Первое знакомство с сэром Фрэнсисом Гальюном (1822-1911), состоявшееся в главе 1, пока зало его как человека несколько эксцентричного (старающегося измерить пользу молитвы). Но вы совершите ошибку, если будете думать о Гальтоне, как о чудаке. Он был пионером эмпири ческих исследований интеллекта и одним из первых утверждал, что гениальность наследуется, а не возникает в результате воспитания. Кроме того, он открыл понятие корреляции. На Гальтона произвела большое впечатления теория эволюции Дарвина, а в особенности мысль о том, что особи, принадлежащие к одному биологическому виду, отличаются друг от друга. Инди видуальные особенности, способствующие выживанию, подвергаются «естественному отбору» и передаются потомкам. Гальтон считал, что интеллект является особенностью, которая различает ся у всех людей, важна для выживания и наследуется так же, как физические характеристики, на пример как цвет глаз или рост. Он собрал факты, подтверждающие наследуемость интеллекта, и опубликовал две книги, посвященные этому вопросу: «Потомственные гении» (1869) и «Ученые- англичане: природа и воспитание» (1874). Последний труд популяризировал широко известные сегодня термины «природа» (nature) и «воспитание» (nurture). В своих работах Гальтон отметил статистическую тенденцию, заключающуюся в том, что гениальность и способности, проявля ющиеся в определенных областях (например, способности к химии или юриспруденции), просле живаются в нескольких поколениях внутри семьи. Однако он недооценил влияние окружающей среды и сделал вывод, что гениальность возникает в результате передачи наследственной инфор мации. Он аргументировал свою точку зрения, в частности, тем, что интеллект в популяции имеет нормальное распределение. Другие наследуемые особенности (например, рост) также имеют нормальное распределение, и поэтому Гальтон принял этот статистический факт за показатель влияния наследственности (Fancher, 1990). Только в 1888 г. ученому удалось показать высокую частоту появления таких черт, как ге ниальность в семьях: свои представления он сформулировал в работе, названной «Кореля- ция и ее измерение» (цитируется в Fancher, 1990). Во-первых, Гальтон обнаружил, что дан ные можно организовать по рядам и столбцам, как показано на рис. 9.1. Числа в каждой ячей ке отражают количество людей, попадающих в категорию, определяемую заголовками рядов и столбцов. Так, наибольшее число в этих ячейках показывает, что выборка содержит 14 де тей ростом от 67 до 68 дюймов, чьи родители также имели рост от 67 до 68 дюймов. Как вы вскоре узнаете, таблица Гальтона - это прототип сегодняшнего «графика рассеяния». Рис. 9 . 1 . Таблица, построенная Гальтоном, чтобы показать корреляцию роста родителей и детей - прототип графика рассеяния Во-вторых, Гальтон заметил, что когда «корреляция» была неполной, начинала проявляться одна закономерность. У родителей с ростом выше среднего были высокие дети, но довольно часто они были не такими высокими, как мать и отец. У родителей с ростом ниже среднего дети были низкие, но не настолько. Это означает, что рост у детей имеет тенденцию сме щаться, или регрессировать, в сторону среднего арифметического значения в популяции. Феномен «регрессии к среднему», который, как вы уже знаете, представляет угрозу внутрен ней валидности исследования, является одним из самых выдающихся открытий Гальтона. Третье наблюдение Гальтона состояло в том, что график, построенный по значениям среднего арифметического для каждого столбца таблицы рассеяния, дает более или менее прямую линию. По сути, он представляет собой разновидность «линии регрессии», с которой вы скоро познако митесь. Таким образом, Гальтон открыл основные характеристики корреляционного анализа. Прочитав о работе Гальтона, Карл Пирсон - молодой британский ученый, занимающийся статистикой, - продолжил изыскания в этой области и разработал формулу для вычисления коэффициента корреляции. Он обозначил коэффициент буквой «r», что значит «регрессия», в честь сделанного Гальтоном открытия регрессии к среднему. Вслед за Гальтоном Пирсон считал, что корреляционный анализ подтверждает идею о наследуемости многих свойств, обнаруживающих себя в отдельных семьях. Как вы вскоре узнаете, делать выводы о наличии причинно-следственных связей на основании корреляционного анализа (как поступили Галь тон и Пирсон) - весьма рискованное занятие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «История — исследование гениальности Гальтона» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»