Для проверки нескольких предположений, сделанных на основании выдвинутой Джеймсом Гибсоном теории восприятия, Ли и Аронсон (Lee & Aronson, 1974) про вели исследование, посвященное восприятию движения и чувству равновесия (о Джеймсе Гибсоне, муже Элеанор Гибсон, упоминалось в главе 1). В частности, они интересовались тем, как мы сохраняем равновесие в движущейся среде. Ис следователи помещали детей в возрасте от 13 до 16 месяцев в аппарат, изображен ный на рис. 7.4. Когда ребенок смотрел на дальнюю стену, экспериментатор двигал стены и потолок вперед или назад. Была выдвинута гипотеза, что движение комнаты вперед (рис. 7.5, а) создает «оп тический эффект движения», аналогичный возникающему при движении головы ребенка назад (рис. 7.5, б). Это вызовет у ребенка компенсаторный наклон вперед. Если предположение верно, то движение комнаты вперед должно привести к тому, что ребенок наклонится или даже упадет вперед (рис. 7.5, б). Подобное предположе ние было сделано для движения комнаты в противоположную сторону. Рис. 7.4. Аппарат, использованный в эксперименте с движущейся комнатой, проведенном Ли и Аронсоном в 1974 г. Один фактор — два уровня 2 5 1 а б в Рис. 7.5. Предсказанное влияние движения комнаты вперед в эксперименте Ли и Андерсона 1974 г. В противоположность исследованию с кошками, выращенными в «вертикаль ном» или «горизонтальном» мире, в данном случае не было препятствий для ис следования одних и тех же детей при обоих экспериментальных условиях — дви жении комнаты назад и вперед. Поэтому использовался внутрисубъектный одно- факторный план с повторяемыми измерениями. Независимой переменной было направление движения комнаты (вперед или назад), а наклон тела или падение ребенка оценивалось в качестве зависимой переменной. Каждый испытуемый вы полнил по двадцать попыток, при этом направление движения комнаты чередова лось от попытки к попытке. У одних детей последовательность начиналась с дви- I жения комнаты вперед, а у других — с движения назад. Было набрано семь участ ников в возрасте от 13 до 16 месяцев, но трое из них испытали сильный стресс и для них эксперимент был прекращен. Реакции оставшихся четырех участников записы- i вались тремя наблюдателями (почему понадобилось более одного наблюдателя?). Потеря равновесия в предсказанном направлении наблюдалась в 82% всех попыток. Наблюдатели выделяли три вида потери равновесия: качание (26% попыток), шатание (23%) и падение (33%). Один недостаток процедуры позиционного уравнивания, состоящей в простом чередовании условий, (а) и (в), заключается в том, что испытуемые могут легко предсказать, какое условие будет использоваться следующим. Однако Ли и Арон- сон справедливо решили, что при подобном возрасте участников эта проблема не повлияет на результаты исследования. Другая причина использования такой раз новидности позиционного уравнивания была практической: поскольку ребенок оставался в комнате в течение всего сеанса, если комнату двигали в одну сторону, то при следующей попытке ее необходимо было двигать обратно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Повторяемые измерения» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»