В эксперименте, который мы будем использовать в качестве модели, исследователь изучает действие двух независимых переменных: способа запоминания и скорости показа. В факторных планах для обозначения общего влияния независимой пе ременной используется термин основной эффект. В исследовании с двумя неза висимыми переменными, например в факторном плане 2x2, может быть не более двух основных эффектов. Для определения основного эффекта одного фактора необходимо использовать все значения другого (других) фактора (факторов). Про демонстрируем это на примере исследования памяти. Чтобы определить основной 2 7 8 Глава 8. Экспериментальный план II: факторные планы эффект способа запоминания, необходимо обобщить данные двух скоростей пока за. Другими словами, информацию в ячейках, имеющих более светлый оттенок (образы), следует обобщить и затем сравнить ее с обобщенными данными из более темных ячеек (повторение): Аналогично, чтобы определить основной эффект скорости показа, необходимо обобщить данные двух способов запоминания. В приведенной ниже матрице вли яние скорости показа оценивается с помощью сравнения всей информации в бо лее светлых ячейках (2 с/слово) со всеми данными в более темных ячейках (4 с/ слово): Теперь еще раз посмотрите на закрашенные матрицы в табл. 8.1— как вы види те, я выделил одним цветом ячейки, которые необходимо обобщать при анализе основного эффекта различных переменных в планах 2 χ 4 и 2 х2 χ 2. Рассмотрим гипотетические данные, которые могут быть получены в ходе та кого эксперимента с памятью. Предположим, при каждом условии (соответствует каждой ячейке) в эксперименте принимают участие 25 испытуемых, а задание за ключается в запоминании списка из 30 слов. Среднее количество слов, запомнен ных участниками при каждом из четырех условий, будет следующим: Приводит ли использование визуальных образов к улучшению запоминания в сравнении с механическим повторением? Другими словами, соответствует ли пе ременной «способ запоминания» основной эффект? Чтобы узнать это, необходи-Результаты: основной эффект и взаимодействие 2 7 9 мо сравнить все данные из ячеек «образы» со всеми данными из ячеек «повторе ние». Для этого требуется вычислить значения среднего арифметического по ря дам. Среднее арифметическое в ряду «образы» составляет 20 слов [(17 + 23)/2 = = 40/2 = 20], а в ряду «повторение» — 15 слов [(12 + 18/2 = 30/2 = 15)]. Спрашивая о соответствии основного эффекта способу запоминания следует поставить следу ющий вопрос: «Значима или случайна разница между значениями среднего ариф метического, равными 20 и 15?» Точно таким же образом вычисление значений среднего арифметического по столбцам позволяет узнать, соответствует ли основной эффект скорости показа. Для столбца «2 с/слово» среднее арифметическое составляет 14,5 слов, а для столб ца «4 с/слово» — 20,5 слов (обязательно проверьте). Поместим все полученные результаты в одну таблицу: Судя по этим данным, запоминание улучшается при использовании образов (20 > 15), а также при более низкой скорости показа слов (20,5 > 14,5). Таким обра зом, в данном случае мы обнаружили два основных эффекта (но судить о значимо сти различий можно, только проведя дисперсионный анализ). В качестве примера эксперимента, имеющего очень сильный основной эффект, рассмотрим реальное исследование влияния визуальных образов на память.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основной эффект» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»