи населения. В ходе опроса можно выяснить мнение участников о необходимости проведения дайной программы. Но более важно, что опрос может помочь оцепить количество людей, которые действительно будут уча ствовать в предлагаемой программе. • Ключевые информаторы, фокус-группы и общие собрания. Ключевой инфор матор — это человек, имеющий опыт и специальные знания о существующей проблеме, которая иначе не станет известна исследователю (Gilchrist & Williams, 1999). Это могут быть общественные активисты, священники, люди, входящие в правление различных социальных служб, и т. д. Иногда они мо гут стоять слишком близко к проблеме, чтобы оценивать ее реалистично, но в целом они представляют собой очень важный источник информации. Фо кус-группа — небольшая (обычно 7-9 человек) группа людей, отвечающих на ряд вопросов, посвященных определенной теме, например необходимо сти в конкретной программе. Изучение мнения фокус-группы часто прово дится после опроса общественности; предварительно это делают, чтобы уточ нить вопросы, используемые при опросе общественного мнения. Члены фо кус-групп обычно сходны по возрасту и социоэкономическому статусу, что делает группу в целом подходящей для выполнения определенного задания. Кроме того, полезную информацию иногда можно получить па общих со браниях — открытых встречах, куда приглашаются все члены сообщества, в котором хотят ввести определенную программу ключевые информаторы. Фокус-группы и общие собрания могут очень помочь в сборе информации, но исследователям необходимо с осторожностью подойти к этому занятию и не переоценить слова речистых информаторов, членов фокус-групп и ли деров общих собраний. В последние два десятилетия во многих корпорациях распространилось мнение о том, что прибыль имеет связь со здоровьем рабочих. Поэтому компании приня лись разрабатывать, реализовывать и проводить оценку программ по охране здо ровья рабочих. В нижеследующем примере описывается крупномасштабная про грамма, которая началась с тщательного анализа потребности. 3 7 2 Глава 10. Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Планирование программ — анализ потребности» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»