Разработка исследований на основе других исследований
Большая часть этого раздела главы о разработке идей для исследований посвяще на более подробному обсуждению рассмотренной ранее темы — отношений между теорией и фактами, хотя исследования, имеющие источником другие исследова ния, могут проводиться даже без предварительной разработки теории. Иногда ис следователи просто хотят изучить некоторое явление с целью открыть постоянные, предсказуемые взаимосвязи переменных (например, открыть закон поведения) и не стремятся к созданию теории. Исследование Скиннера по оперантному обуслов ливанию (глава 11) относится именно к этой категории. Я считаю, что наиболее распространенным источником идей для исследований по психологии являются вопросы, оставленные без ответов другими, недавно про веденными исследованиями. Психологи проводят не изолированные эксперимен ты, а строят программу исследований, включающую серию взаимосвязанных эк спериментов. Вы не встретите ученого, ставящего эксперимент по изучению го товности людей оказывать помощь, а затем переключающегося на исследование агрессии. Напротив, исследователи занимаются определенной областью знаний и в ее пределах разворачивают серию экспериментов, которые могут продолжаться годы и привлечь других исследователей, интересующихся данной проблемой. Вы воды одного проекта неизменно имеют следствием другой, так как отвечая на одни эмпирические вопросы, эксперименты ставят новые. Исследование Селигмана, его коллег и студентов, посвященное выученной беспомощности, — это хороший при мер такой исследовательской программы. Несомненное свидетельство того, что одни исследования влекут за собой дру гие, можно найти, просмотрев любой из последних номеров журнала по психоло гии. Взгляните на имена авторов конкретных публикаций, а затем проверьте, встре чаются ли те же имена в прилагаемых списках литературы в ссылках на похожие 114 Глава 3. Разработка идей для психологических исследований исследования. К примеру, первые три номера «Журнала по экспериментальной психологии: обучение, память и познавательные процессы» за 1992 г. содержат 52 исследовательские статьи. Авторы статей ссылаются на другие свои работы в 48 из 52 статьей. Хотя некоторые из ссылок можно считать проявлением естествен ного желания ссылаться на свои работы, большей частью это обилие автоссылок отражает тот факт, что исследователи просто не ставят единичных опытов, а про водят систематическую программу взаимосвязанных экспериментов. Эксперимен ты ведут к новым экспериментам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка исследований на основе других исследований» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»