ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

НАСЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
До сих пор мы говорили о наследовании качественных признаков
(формы и цвета семян гороха, половых различий, определенных забо-
леваний). При классификации этих признаков никаких трудностей не
возникает — мы легко различаем гладкие и шероховатые семена ду-
шистого горошка, четко разбиваем людей на группы страдающих и не
страдающих цветовой слепотой и т.д. Однако существует целый ряд
признаков человека, подобная классификация которых или вообще
невозможна, или возможна только со специальными оговорками. Та-
кие признаки называются количественными (или континуальными)
(например, рост, вес, баллы IQ и др.). Распределить людей на альтер-
нативные группы по таким признакам (высокие и низкие, «умные» и
«глупые») можно только условно.
Большинство признаков, изучаемых психогенетикой, характери-
зуется тем, что в середине вариационного ряда (ряда значений) тако-
го признака располагаются одна или две максимальные частоты, а
справа и слева от них располагаются убывающие к концам ряда часто-
ты, причем правые и левые частоты, одинаково удаленные от средне-
го, примерно равны. Оно относится к классу количественных и имеет
нормальное (или приближающееся к нему) распределение. Его свой-
ства описаны в любом руководстве по статистике, поэтому излагать
их здесь мы не будем. Отметим только, что кривая нормального рас-
пределения имеет чрезвычайно важное значение для психологии. Дело
в том, что каждый психологический признак в своем развитии зави-
сит от очень большого количества факторов (и многих генов, и мно-
гих средовых обстоятельств), действующих в благоприятном или не-
благоприятном направлении. И именно нормальное распределение от-
ражает фенотипическое разнообразие, возникающее в результате
воздействия множественных факторов на исследуемый признак.
Предваряя изложение того, что известно о наследовании количе-
ственных признаков, приведем более развернутый пример психогене-
тических исследований изменчивости сложных фенотипов человека.
Коэффициент интеллекта, а точнее, его оценки (баллы и т.п.,
полученные в результате выполнения испытуемым набора различных
субтестов, а затем усредненные с тем, чтобы получить обобщенную
переменную, описывающую познавательные признаки человека), рас-
пределен континуально, т.е. является примером количественного при-
знака. При исследовании континуальных характеристик невозможно
определить количество «больных» и «здоровых», т.е. нельзя приме-
нить законы Менделя, описывающие механизмы исследования дис-
кретных признаков. Тем не менее многочисленные психогенетичес-
кие исследования интеллекта показали, что они передаются по на-
следству (гл. IX). Например, родители с высокими показателями по

86 интеллекту обычно имеют детей, чьи интеллектуальные способности
выше среднего (об ограничениях, связанных с такой интерпретаци-
ей семейных данных, — в гл. VI, VII, VIII). Однако механизм переда-
чи по наследству интеллектуальных способностей не соответствует
законам Менделя.
С целью описания механизмов передачи по наследству континуальных
признаков Ф. Гальтон предложил статистический аппарат, который до сих
пор широко используется учеными. Он создал статистику, которую назвал
«ко-реляция» (англ. co-relation — со-отношение) и которая затем преврати-
лась в известный всем коэффициент корреляции. В статистической литера-
туре этот тип корреляции (а всего разных видов корреляции — около дюжи-
ны) называется Пирсоновской корреляцией, названной так в честь К. Пирсо-
на, одного из учеников Ф. Гальтона, детально разработавшего технику
получения корреляции. Корреляция представляет собой индекс сходства, из-
меняющийся от нуля (r = 0), который обозначает отсутствие какого-либо сход-
ства, до единицы (r = ±1,0), обозначающей абсолютное сходство (или абсо-
лютную противоположность, если имеет отрицательный знак).
Корреляции, описывающие сходство родственников по тестам интеллек-
та, также зависят от степени их кровного родства. Только супруги, в отличие
от других неродственников, коррелируют между собой по интеллекту с коэф-
фициентом г = 0,30-0,40. Это — весьма примечательная находка, имеющая
особое значение для интерпретации сиблинговых и близнецовых корреля-
ций (подробнее — в гл. VII, IX).
Что же известно сегодня о механизмах передачи по наследству
сложных поведенческих, т.е. количественных, континуальных, при-
знаков? Каковы генетические модели, описывающие механизмы этой
передачи?
Для менделирующих признаков и таких состояний, как болезнь
Гентингтона и фенилкетонурия, наличие одного гена-мутанта — не-
обходимое и достаточное условие формирования соответствующего
признака: наличие в генотипе вредоносного аллеля (одной или двух
его копий в зависимости от типа наследования) с неизбежностью
вызовет у его носителя развитие болезни. При этом другие генотипи-
ческие и средовые факторы роли практически не играют. В подобных
случаях фенотипические проявления признаков дихотомичны: гено-
тип — или носитель вредоносного аллеля, или нет; фенотип — или
характеризуется определенным признаком, или нет. Сегодня известно
примерно 3000 моногенных (т.е. вызываемых одним геном) заболева-
ний, наследуемых по правилу «или—или».
Наследуемость сложных поведенческих признаков обеспечивает-
ся, очевидно, многими генами. Такие признаки называются поли-
генными.
Когда законы Менделя были переоткрыты в начале XX столетия, серьез-
ные теоретические баталии развернулись между теми, кто считал, что все
признаки наследуются согласно закону Менделя (так называемые мендели-

87 сты), и теми, кто утверждал, что законы Менделя неверны (так называемые
биометристы), поскольку они не могут объяснить передачу по наследству
сложных поведенческих признаков.
Как выяснилось, обе стороны были одновременно и правы, и неправы,
Менделисты были правы в том, что признаки, контролируемые одним геном,
наследуются по законам Менделя. Ошибочность их позиции заключалась в
том, что они считали законы Менделя универсальными, применимыми ко
всем, в том числе сложным, признакам. Биометристы были правы в том, что
многие сложные признаки распределены непрерывно, а не альтернативно,
но заблуждались, утверждая, что законы Менделя справедливы только для
растений.
Противоречие этих двух позиций разрешилось само собой, когда выясни-
лось, что законы Менделя применимы к наследованию полигенных признаков
при отдельном рассмотрении каждого из генов, вовлеченных в генетический
контроль исследуемого признака.
Кроме того, на функционирование каждого гена оказывают вли-
яние характеристики среды. Предположим, что некоторый ген А чув-
ствителен к изменению температуры в окружающей его клеточной
среде (т.е. экспрессия гена зависит от характеристик окружающей сре-
ды). Тогда можно предположить существование следующей причин-
ной цепочки: температура клеточной среды повышается (в ответ на
какие-то внешние средовые воздействия или на внутреннюю реак-
цию организма, например, на инфекцию); в измененных темпера-
турных условиях аллель А 2 производит больше белка (вероятнее все-
го, в какой-то своей измененной форме), который оказывает влия-
ние на изучаемый нами признак, и признак проявляется сильнее.
Рассуждение о подобных цепочках событий привело к возникнове-
нию еще одной модели наследования, называемой мультифакторной.
Согласно этой модели, формирование признака контролируется слож-
ным взаимодействием многих и генных, и средовых факторов.
Итак, в ситуации, когда рассматриваемый признак чувствителен
к средовым влияниям, когда аллелей у каждого гена больше двух и
когда каждый из этих аллелей может иметь или не иметь отличные по
величине вклады в фенотип, все эти факторы приводят к формиро-
ванию континуальных (непрерывных) распределений. Поэтому не уди-
вительно, что часто в природе наблюдается континуальность, даже в
тех случаях, когда сами аллели генов, контролирующих исследуемый
признак, наследуются в соответствии с законами Менделя.
Представление о том, что количественные признаки формиру-
ются в результате действия множества генов, является краеугольным
в разделе генетики, называемом генетикой количественных признаков.
Эта область науки была разработана Р. Фишером и С. Райтом. Гене-
тика количественных признаков представляет собой основу для об-
щей теории происхождения (этиологии) индивидуальных различий,
будучи междисциплинарной наукой. Ее междисциплинарность опре-
деляется как знаниями, создающими ее основу (общая биология,

88 генетика, психология и статистика), так и используемыми ею мето-
дологическими и концептуальными аппаратами разных наук (гене-
тики, психологии, психофизиологии и т.д.). В данном случае имеет
место двухстороннее движение, поскольку, обогащаясь от различ-
ных наук, генетика количественных признаков сама обогащает эти
науки. Центральной догмой генетики количественных признаков
является утверждение о том, что внутри популяции существуют кон-
тинуально (непрерывно) распределенные количественные оценки ин-
дивидуально-психологических особенностей. Генетика количествен-
ных признаков систематизирует межиндивидуальные различия и
рассматривает их не как «шум в системе» (как это свойственно,
например, наукам, внимание которых сосредоточено на межгруппо-
вых различиях), а как закономерную изменчивость внутри изучаемой
группы. Кроме того, генетика количественных признаков указывает
на источники появления изменчивости и определяет вклад каждого
из этих источников.
Основные понятия генетики количественных признаков представ-
лены в гл. VI, VIII. Не останавливаясь здесь подробно на генных моде-
лях, лежащих в основе генетики количественных признаков, укажем
только, что полигенная модель, приведенная и обсуждаемая в этих
главах, является базой для объяснения сходства родственников раз-
ной степени по фенотипическим признакам. Если генетические фак-
торы влияют на формирование индивидуальных различий по како-
му-то признаку, то степень фенотипического сходства родственни-
ков должна изменяться в зависимости от степени их генетического
родства (подробнее о разных методах психогенетики — в гл. VII, VIII).
Например, родственники первой степени родства (родители — дети
и родные сиблинги) в среднем имеют 50% общих генов. Иными сло-
вами, ребенок наследует примерно по 50% генов от каждого из роди-
телей (но это — средняя величина; в каждом конкретном случае мо-
жет быть и больше, и меньше). Если один из сиблингов унаследует
какой-то аллель от одного родителя, то вероятность наследования
того же аллеля другим сиблингом составит в среднем 50%.
В случае познавательных способностей (и некоторых заболеваний,
например, шизофрении) степень фенотипического сходства между
родственниками увеличивается по мере увеличения их генетической
близости. Например, вероятность того, что отдельно взятый в популя-
ции человек заболеет шизофренией, составляет 1%. Если же в семье
есть больной, то риск заболевания шизофренией для его родственни-
ков второй степени (внуков и племянников) составит примерно 4%.
Однако для родственников первой степени родства (родителей, сиб-
лингов, детей) этот риск увеличивается до 9%. Наконец, риск разви-
тия шизофрении стремительно возрастает до 48% для монозиготных
близнецов-шизофреников. Эта цифра намного больше цифры, полу-
ченной для дизиготных пар (17%).

89 Но на каком основании мы предполагаем, что шизофрения пред-
ставляет собой континуальный признак? Мы привыкли рассуждать о
шизофрении в терминах дихотомии (человек или болен, или здоров),
а здесь почему-то предполагаем, что это заболевание возникает в ре-
зультате действия множества генов в сочетании с неблагоприятной
средой. Оказывается, что даже в случае, когда на признак оказывает
влияние множество генов, проявляться он может в альтернативной
форме (больной — здоровый). Для объяснения данного факта предло-
жены понятия «подверженность» («предрасположенность») и «порог».
Предрасположенность проявляется в том, что в случае наследствен-
ных заболеваний риск заболеть у родственников выше, чем у нерод-
ственников, причем сам по себе этот риск представляет континуум
возрастающей восприимчивости к заболеванию (чем выше степень
родства, тем выше риск). Порог проявляется в том, что на условной
шкале подверженности за этим порогом оказываются носители дан-
ного признака, т.е. больные.
«Подверженность» («предрасположенность») и «порог» — гипо-
тетические понятия. Используя их и основанные на них модели, мож-
но, тем не менее, получить много полезной статистической инфор-
мации о том, как осуществляется передача того или иного признака
по наследству. Например, если корреляция по признаку шизофрении
для кровных родственников первой степени родства равняется 0,45,
то, основываясь на оценках частоты встречаемости шизофрении в по-
пуляции (1%), можно подсчитать, что риск заболевания для таких
родственников составляет 9%.
Альтернативная гипотеза наследования сложных поведенческих
признаков утверждает, что порогов, разделяющих различные состоя-
ния организма (например, состояния «больной» и «здоровый»), не
существует. Согласно этой гипотезе, симптоматика заболевания плав-
но возрастает, создавая непрерывный континуум между нормальным
и патологическим. В последнее время широкую поддержку получает
гипотеза о том, что, например, алкоголизм и депрессия являются
именно такими признаками без четких границ между нормой и пато-
логией.
Когда же речь идет о нормальных психологических признаках (бал-
лах IQ, скорости двигательных реакций, особенностях памяти, вни-
мания и т.д.), деление на альтернативные группы (например, «быст-
рых» и «медленных») возможно лишь условно, в пределах исследо-
ванной выборки («медленный» в данной выборке может оказаться
«быстрым» в другой). Поэтому для психогенетики модели количествен-
ной генетики оказываются наиболее адекватными.
Сходство родственников по анализируемым признакам позволяет
утверждать, что генетические факторы влияют на количественные
признаки, примером которых может служить как патология (напри-
мер, шизофрения), так и норма (например, когнитивные способнос-

90 ти). Однако неоспоримым доказательством генетической этиологии
анализируемых признаков сходство родственников считаться не мо-
жет. Дело в том, что большинство пар родственников живут под од-
ной крышей и проводят вместе много времени. Это сходство семей-
ной среды также может играть существенную роль в формировании
сходства родственников по фенотипическим признакам. Для того что-
бы разделить вклады среды и генов, исследователи применяют специ-
альные статистические модели или изучают несколько типов родствен-
ников одновременно (см. гл. VI-VIII).
* * *
Многие генетически контролируемые заболевания и поведенчес-
кие признаки развиваются в результате действия генетических меха-
низмов, не подчиняющихся законам Менделя. Среди таких механиз-
мов обычно называют хромосомные аберрации, сцепленное с полом
наследование, импринтинг, появление новых мутаций, экспансии
повторяющихся нуклеотидных последовательностей, наследование
сложных континуально распределенных поведенческих признаков. На-
копление новой информации, касающейся наследования немен-
делирующих признаков, не опровергло законы Менделя. Выяснилось,
что противоречия снимаются, когда все наследуемые признаки де-
лятся на моногенные, в развитие которых вовлечен только один ген,
и полигенные, в развитие которых вовлечено множество генов. Мен-
делевские принципы сохраняют свою значимость при наследовании
моногенных признаков, а также при наследовании каждого отдельно
взятого гена, включенного в полигенную систему.
Наследование континуально распределенных признаков не под-
чиняется законам Менделя. Эти признаки, в категорию которых по-
падает большинство сложных поведенческих характеристик человека,
наследуются согласно мультифакторным моделям — моделям, учиты-
вающим совместное влияние многих генов и многих факторов среды;
при этом гены и среда взаимодействуют между собой. Одна из таких
моделей строится вокруг понятия «подверженность» («предрасполо-
женность»). Генетическая предрасположенность — не достаточное ус-
ловие для развития признака, однако она определяет вероятность его
появления. Это понятие чаще используется в медицинской генетике,
но можно полагать, что концепция генетической предрасположенно-
сти применима и к нормальным психологическим признакам, по-
скольку они также являются признаками мультифакторными; сегод-
ня это предположение — только гипотеза.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАСЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СПОСОБИ РЕАЛІЗАЦІЇ ІНВЕСТИЦІЙНИХ ПРОЕКТІВ
Аудит запасів. мета і завдання аудиту
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ
Омоніми, омофони, оморфми і омографи


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (30.01.2012)
Переглядів: 2018 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП