ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ГЕНЕТИЧЕСКИХ И СРЕДОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Представления о том, что в онтогенезе меняется соотношение генетических и средовых влияний, определяющих индивидуально-пси- хологические особенности, родились в контексте самой психогенети- ки, тем не менее они хорошо согласуются с представлениями возра- стной психологии, касающимися изменения механизмов реализации психических функций в онтогенезе. Выдающийся отечественный психолог А,Р. Лурия писал: «Мы имеем все основания думать, что природа каждой психической функции (иначе говоря, ее отношение к генотипу) так же меняется в процессе психического развития человека, как и ее структура, и что поэтому ошибочными являются попытки раз и навсегда решить вопрос «о сте- пени наследственной обусловленности» той или иной психической «функции», не принимая в расчет тех изменений, которые она пре- терпевает в своем развитии» [99]. На основе теоретических представлений, существующих в отече- ственной возрастной психологии, делались попытки определить на- правление этих изменений. Так, А. Р. Лурия, исходя из фактов каче- ственной перестройки всей психической деятельности человека и за- мены элементарных форм деятельности сложноорганизованными функциональными системами, которые происходят в процессе пси- хического развития, предположил, что по мере изменения структуры высших психических функций, возрастания степени их опосредова- ния зависимость той или иной деятельности от генотипа будет зако- номерно уменьшаться. Действительно, исследования некоторых осо- бенностей памяти и внимания выявили именно такой характер изме- нений. Было установлено, что от дошкольного к подростковому возрасту сохраняется преимущественно генотипическая обусловлен-
374 ность образной зрительной памяти и устойчивости внимания. В то же время наблюдается фактическая смена детерминации, т.е. переход от генотипической к средовой обусловленности у опосредованных форм памяти и у более сложных форм внимания, таких, как его распреде- ление [2, 97]. Наряду с этим исследования генотип-средовых отноше- ний в показателях интеллекта в ходе развития дают другую картину. Возрастная стабильность и изменчивость генетических и средовых влияний, лежащих в основе межиндивидуальных различий по интел- лекту, в последнее время являются предметом многих исследований [25, 56, 106, 355]. В большинстве исследований делается вывод о том, что в младен- честве наследственная обусловленность показателей интеллекта отно- сительно низка, а влияние систематической семейной среды сравни- тельно велико. Начиная с шести лет и далее, а также у подростков и взрослых оценка наследуемости показателей интеллекта возрастает до 50-70%, влияние же общей семейной среды существенно снижается (подробнее об этом см. гл. VI). Эти выводы представляют обобщение результатов целого ряда исследований, выполненных на близнецах и приемных детях. Рассмот- рим сначала результаты некоторых близнецовых исследований. Наиболее известным из них является Луисвиллское близнецовое исследование, посвященное изучению природы межиндивидуальной изменчивости показателей интеллекта. Оно было начато в 1957 г. Ф. Фолкнером и к середине 80-х годов охватывало около 500 пар близ- нецов, чье развитие было прослежено от рождения до 15-летнего воз- раста. Близнецы, участвовавшие в этом исследовании, тестировались по интеллекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три месяца на протяжении первого года жизни, дважды в год — до 3 лет, ежегодно до 9 лет и последний раз — в 15 лет). При этом использова- лась шкала психического развития Бейли в младенческом периоде, шкалы Векслера — WPPSI в возрасте 4,5 и 6 лет и WISC в более старшем возрасте. Анализ полученных оценок IQ в парах МЗ и ДЗ близнецов отчет- ливо демонстрирует увеличение показателя наследуемости с возрас- том. Показатели наследуемости у детей в возрасте 1, 2, 3 лет составля- ют 10, 17, 18% соответственно. С 3 лет внутрипарное сходство МЗ близнецов сохраняется на очень высоком уровне, коэффициенты кор- реляции не ниже 0,83. У ДЗ близнецов внутрипарное сходство по по- казателю интеллекта уменьшается с 0,79 в 3 года до 0,54 в 15 лет. Показатели наследуемости у детей в 4 года составляют 26% и далее увеличиваются до 55%. Интересно, что значимые различия в сходстве МЗ и ДЗ близнецов начали обнаруживаться до того, как была установлена их зиготность. Тип близнецовых пар, т.е. отнесение их к МЗ или ДЗ близнецам, был определен только в 3 года. По мнению исследователей, получен-
375 ные данные показывают, что процессы развития инициируются и в значительной степени управляются генотипом. Это предположение было подтверждено при изучении внутрипарного сходства индивиду- альных траекторий, или профилей, развития МЗ и ДЗ близнецов, Профиль индивидуального развития характеризует не только на- правление развития психологических характеристик, но и индивиду- альные особенности движения в этом направлении, которые могут включать периоды ускорения и замедления, спада и подъема. В Луис- виллском близнецовом исследовании по результатам многолетнего прослеживания изменений в уровне интеллекта МЗ и ДЗ близнецов оказалось возможным провести внутрипарное сравнение профилей индивидуального развития по показателям интеллекта [452, 453]. Внутрипарное сравнение профилей показало, что в парах МЗ близ- нецов наблюдается значительно большее совпадение значений интел- лекта по каждому году, т.е. наблюдается больше сходства по ходу раз- вития в целом. В парах ДЗ близнецов совпадения были выражены зна- чительно меньше (рис. 17,3). Мерой количественной оценки внутрипарного сходства профилей показателей IQ служат коэффици- енты корреляции, которые составляют 0,87 для МЗ близнецов и 0,65 для ДЗ в возрастном диапазоне от 3 до б лет и 0,81 и 0,66 соответ- ственно в диапазоне от 6 до 8 лет. Коэффициенты наследуемости рав- ны соответственно 0,44 для первого возрастного отрезка и 0,30 — для второго. Таким образом, индивидуальные особенности профилей раз- вития по показателям интеллекта испытывают на себе существенное влияние генотипа, однако вполне возможно, что степень этого влия- ния на разных отрезках онтогенеза также будет варьировать. Как уже отмечалось, основным достоинством лонгитюдного ис- следования близнецов является то, что только оно может ответить на вопрос: обусловлено ли увеличение наследуемости проявлением но- вых дополнительных генетических факторов, начинающих функцио- нировать по мере взросления ребенка, или происходит усиление уже действующих генетических факторов? Л. Ивс с коллегами [245] подошел к анализу генотип-средовых соотношений в развитии интеллекта именно с этих позиций, исполь- зуя для анализа материалы лонгитюдного Луисвиллского близнецово- го исследования. Анализ полученных у близнецов в разные годы оце- нок IQ выявил изначально небольшое, но устойчивое и возрастаю- щее влияние одних и тех же генетических факторов. Было установлено и существенное влияние систематической семейной среды, причем эффекты систематической среды также сохраняли преемственность, хотя по мере взросления к стабильным присоединялись и новые. Не- систематические средовые влияния были менее устойчивы по сравне- нию с генетическими и систематическими средовыми эффектами. В це- лом эти данные свидетельствуют в пользу амплификационной модели наследуемости показателей IQ.
376 Рис. 17.3. Профили развития МЗ и ДЗ близнецов [453]. а — МЗ близнецы; б — ДЗ близнецы.
377 Рис. 17.4. Диаграмма путей двумерной генетической модели для одного признака (IQ) в 5 и 7 лет [25]. □ — измеряемые переменные; О—латентные, не наблюдаемые впрямую факторы. G 1 , и G 2 — генетические влияния на IQ u 5 и 7 лет, С 1 и С 2 — систематическая (общая) среда, E 1 и Е 2 — индивидуальные средовые факторы. Коэффициенты путей h 1 , с 1 , e 1 и h 2 , с 2 , е 2 представляют влияние латентных факторов на IQ во временные периоды 1 и 2 соответственно; коэффициенты путей h 12 , с 12 и е 12 пред- ставляют относительное влияние G 1 , С 1 и E 1 , на IQ в 7 лет. У МЗ близнецов внутри- парная корреляция генотипов равна 1,0, у ДЗ близнецов — и среднем 0,5. Как у МЗ, так и у ДЗ внутрипарная корреляция систематической среды составляет 1,0; случайная (несистематическая) среда не скоррелирована. Сходные проблемы решались и в ряде других подобных исследова- ний. Так, голландские исследователи Д. Бумсма и К. Ван Баал [25] приводят результаты лонгитюдного генетического исследования IQ у близнецов 5-7 лет. Они ставили задачу проанализировать изменения соотношения средовых и генетических факторов, влияющих на IQ, и выделить компоненты фенотипической стабильности в указанном воз- растном диапазоне. Для оценки интеллекта близнецов использовался один и тот же тест RAKIT (обновленный амстердамский тест детского интеллекта). Выборка испытуемых включала: в 5 лет 209 пар близне- цов, в 7 лет повторно 192 пары. Генетико-статистический анализ про- водился с привлечением генетической модели, которая в качестве источников вариативности рассматривала генетические эффекты, си- стематическую среду, несистематическую среду (рис. 17.4). Сопоставление оценок наследуемости и их доверительных интер- валов в 5 и 7 лет показало, что относительное влияние генетических факторов действительно различается в двух возрастах. Несмотря на то что в 5 лет верхняя граница наследственной обусловленности — 42 %, а в 7 лет ее нижняя граница — 50%, непересекающийся доверитель- ный интервал свидетельствует о значительно более высокой наследу- емости в 7 лет. Соответственно относительное влияние систематичес- кой среды ниже в 7 лет, чем в 5 лет. Корреляция между оценками интеллекта в 5 и 7 лет составила 0,65. В генетической модели ковариа- ция показателей IQ между 5 и 7 годами разлагалась на генетическую и средовую составляющие, при этом большая часть ее — 64% объясня- ется стабильностью генетических факторов, а меньшая — 36% — ста- бильностью систематической среды.
378 Таким образом, исследование Д. Бумсмы и К. Ван Баал показало, что, во-первых, наследуемость показателей IQ в возрастном интерва- ле с 5 до 7 лет возрастает и, во-вторых, в основе межиндивидуальной изменчивости показателей IQ в обоих возрастах лежат преимущественно одни и те же генетические факторы. Следует указать, что данное близ- нецовое исследование в некотором роде уникально, так как наряду с оценкой когнитивных функций в нем проводился анализ межиндиви- дуальной изменчивости большого числа психофизиологических пока- зателей, характеризующих особенности созревания ЦНС (описание этих данных см, в гл. XVIII). Перспективы подобного параллельного изучения представляются очень интересными, поскольку можно бу- дет, фактически впервые, проанализировать природу межуровневых и межвозрастных связей в структуре развивающейся индивидуальности. Изменения генотип-средовых соотношений в показателях интел- лекта приблизительно в том же возрастном диапазоне изучались в близнецовом лонгитюдном исследовании, проводившемся М.С. Его- ровой и ее коллегами [56]. Ставилась задача проследить динамику ге- нотип-средовых соотношений в показателях интеллекта при переходе от дошкольного возраста к школьному. В исследовании приняли учас- тие около 100 пар близнецов, Диагностика интеллекта проводилась по тесту Векслера (WISC), адаптированному А. Панасюком. Показатели наследуемости для общего интеллекта (ОИ) составили 28, 34 и 52% в 6, 7 и 10 лет соответственно; для вербального интеллекта (ВИ) — 22, 16 и 26%, для невербального (НИ) — 16, 84 и 70%. Эти данные инте- ресны тем, что, с одной стороны, подтверждают тенденцию к возра- станию наследуемости общего интеллекта с возрастом, а с другой — свидетельствуют о возможности иных вариантов возрастных измене- ний наследуемости отдельных сторон интеллекта. В этом же исследовании анализировались межвозрастные генети- ческие корреляции, позволявшие оценить генетический вклад в фе- нотипическую стабильность показателей интеллекта (табл. 17.2). Генетические корреляции между показателями вербального, не- вербального и общего интеллекта в 6 и 7 лет, а также генетические корреляции между этими показателями в 6 и 10 лет за небольшим исключением достаточно высоки. В то же время генетические корре- ляции между всеми показателями интеллекта в 7 и 10 лет намного ниже. Таким образом, генетические факторы в изменчивости интел- лекта в 6 лет достаточно тесно связаны с генетическими факторами, обусловливающими индивидуальные различия в 7 и 10 лет. Авторы обращают внимание на то, что «выпадение» из общей картины кор- реляций между показателями в 7 и 10 лет может быть обусловлено резкими изменениями средовых условий, связанных с началом обу- чения в школе. В целом описанные близнецовые исследования убедительно сви- детельствуют о весьма существенных возрастных изменениях в карти-
379 Таблица 17.2 Генетические корреляции между суммарными показателями интеллекта [56] 6 лет 7 лет 10 лет Возраст Показатели интеллекта ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ ВИ НИ ОИ ВИ 61 95 56 43 54 46 12 37 НИ 84 40 77 61 24 68 42 6 лет ОИ 56 62 63 42 37 43 ВИ 76 95 25 12 22 НИ 92 -12 46 08 7 лет ОИ 11 30 19 ВИ 79 НИ — 10 лет ОИ 89 Примечание. Здесь и в табл. 17.3, 18.1 нули и запятые опущены. не генотип-средовых соотношений в изменчивости показателей IQ. Более того, очевидны и дальнейшие перспективы близнецовых лон- гитюдных исследований, связанные с более дробным дифференциро- ванным анализом генетических и средовых влияний в показателях когнитивных характеристик разного уровня и содержания, оценкой их стабильности и преемственности в онтогенезе. Наряду с близнецовыми проводятся лонгитюдные исследования приемных детей. Среди них наиболее известным является Колорадс- кое исследование приемных детей, которое было начато по инициа- тиве Р. Пломина и Дж. Дефриза в 1975 г. [361]. В исследовании принима- ли участие 246 семей с детьми первого года жизни. По мере ежегодно- го тестирования число семей уменьшалось, и к девятилетнему возрасту детей оно составило 173. Предполагается продолжать исследование до того времени, когда детям исполнится 16 лет. У детей, начиная с первого года жизни, ежегодно диагносциро- вали показатели физического и умственного развития по шкалам Н. Бейли. На основании наблюдений и оценок родителей делались выводы об особенностях темперамента ребенка, (О возрастной дина- мике генотип-средовых соотношений в индивидуальных различиях тем- перамента см. в гл. X.) В дальнейших обследованиях ежегодно тестиро- вались особенности умственного развития ребенка, некоторые пока- затели темперамента и личности, условия развития ребенка, Масштабы этого исследования весьма внушительны, результаты еще полностью не опубликованы. Мы остановимся на некоторых
380 наиболее важных в данном контексте фрагментах. Речь в первую оче- редь идет об изучении генетически опосредуемой стабильности ког- нитивного развития. С целью определения роли генотипа в межвозра- стной преемственности когнитивных характеристик анализировались межвозрастные кросс-корреляции сиблингов, т.е. подсчитывались кор- реляции между показателями одного сиблинга — младшего возраста и второго — более старшего возраста. Сравнение корреляций у био- логических сиблингов, т.е. имеющих и общие гены и общую среду, а также приемных сиблингов, т.е. имеющих только общие средовые ус- ловия, позволили авторам определить вклад генотипа в межвозраст- ную стабильность и изменчивость когнитивных показателей (табл. 17.3). Анализ позволил выявить увеличение год от года роли генетических влияний в межвозрастной стабильности таких признаков, как общий интеллект и вербальные способности. Что же касается другого при- знака — пространственных способностей, то генетические влияния определяют его межвозрастную преемственность в более младших возрастах, но в 3-4 года решающую роль начинают играть средовые условия. Таблица 17.3 Межвозрастные корреляции показателей интеллекта [по: 355] Коэффициенты корреляции Родные сиблинги возраст (годы) Приемные сиблинги возраст (годы) Показатели 1-2 2-3 3-4 1-2 2-3 3-4 Общий интеллект 15 25 37 14 06 22 Способности: вербальные 02 18 34 09 -03 13 пространственные 21 18 20 -11 -03 20 Сравнение IQ родителей и детей проводилось по трем вариантам: дети и их биологические родители, с которыми они были разлучены очень рано; дети и родители-усыновители; дети и биологические ро- дители, с которыми они живут вместе, Результаты сравнения подтвер- дили значительную роль генетических факторов в опосредовании воз- растной стабильности IQ. В итоге можно констатировать, что вклад генотипа в индивиду- альные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно связаны.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ГЕНЕТИЧЕСКИХ И СРЕДОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ИЗМЕНЧИВОСТИ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК» з дисципліни «Психогенетика»