Для целостного психологического исследования материнства необходимо определить, какие функции матери являются видотипичными, то есть обеспечивающими структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка как представителя своего вида, а какие направлены на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка как члена своей конкретной культуры. Проведенный анализ позволяет охарактеризовать обе категории материнских функций (разумеется, это далеко не окончательный вариант, а соответствующий данному этапу исследования). К видотипичным функциям матери относятся следующие: 1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов. 2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребенком) для развития видотипичной структуры деятельности (с сознательной формой регуляции и разделенной с другими формой). 3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей (развитие видотипичных особенностей мотивационно-потребностной сферы): потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и ее результатов (системообразующая потребность социально-комфортной сферы), познавательная потребность и др., а также формирование привязанности. 4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения (искусственных знаковых средств) в форме формирования потребности в общении, как системообразующей для сферы общения. 5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов (мотивационное обуславливание и мотивационное опосредствование, осознание мотива и цели). Конкретно-культурные функции матери охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функций мал/осуществляет согласно имеющейся в ее культуре модели материнства, в которую входит не только операциональный состав и технология ухода и воспитания, но и модель переживаний матери, ее отношения к ребенку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребенком. Этим достигается формирование у ребенка тех психических особенностей, которые соответствуют данной культуре. Сюда можно отнести: 1. Обеспечение матерью (и шире — родителями) предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики. 2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности. 3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной сферы 4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижений. 5. Обеспечение условий для формирования у ребенка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентации, семьи, материнства и детства и др. Само образование способности матери выполнять свои функции в системе психического взаимодействия с ребенком обеспечено в каждой культуре целым набором средств, часть из которых является осознанной, а часть представлена в форме традиций, поверий, заложена в способах взаимодействия между взрослыми и детьми. Ценности, обеспечивающие соответствие материнского поведения имеющейся культурной модели, также имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Все эти содержания должны быть такими, чтобы обеспечить развитие ребенка как представителя не только своего вида, но и члена своей конкретной культуры. Таким образом в каждой культуре есть присущий ей «путь к модели» материнской потребностно-мотивационной сферы женщины, который обеспечивает необходимые качества матери (и шире — родителей) воспитания ребенка — как представителя своей культуры. Итак, мы охарактеризовали видотипичные и конкретно-культурные функции матери. Они состоят, с одной стороны, в развитии базовых структур эмоционального благополучия и видотипичных особенностей структуры деятельности ребенка, а с другой — в формировании конкретно-культурного содержания отношения ребенка к миру, себе и оценке успешности своих действий. Сами эти действия как способы достижения промежуточных в удовлетворении потребностей субъекта целей также являются культурно-обусловленными. Способность человеческого субъекта ориентироваться на предлагаемую культурную модель этих целей и средств обеспечена его потребностью в эмоциональном санкционировании (одобрении и неодобрении) выбора самих целей и средств их достижения, а также успешности этого достижения. Переживание такого успеха-неуспеха связано с культурной моделью (как оценивать результаты своих действий и переживать эту оценку). Роль матери в развитии потребности ребенка в эмоциональном санкционировании «Другим» результатов его собственной активности мы подробно рассмотрели. Такое сложное и абсолютно необходимое поведение матери, как в отношении ее видотипичных, так и конкретно-культурных функций, далеко не всегда осуществляется успешно. Свидетельством этого являются все формы нарушений эмоционального благополучия, появление депривационных нарушений в условиях семейного воспитания, разные качества привязанности и другие феномены. В дошкольном возрасте только треть детей характеризуются высоким уровнем эмоционального благополучия [В.И. Перегуда, ГА. Свердлова и др.]. Особенности материнского поведения и влияющие на него факторы исследуются практически во всех направлениях психологии. Однако условия их образования у матери до сих пор недостаточно ясны. В следующей главе будут рассмотрены онтогенетические особенности формирования материнских функций и их представленность в субъективном мире самой матери.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблема развития материнских функций» з дисципліни «Психологія материнства»