Кроме того что данный курс традиционно преподается на психологических факультетах и того очевидного факта, что он является первым шагом для всех желающих стать психологами-исследовате лями, было сказано, что он поможет лучше понимать другие психологические дисцип лины и критически воспринимать информацию о любых исследованиях, повысит шансы поступить в аспирантуру или получить работу, а также даст понимание особен ностей научного мышления. Все это верно, но самая простая и наиболее важная при чина занятий научным исследованием заключается в том, что исследование — это очень интересное и увлекательное занятие. Оно требует большого напряжения, иног да вызывает разочарование, а долгие часы, проведенные в лаборатории, могут быть весьма утомительными, но немногие исследователи захотят променять свою работу на Другую. Что может принести большее удовлетворение, чем выдвижение гипотезы о причине поведения, последующая ее проверка путем исследований и получение со впадающих с ожиданиями результатов? Кого не взволнует мысль о возможности сде лать открытие о причинах поведения, которое поможет улучшить жизнь людей? 44 Глава 1. Научное мышление в психологии Такое отношение к исследовательской работе как к идеальному содержанию жизни выражено в заключительном параграфе главы, написанной бихевиористом Э. К. Толменом для серии изданий о теоретических достижениях психологии. Эта глава была одной из последних его работ — она была напечатана в 1959 г., который стал годом смерти ученого. После изложения своей известной теории обучения Толмен пишет: Эта система (его теория) может соответствовать не всем канонам науки, но это не так важно. Мне представляется, что во всех науках, а в особенности в психологии, так много неясного и еще не открытого, что ученому лучше всего... следовать своим соб ственным устремлениям и своим озарениям, даже если они недостаточно верны. Я полагаю, что в действительности мы все заняты именно этим. В конце концов, един ственно истинный критерий — эта интерес. Мне было интересно. Tolman, 1959, р. 152; курсив мой. — Дж. Г. Мне бы хотелось завершить эту вступительную главу двумя небольшими при мерами того, как психологи-экспериментаторы почти полностью посвящают себя работе и получают от этого глубокое удовлетворение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Страсть к исследованию» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»