Приведенная выше логика разложения фенотипической диспер- сии на ее составляющие, реализованная в нескольких эмпирических методах, представляет собой один из способов определения коэффи- циента наследуемости того или иного признака. Но понятие наследу- емости можно также проанализировать при помощи «анализа путей». Анализ путей в последние десятилетия широко используется и в психогенетике, и в науках о поведении вообще. Он был предложен генетиком С, Райтом еще в 30-х годах и затем им же и другими иссле- дователями детально разработан. Четкое изложение его основ и пра- вил использования содержится в упоминавшемся труде М. Нила и Л. Кардона [342], которые характеризуют этот метод следующим образом. Диаграмма путей — эвристичный способ наглядного графическо- го представления причинных и корреляционных связей (путей) меж- ду переменными, позволяющий дать полное математическое описа- ние линейной модели, которую применяют исследователи. Тем са- мым диаграмма путей способствует ее пониманию, верификации или представлению результатов. В целом путевые модели — «экстремально обобщенный» способ анализа, один из многих мультивариативных методов (к ним же относятся методы множественной регрессии, фак- торный и дискриминантный анализы и т.д.). Существуют определенные правила построения диаграмм пу- тей (рис. 8.4). Прямоугольники (или квадраты) обозначают наблюда-
202 Рис. 8.4. Диаграмма путей, объединяющая три латентных (А, В, С) и две наблюдаемых (D и Е) переменных. р и q — корреляции; r, s, w, х, у, z — путевые коэффициенты.
Рис. 8.5. Диаграмма путей для корреляций совместно живущих пар МЗ и ДЗ близнецов. Т 1 , Т 2 — близнецы одной пары. G — генотип; С— общая среда; U — индивидуаль- ная (уникальная) среда; I— эпистаз. Пути h, с — влияния G, С на исследуемую черту. емые переменные; круги (или эллипсы) — латентные, неизмеряе- мые переменные (на рис. 8.4. D и Е; А, В, С соответственно). Связи между переменными обозначаются стрелками: постулиро- ванные исследователем причинно-следственные — направленной в одну сторону («путь» от причины к следствию); наблюдаемые ассо- циации — двусторонней. На рис. 8.4 первые — w, x, у, z, r, s (путевые коэффициенты); вторые — р и q (коэффициенты корреляции). Ина- че говоря, модель выделяет зависимые переменные (D и Е), подле- жащие объяснению или прогнозированию, и независимые (А, В, С), действие которых должно объяснить или предсказать зависимые пе- ременные и их связи. Есть и другие, более детальные, правила офор- мления и чтения путевых диаграмм, но мы их рассматривать не будем. На рис. 8.5 даны модели путей для корреляций совместно живу- щих пар МЗ и ДЗ близнецов по экстраверсии, из которых следует, что
203 корреляция МЗ близнецов T 1 и Т 2 может быть выражена через сумму путей, связывающих их, т.е. hh и сс; иначе говоря, r МЗ = h 2 +с 2 . Для ДЗ это будут пути h х 1/2 х h и cc, т.е. r ДЗ = 1/2 h 2 + с 2 . Вычитая, получим r МЗ — r ДЗ = h 2 + с 2 — 1/2 h 2 — с 2 = 1/2 h 2 ; чтобы получить полную генетичес- кую дисперсию (а не половину ее), удваиваем разность корреляций h 2 = 2(r MЗ — r ДЗ ) и получаем описанный выше коэффициент наследу- емости, справедливый для близнецовых исследований. Аналогичным образом могут быть построены путевые диаграммы для семейных и любых других данных. Единицы измерения, используемые в анализе путей, отличаются от тех, которыми мы оперировали тогда, когда рассматривали по- нятие наследуемости на примере разложения фенотипической дис- персии. Если при разложении дисперсии мы пользовались квадратич- ными единицами (например, h 2 , V G ), то в данном случае наследуе- мость описывается на языке стандартных отклонений. Тогда путевые коэффициенты являются коэффициентами регрессии, полученными для переменных не в исходных единицах, а для стандартизованных переменных. Несмотря на широкое использование этого метода и его достоин- ства, которые заключаются прежде всего в наглядной демонстрации представлений о компонентах, влияющих на исследуемый признак, он имеет и своих критиков. Так, Ф. Фогель и А. Мотульски «не уверены в том, что этот метод биометрического анализа внесет существенный вклад в наше понимание генетических факторов» [159]. Одно из глав- ных сомнений вызывает тот факт, что в диаграмму путей и, следова- тельно, в дальнейший математический анализ закладываются уже имеющиеся у исследователя предположения о влияющих на признак факторах, их причинно-следственных отношениях и т.д., и результат анализа зависит, таким образом, от корректности заранее имеющих- ся исходных позиций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АНАЛИЗ ПУТЕЙ» з дисципліни «Психогенетика»