В этой главе несколько раз подразумевалась, но явно не обсуждалась одна со ставляющая процесса разработки исследований — научная креативность. Не трудно говорить о том, что исследование может быть разработано на основе про стых наблюдений, теории или результатов других исследований, но переход от источника идеи исследования к самому исследованию не произойдет автома тически. В какой-то момент эксперименты должны быть разработаны. Иногда эксперименты логически вытекают из предыдущей работы и почти не нужда ются в креативности, но бывает и так, что при их разработке требуется творче ский подход. Креативное мышление при разработке исследований включает процесс опре деления значимых связей между на первый взгляд бессвязными идеями и исполь зование этих связей для создания экспериментов. Такое мышление не протекает Креативное мышление в науке 1 1 7 в вакууме, напротив, оно включено в контекст проблемы, которую решают ученые, обладающие немалыми знаниями о ней. Как выразился известный биолог Луи Пастер, «случай благосклонен к подготовленному уму» (процитировано в Myers, 1992, р. 335). Таким образом, случайность сама по себе не дает идею эксперимен та — погруженный в проблему ученый должен увидеть случайное событие как не достающую часть, необходимую для решения поставленного вопроса. Это одна из причин, по которой исследователи работают в группах, ведь присутствие несколь ких мыслящих людей увеличивает вероятность того, что кому-нибудь придет в голову идея, которая предстанет другому члену группы как недостающая деталь головоломки. В качестве примера использования научной креативности рассмотрим иссле дования с использованием лабиринта. Попросите психолога назвать основные со ставляющие исследовательского оборудования, и первым (или близко к началу списка) он назовет лабиринт. Хотя эксперименты с лабиринтами достигли верши ны своей популярности в 1920-1940-х гг., лабиринт все еще остается важным ин струментом для исследования научения и пространственного ориентирования. Честь проведения первого эксперимента по изучению поведения крыс в лабирин те принадлежит Вилларду Смоллу из Университета Кларк, проводившему свои исследования в конце XIX в. (Small, 1900). Как Смоллу пришла идея поместить крыс в лабиринт? Вместе со своим кол легой по лаборатории, Линусом Клайном, он изучал в основном поведение крыс, в частности их «способность к отысканию дома». В разговоре с Эдмундом Сэн- фордом, директором лаборатории Кларка, Клайн описал увиденные им тунне ли, «прорытые большими дикими крысами к своим норам под крыльцом старо го дома... Туннели находились на глубине от семи до пятнадцати сантиметров под землей и, открытые во время раскопок, представляли собой настоящий ла биринт» (Miles, 1930, р. 331). Вероятно, слово «лабиринт» замкнуло цепочку для Сэнфорда, и он предложил Клайну самому построить лабиринт, использо вав в качестве модели Хэмптон Корт — самый популярный в Англии лабиринт размером в человеческий рост. К моменту разговора Сэнфорд только что вер нулся из творческого отпуска, во время которого он ездил в Англию, где мог посетить Хэмптон Корт. Имея другие незавершенные проекты, Клайн передал идею Смоллу, который построил из проволочной сетки лабиринт размером 180 на 240 см, изменив треу гольную форму Хэмптон Корта (рис. 3.5, а) на квадратную (рис. 3.5, б) и оставив без изменения общую схему. Смолл провел несколько экспериментов, исследуя изучение крысами лабиринта. В первые десятилетия XX в. схема лабиринта Хэмп тон Корт стала весьма популярной, а ее использование положило начало традиции изучения поведения крыс в лабиринте, существующей и сегодня 1 . Хотя критики иногда указывают на лабиринты как на пример «искусственности» лабораторных ис следований по психологии (т. е. отсутствия привычной для крыс реальности), стоит отметить, что исходной целью Смолла было создать не стерильные условия, а близкие к крысиному миру, или, словами Смолла, создать «как можно меньше различий между условиями эксперимента и обычны ми условиями жизни» (Small, 1900, р. 209). 1 1 8 Глава 3, Разработка идей для психологических исследований (6) Рис. 3 . 5 . а) Лабиринт Хэмптон Корт в оживленный день, б) Адаптация Смоллом схемы лабиринта Хэмптон Корт для эксперимента по изучению поведения крыс в лабиринте Эта история хорошо иллюстрирует, как работает научная креативность. Ученые (Клайн и Смолл), обладающие знаниями в определенной области исследований (поведение животных) боролись с трудной проблемой (каким образом исследовать способность крыс к отысканию дома). Случайное замечание Клайна (рассказ о крысиных туннелях под крыльцом), соединившись со знанием Сэнфорда о лаби ринте Хэмптон Корт, обнаружило связь между двумя на первый взгляд несвязан ными событиями, и проблема была решена — для изучения способности крыс к отысканию дома необходимо создать устройство, копирующее известный англий ский лабиринт. Следует отметить, что хотя основательные знания в определенной области яв ляются предпосылкой креативного мышления в науке, наличие этих знаний иног да повышает ригидность мышления и снижает креативность. Случается, что уче ные настолько привыкают к определенному методу или теории, что не способны рассматривать альтернативные варианты, а следовательно, возможность новых открытий для них снижается. Вернемся к исследованиям с лабиринтами. Лабиринты внесли значительный вклад в наше понимание фундаментального процесса научения и открытие их использования великолепно иллюстрирует фе номен научной креативности. Однако лабиринты могут также «завести в тупик». Общепринятое устройство, будучи стандартно применяемо, может снизить креа тивность ученых и привести к сужению поля работы до ситуаций, возможных толь ко в лабиринте. Исследование феномена «центробежного отклонения» — пример такого развития событий. В 1920-1930-х гг. данное явление тщательно исследова лось. Было выяснено, что животные при повороте в лабиринте (возможно, только при большой скорости движения), как правило, отклоняются центробежной силой к противоположной направлению поворота стене, что определяет направление следующего поворота. Такому отклонению противопоставляли «тенденцию к дви жению вперед». Чтобы выявить факторы, обеспечивающие либо отклонение, либо движение вперед, были проведены десятки экспериментов (например, Schneirla, 1920). Эксперименты были разработаны весьма изящно и без сомнения помогли многим психологам-экспериментаторам развить свои исследовательские навыки, но значение этого исследования ограничивалось функционированием самого ла биринта и оно не смогло пролить свет на фундаментальный процесс научения. Вероятно, известный бихевиорист Э. К. Толмен был только наполовину серь езен, когда в 1937 г. закончил свою президентскую речь (он являлся президен том ассоциации АРА) словами: «Все важные вещи в психологии... могут быть, в сущ ности, открыты с помощью... анализа детерминант поведения крыс на развилках лабиринта» (процитировано в Hilgard, 1978, р. 364). Это замечание показывает, как прибор может ограничивать научное мышление. История создания экспе риментального оборудования может прекрасно проиллюстрировать работу на учного мышления (например, идея Сэнфорда об использовании схемы лаби ринта Хэмптон Корт), но новаторский потенциал заметно ослабляется, когда новые прибор или процедура исследования упрочат свои позиции. Обширные знания о лабиринтах и их экспериментальном применении могут помочь иссле дователям творчески подойти к разработке экспериментов, но они же могут и снижать креативность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Креативное мышление в науке» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»