Разработка исследования на основе целенаправленного и случайного наблюдения поведения
Все мы имели возможность наблюдать чьим-либо поведением и задаваться вопросом о его причинах. Почему Норм так злится, когда промахивается мимо лунки, а Джефф, промахиваясь не реже, не обращает на это внимания и спокойно рассказывает о том, как ему повезло: не пришлось присутствовать на общем собрании. Почему дедуш ка помнит подробности Второй мировой войны, но не помнит, что он делал вче ра? Почему одни студенты охотно помогают преподавателям проводить занятия, а другие не хотят и думать об этом? Почему одни маленькие дети очень общи тельны, а другие, из той же самой семьи, так болезненно застенчивы? И многое тому подобное. Когда такие вопросы возникают у психологов-экспериментаторов, они стано вятся основой эмпирических вопросов. Для Роберта Стернберга, известного свои ми исследованиями типов интеллекта и человеческой любви, наблюдения за обыч ной жизнью становятся иточником вдохновения: Исследования на основе целенаправленного и случайного наблюдения поведения 101 Все (или почти все) мои идеи возникли из наблюдения за людьми: за собой, за сту дентами, с которыми я работаю, за моими детьми, за моими отношениями с людьми, за отношениями других людей и т. д.... Дело в том, что в психологии нет лучшего ис точника данных, чем люди вокруг вас. Я всегда считал, что книги, лекции или ла бораторная работа не больше способствуют формированию идей, чем живой опыт. Р. Дж. Стернберг, частная беседа. 18 мая, 1993 г. Одно из самых известных психологических исследований родилось именно так. Русский психолог Блюма Зейгарник, тогда студентка известного немецкого пси холога Курта Левина (см. главу 8), раздала 164 участникам своего исследования от 18 до 22 простых заданий, выполнение каждого из которых требовало несколько ми нут. Заданием могло быть, например, изготовление картонной коробки, лепка глиня ной фигурки, складывание картинок, а также решение арифметических и других ум ственных задач. Каждому участнику разрешали выполнить половину заданий, а за тем прерывали и не позволяли закончить работу. Чтобы сделать остановку более заметной, Зейгарник «всегда выбирала момент, когда объект был наиболее погру жен в работу» (1927/1967, р. 303). В результате исследования было обнаружено, что вероятность восстановления в памяти задания, на котором испытуемого пре рвали, была в два раза выше, чем для остальных заданий. Это явление (что неза конченные задания запоминаются лучше, чем законченные) сегодня называется «эффект Зейгарник». Идея исследования возникла из обычного для аспирантов занятия — обсуждения исследований в кафе. Левин и его студенты часто встречались и проводили часы в кафе через дорогу от их лаборатории в Берлине. Они не могли не заметить, как один из официантов запоминает, что заказал каждый из студентов, не записывая этого. Однако вскоре после оплаты счета он полностью забывал о заказах. Может быть, до оплаты счета ситуация была «не завершена» и официанту требовалось удерживать информацию в памяти? Зейгарник очень заинтересовалась этим вопросом, был раз работан эксперимент, а остальное, как говорят, дело техники. Более новый пример того, как наблюдения приводят к исследованию, — экспе римент но социальной психологии, посвященный изучению готовности людей ока зать помощь. Отправной точкой для исследования стали нашумевшие случаи отка за помочь. Самым известным из них был случай Китти Геновезе, имевший место в 1964 г. в Нью-Йорке: на женщину напали, а затем убили на глазах у 38 свидетелей, из которых ни один даже не попытался сделать анонимный звонок в полицию. Джон Дэрли, один из ведущих исследователей в области альтруистического пове дения, позже вспоминал: Без сомнения, катализатором для нашего исследования явилось описанное в «Нью- Йорк Тайме» убийство молодой женщины в Нью-Йорке, сегодня известное как слу чай Китти Геновезе. Молодая женщина была убита, но это, как ни прискорбно, обыч ный инцидент. Необычно в этой истории то, что тридцать восемь соседей смотрели в окна на происходящее и ни один из них не пришел на помощь. Бибб (Латане, коллега Дэрли) и я как-то ужинали вместе вскоре после этого события. Все вокруг говорили об этом и мы тоже... Думаю, что именно в тот день мы набросали на скатерти план экспериментов. Krupat, 1975, р. 275 102 Глава 3, Разработка идей для психологических исследований Случай Китти Геновезе привел Дэрли и Латанс к замыслу серии эксперимен тов, которые показали, что дело не в том, что очевидцев не волнует происходящее. Они часто думают, что если вокруг есть другие люди, то помочь может кто-нибудь из них (Darley & Latane, 1968). Сегодня эта тема хорошо исследована: обратитесь к любому современному учебнику по социальной психологии — он без сомнения посвятит данной теме целую главу. К исследованию также может привести случайное открытие — обнаружение некоторого феномена при поиске чего-то совершенно другого. Такие открытия явились причиной многих важных событий в истории науки. Это происходит, если ученый бьется над разрешением трудной проблемы и некое непредвиденное собы тие случайно даст ключ к разгадке. Случайное открытие может быть сделано при неправильном ходе эксперимента, например при отказе аппаратуры. Получение Скиннером кривых торможения, вызванное неисправностью аппаратуры (см. гла ву 1), — хороший пример случайного открытия. Другой пример — случайное обна ружение в мозге детекторов признаков. Эксперимент, в ходе которого оно имело место, был частью фундаментального исследования по распознаванию особенно стей, описанного выше в этой главе. (Вставка 3.2 посвящена рассказу о рождении исследования Дэвида Хьюбеля и Торстена Уиселя, получивших за него Нобелев скую премию.) Исследование может быть не только результатом наблюдений обычной жизни, но и быть разработано специально для решения насущных проблем. Особенно это касается прикладных исследований, главной темы главы 10. Здесь мы ограничим ся одним примером. Для облегчения адаптации студентов на первом семестре кол леджи организуют специальный семинар «по выживанию». Администрация кол леджа может провести прикладное исследование, сравнив группу первокурсников, посещающих экспериментальный семинар, с другой группой, проходящей обыч ную программу первого курса. Результаты исследования должны показать, стоит ли проводить этот семинар в будущем.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка исследования на основе целенаправленного и случайного наблюдения поведения» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»