Верно ли, что студентам легче изучить общую психологию с помощью компьюте ризированного курса, где каждый может продвигаться вперед соразмерно своей собственной скорости? Если в колледже будет проводиться программа по сниже нию экзаменационной тревожности, как можно показать, что она действует эффек тивно? Если вы обучите людей различным стратегиям запоминания, улучшит ли это их память? Во всех этих эмпирических вопросах речь идет о том, изменятся ли люди, усвоив некоторый опыт (курс, программа, тренировка памяти). Стандартный способ обнаружить изменения — проверить людей до получения ими данного опы та (провести предварительное тестирование), а затем после получения опыта (провести заключительное тестирование). Идеальным результатом для только что описанных примеров будет, если люди в ходе заключительного тестирования по кажут, что они: а) знают общую психологию лучше, чем вначале, б) меньше волну ются перед экзаменами, чем раньше, и в) демонстрируют улучшение памяти. В ходе Угроза для внутренней валидности 191 стандартного исследования сравниваются экспериментальная и контрольная груп пы; последняя при этом не подвергается никакому воздействию: Экспериментальная группа: Контрольная группа: предварительное тестирование предварительное тестирование Воздействие заключительное тестирование заключительное тестирование При отсутствии подходящей контрольной группы возникает угроза внутренней валидности эксперимента. Предположим, вы хотите оценить эффективность про граммы помощи студентам колледжа, страдающим от экзаменационной тревоги (т. е. тем, которые имеют неплохие навыки обучения и знают материал, но так силь но волнуются во время экзаменов, что это мешает их успешной сдаче). В начале лекций первокурсники заполняют различные опросники, в том числе один, выпол няющий функцию предварительного тестирования для изучения тревожности. Предположим, что оценки могут варьироваться от 20 до 100, и чем больше значе ние, тем выше уровень тревожности. Студентов, получивших высокие оценки, про сят участвовать в программе по снижению экзаменационной тревоги, включающей тренинги на расслабление и выработку учебных навыков, а также другие методи ки. Спустя три месяца студенты снова выполняют тест на тревожность и его резуль таты выглядят следующим образом: Предварительное тестирование 90 экспериментальное воздействие заключительное тестирование 70 Таким образом, средняя предварительная оценка у студентов, выбранных для участия в программе, равна 90, а средняя заключительная — 70. Если предполо жить, что разница статистически значима, какой вывод можно сделать? Была ли эффективна программа? Чем были вызваны изменения, экспериментальным воз действием, или же могли сказаться другие факторы? Я надеюсь, вы понимаете, что есть несколько способов объяснения таких результатов. Читайте дальше.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предварительное и заключительное тестирование» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»