Третья задача экспериментаторов — объяснение. Объяснить поведение означает найти причины его возникновения. Понятие причинности весьма сложно, фило софы на протяжении многих веков размышляли о нем, и психологи-эксперимен таторы хорошо осознают предположительный характер всех объяснений. Обычно исследователи пытаются выявить, что X является причиной Y, проводя экспери менты, в которых меняются параметры X, осуществляется управление всеми внеш ними факторами, способными повлиять на результат, а также наблюдается соот-Страсть к исследованию (часть 1) 43 ношение вероятности появления У и вероятности случая. Таким образом, по из менению X можно предсказать изменение У. В этом случае говорится, что X и У ковариантны друг другу, или, иначе, появляются вместе, а так как X возникает раньше, то считается, что X является причиной У. Более того, исследователи на столько уверены в причинно-следственном объяснении явлений, что считают, что а) объяснение имеет смысл, если оно опирается на некоторую теорию или набор установленных законов, и б) все остальные возможные объяснения появления У в присутствии X могут быть отброшены. Процесс построения теории и разработки на ее основании эмпирических исследований, а также особенности влияния этих исследований на дальнейшее развитие теории рассматриваются в главе 3, а пока следует отметить, что процесс установления причинно-следственных связей сло жен и включает в себя ковариацию, экспериментальное управление, временные последовательности с эффектом предшествующей причины, теоретическую струк туру и исключение альтернативных объяснений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объяснение поведения» з дисципліни «Дослідження в психології: методи і планування»