Контроль за искажением, вносимым экспериментатором
Полностью устранить влияние экспериментатора невозможно, так как нельзя пре вратить его в машину, но можно механизировать процедуру исследования. В этом и состоит один из способов уменьшения искажения. К примеру, совсем не сложно отстранить нахмуренного или улыбающегося исследователя от проведения экспе римента на восприятие. С помощью современных компьютерных технологий мож но показывать фотографии на экране и попросить испытуемых отвечать нажатием клавиш. Экспериментатор при этом может находиться в соседней комнате. Процедуры автоматизированного исследования животных применяются с 20-х гг. XX в. и позволяют полностью устранить воздействие человека. Е. К. Толмен, не дожидаясь появления компьютеров, изобрел «самозаписывающий лабиринт со столом для автоматической доставки» (Tolman, Tryon, & Jeffries, 1929). «Стол для автоматической доставки» получил свое название, поскольку он «автоматически доставляет каждую крысу ко входу в лабиринт и "подбирает" их в конце без помо щи экспериментатора. Объективность оценок обеспечивается применением уст ройства, автоматически записывающего путь крысы в лабиринте» (Tryon, 1929, р. 73). Сегодня подобная автоматизация — обычное явление. Вспомните описан ное в главе 4 исследование крыс в радиальном лабиринте. В ходе эксперимента «макровыборы» и «микровыборы» сверялись по видеозаписи поведения крыс в лабиринте, а в операциональные определения этих конструктов входило условие: поведение должно легко поддаваться проверке (Brown, 1992). Кроме того, ком пьютеры дают возможность представлять испытуемым инструкции и стимулы и одновременно собирать данные. Второй способ контроля за искажением, вносимым экспериментатором — это двойной слепой метод. Он заключается в том, что экспериментатор остается в не ведении (слепой метод) о том, что ожидать от участников во время конкретного сеанса тестирования. Ни экспериментатор, ни испытуемые не знают, какое усло вие изучается, поэтому используется название «двойной». Двойной слепой метод применяется, когда ведущий исследователь разрабатывает эксперимент, а его кол леги (обычно аспиранты) собирают данные. Конечно, не всегда возможно приме нить этот метод — в качестве примера можно привести описанное в главе 3 иссле дование Даттона и Эрона (Dutton & Aron, 1974). Как вы помните, женщины-экс периментаторы встречали мужчин либо на опасном мосту, раскачивающемся на расстоянии 75 метров над рекой, либо на надежном мосту, проходящем в 3,5 мет рах над той же рекой. Было бы довольно сложно скрыть от экспериментаторов, какое из условий эксперимента исследуется! Но во многих исследованиях при меняются процедуры, при которых экспериментаторы не знают, какое условие 2 3 2 Глава 6. Проблемы контроля при экспериментальных исследованиях изучается в данный момент. При сравнении крыс, имеющих высокие и низкие спо собности к прохождению лабиринта, легко можно добиться того, чтобы экспери ментатор не знал, какие крысы исследуются. В таком исследовании эксперимента торы, изучающие крыс, могут даже не знать, что у крыс исследуется интеллект.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контроль за искажением, вносимым экспериментатором» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»