О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом све те. В повседневной жизни примером информационной власти вы ступают шантаж, компромат и т. д. Как видно из вышеизложенного, список Хекхаузена дополняет и углубляет классификацию, предложенную Дж. Френч (French, 1960) и Б. Рейвеном (Raven, 1991). Приведенный список источников власти является полным и вклю чает в себя классификации, предложенные другими исследователями. Классификация источников власти М. Вебера (1990) также является частным случаем списка Хекхаузена. Например, легитимная и тради ционная власть соотносится с нормативной властью, харизматиче ская власть является проявлением власти информационной («кумир знает все»), эталона (стремление быть похожим, идентификация се бя с ним) и знатока («он знает, что делать»). Эффективность политической власти определяется использова нием субъектами власти всего списка источников. Преуменьшение значимости какого-либо из них приводит к тому, что власть стано вится недостаточно эффективной и не способной к достижению по ставленных целей. Анализ практической политической деятельности приводит нас к выводу о том, что используется лишь ограниченный набор источников. Широкое распространение имеет использование власти принуж дения, притом что власть вознаграждения используется крайне ред ко. Нормативная власть в виде законов, указов, постановлений номи-нально существует, но мы прекрасно знаем, что нарушение законов (например, Налогового кодекса) считается абсолютно естественным и даже социально одобряемым поведением. Мало кто из политиков является эталоном, образцом для подражания, обладает ярко выра женной харизмой, привлекателен для людей. Власть знатока также не реализуется. И виноваты в этом прежде всего те, кто сами претен дуют на звание «знатока», обвиняя друг друга в некомпетентности и незнании, неумении решать поставленные вопросы. Под информа ционной властью в политической деятельности мы понимаем разра ботанную программу развития общества, постановку стратегических целей. Приходится признать, что у нас отсутствует ясная, понятная и четкая программа, мы не знаем, что произойдет через месяц, год, пять лет, как будет развиваться общество. Неучет и неиспользование все го набора источников власти приводят в конечном итоге к се неэф фективности. Для понимания и анализа психологических механизмов исполь зования источников власти в политической деятельности необходи мо провести рассмотрение и классификацию источников власти по двум основаниям: формам — психологические и социальные; меха низмам — непосредственные и опосредованные (табл. 12). Таблица 12 Системное описание социально-психологических источников власти Механизм власти Непосредственный Опосредованный Форма власти Психологическая Принуждения, вознаграждения Знатока, эталона Социальная Информационная Нормативная Представляется, что наиболее эффективное определение источ ников власти (в том числе их полноты) может быть получено с помо щью методологии системных описаний. Произведем соотнесение ис точников власти с элементами общенаучного пентабазиса. Власть как идентификация (власть эталона по X. Хекхаузену) в первую очередь основана на эмоциональной оценке и зачастую на врожденных, природных характеристиках субъекта власти. Благода ря этому мы можем соотнести данный источник власти с понятием времени в пентабазисе СПВЭИ. Экспертная власть (власть знатока, по X. Хекхаузену) соответст- вует информации, так как она проявляется в тех случаях, когда объ-Рис. 8. Системное описание источников власти ект власти заведомо предполагает тот факт, что субъект власти обла дает в какой-то области большими знаниями. Власть вознаграждения или принуждения основана в первую оче редь на том потенциале, который субъект власти имеет в своем рас поряжении, на его энергетических характеристиках, заряде, направ ленном на достижение цели, той цене или силах, которые он может вложить в достижение поставленной цели. Власть базируется на по нятии энергии, активности, потенциале (в отличии от понятия «по тенциал как ресурс», являющегося статистической величиной). Законный, или легимитизированный, тип власти (нормативная власть по Хекхаузену) основан на традициях, культурных ценно стях, формируется в основном за счет воспитания, обучения (в том числе в коллективах), складывается в соответствии с нормами пове дения, принятыми в социуме, и мы можем соотнести этот источник власти с понятием пространства в пентабазисе. Соотнесение источников власти с элементами пентабазиса позво ляет предложить следующую систему описания источников власти (см. рис. 8).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Информационная власть» з дисципліни «Психологія влади»