Классические исследования - как пугали маленького Альберта
В февральском выпуске за 1920 г. «Журнала экспериментальной психологии» (Journal of Experimental Psychology) была напечатана статья «Условные эмоциональные реакции». Хотя методологически статья была довольно слаба (Harris, 1979), она вскоре стала одной из са мых цитируемых в литературе. Ее авторами были основатель бихевиоризма Джон Б. Уот- сон и Розали Рейнер - в то время аспирантка Уотсона и в будущем его вторая жена. В ис следовании принимал участие лишь один испытуемый - 11-месячный мальчик, которому дали псевдоним Альберт Б. Целью исследования было проверить, можно ли создать у Аль берта условную реакцию страха. Эксперимент с маленьким Альбертом являлся частью программы изучения эмоций. До нача ла эксперимента было известно, что младенцы «по природе своей» почти ничего не боятся, кроме громких звуков и отсутствия опоры (Уотсон открыл это эмпирическим путем - рис. 2.1). Однако уже в раннем детстве появляется множество страхов: боязнь темноты, пауков, змей и т. д. Будучи бихевиористом, Уотсон считал, что эти страхи являются продуктами жизненно го опыта, и хотел увидеть, могут ли искусственно вызванные события повлечь за собой их образование. Рис. 2 . 1 . Стимулы, вызывающие страх у детей Фотографии взяты из видеозаписей, сделанных Уотсоном при исследовании младенцев (в том числе при экспериментах с маленьким Альбертом). Данные кадры опубликованы Уотсоном в его книге «Психологический уход за младенцами и детьми» (Psychological Care of Infant and Child, 1928). Левая фотография показывает, что произошло, когда «неподалеку от головы [ребенка] по стальному бруску ударили молотком» (р. 26). На правой фотографии показана реакция ре бенка на «внезапное выдергивание из-под него простыни» (р. 27), т. е. на потерю опоры. 54 Глава 2. Этика психологических исследований Сначала Уотсон и Рейнер установили, что Альберт не боится белой крысы, но сильно пугает ся удара молотка по стальному бруску, помещенному рядом с его головой (!). Далее иссле дователи попытались связать шум с крысой. Вот что произошло при первой попытке: «Белую крысу быстро достали из корзины и показали Альберту. Он попытался дотянуться до нее ле вой рукой. Как только он коснулся животного, за его головой ударили молотком по бруску. Младенец сильно подпрыгнул, а затем упал вперед и зарыл лицо в матрац» (Watson & Rayner, 1920, p. 4) После нескольких повторений громкий шум стал не нужен - у Альберта выработалась проч ная ассоциация, и он начал бояться крысы. Вследствие обобщения ассоциации на сходные стимулы он начал испытывать страх перед кроликом, меховым пальто и ватой. Несомненно, невозможно призвать Уотсона и Рейнер к ответственности на основании эти ческих норм, опубликованных через 33 года после выхода статьи об экспериментах с малень ким Альбертом. Кроме того, исследователи понимали, что найдутся люди, которые будут возражать против проведения таких экспериментов, и что «на тех, кто занимается подобны ми исследованиями, лежит определенная ответственность» (Watson & Rayner, 1920, p. 3). Они решили продолжать эксперименты, потому что Альберт выглядел сильным и здоровым ре бенком, «в целом невозмутимым и неэмоциональным. Стабильность его состояния была од ной из основных причин выбора его в качестве испытуемого... Мы чувствовали, что нанесем ему относительно небольшой вред, проводя подобные эксперименты» (р. 1 -2). Уотсон и Рей нер также оправдывали свои методы тем, что Альберт приобретет эти страхи в любом слу чае. «Как только [он] поменяет безопасную детскую комнату на грубую и беспорядочную обстановку» (р. 3), он все равно приобретет их. Наука только немного раньше приведет его к этому результату. Хотя Уотсон и Рейнер не пытались устранить страх Альберта, несколько лет спустя беседа с Уотсоном, состоявшаяся в колледже Вассар, вдохновила одну из студенток на такой экспери мент. Мэри Кавер Джонс решила показать, что приобретенный детский страх можно ликви дировать. Успешное устранение боязни кроликов у маленького мальчика (Jones, 1924) часто приводят в пример как новаторское применение техники поведенческой терапии, названной «систематическая десенсибилизация». Читая об этических нормах АРА, попытайтесь задать себе вопрос, возможно ли сегодня про ведение такого эксперимента. Если нет, то почему? Если да, то какие меры предосторожно сти необходимо принять и какие изменения внести в процедуру?
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классические исследования - как пугали маленького Альберта» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»