ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогенетика

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Уникальность, неповторимость психологического облика каждо-
го человека — один ми тех явных феноменов нашей психики, кото-
рые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергают-
ся как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древ-
них времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди
психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого
разнообразия, и представления о существовании некоторой «первич-
ной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям, и даже
своеобразный «профессиональный отбор».
B.C. Аванесов [ 1; см. также 23] пишет, что уже в середине III тыся-
челетия до н.э. в Древнем Вавилоне существовали испытания для всех,
кто готовился стать писцом — одной из главных фигур месопотамской
цивилизации; они должны были обладать многими обязательными про-
фессионально важными качествами. Подобные, часто весьма жесто-
кие, испытания проходили и в Древнем Египте те, кто стремился
стать жрецом; и в Древнем Китае — претендовавшие на должность
правительственных чиновников; и в средневековом Вьетнаме, у се-
верных народов и т.д. Эти испытания включали в себя проверку не
только необходимых знаний и умений, но и того, что мы сегодня
назвали бы «формально-динамическими» характеристиками индиви-
дуальности: эмоциональности, способностей и т.д., диагностируя их
по особенностям поведения и реальных или специально моделируе-
мых жизненных ситуациях. Например, Пифагор придавал большое
значение тому, как ведет себя молодой человек в эмоционально на-
пряженные моменты, которые специально создавались для поступав-
ших в его школу: как отвечает на насмешки; умеет ли держаться с
достоинством и т.п. Характер человека, по мнению Пифагора, прояв-
ляется в походке и смехе; манера смеяться, с его точки зрения, —
самое хорошее обнаружение особенностей характера. Ему же принад-
лежит утверждение, что «не из каждого дерева можно выточить Мер-
курия», или, говоря современным языком, представление о суще-

11 ствовании некоторой первичной, «базовой» индивидуальности, в зна-
чительной мере определяющей ее дальнейшее развитие.
В древность же уходят корнями и попытки классифицировать ин-
дивидуальности, создать их типологию. В трактате «Нравственные ха-
рактеры», автором которого был друг и преемник Аристотеля Теоф-
раст, описываются 30 ярких характерологических типов и их конкрет-
ные проявления. Специалисты по психологической диагностике
утверждают, что и в трудах арабских средневековых мыслителей Ави-
ценны, Аль Бируни и других, а также в трудах Аристотеля, Гиппокра-
та, Галена содержатся описания большого количества информатив-
ных психодиагностических показателей.
С античных времен существует физиогномика (от греческих слов,
означающих: «природа», «природные задатки» и «сведущий», «про-
ницательный») — учение о распознавании природных индивидуаль-
ных особенностей, в частности характера, по физическим характери-
стикам человека, его внешнему облику.
В середине XVII в. итальянский врач К. Бальдо опубликовал пер-
вую работу по графологии «Рассуждения о способе узнавать обычаи и
качества писавшего по его письму». Изучение почерка для решения
самых разных задач, в том числе психодиагностических, продолжает-
ся и теперь.
Перечень доказательств того, что интуитивное понимание психо-
логической неодинаковости людей и стремление «угадать», диагнос-
тировать индивидуальность уходят корнями в далекое прошлое, мож-
но было бы продолжить. Но важно другое: при таком солидном «воз-
расте» проблемы ее научная разработка началась, с исторической точки
зрения, недавно — во второй половине прошлого века и имеет в пси-
хологии весьма непростую судьбу.
Экспериментальная психология, возникшая в середине XIX в.,
видела свою задачу в познании общих закономерностей человеческо-
го поведения. Индивидуальные же особенности, т.е. отклонения от
основной закономерности, рассматривались лишь как помеха, источ-
ник неточностей в ее описании. Признанный авторитет в области диф-
ференциальной психологии и психологической диагностики амери-
канская исследовательница А. Анастази считает, что эта установка
сказалась даже в статистической терминологии: именно от первых
экспериментальных психологов мы унаследовали термин «ошибка»,
применяемый для обозначения отклонения от средней величины (на-
пример, «стандартная ошибка»).
Начало научного изучения индивидуальности связано прежде всего
с именами английского ученого Френсиса Гальтона (1822-1911) и
немецкого — Вильяма Штерна (1871-1938).
Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия
между людьми специальным предметом исследования, создал изме-
рительные процедуры и начальный статистический аппарат для оцен-

12 ки различий; собрал большой экспериментальный материал, касав-
шийся, как мы теперь сказали бы, разных уровней в структуре инди-
видуальности — соматического, физиологического, психологическо-
го; он даже поставил вопрос о происхождении индивидуальных осо-
бенностей и попытался решить его.
В. Штерн, ученик Г. Эббингауза, в 1900 г. в книге «О психологии
индивидуальных различий (идеи к дифференциальной психологии)»
[414] впервые ввел в употребление сам термин «дифференциальная
психология» для обозначения новой области, «эмансипировавшей-
ся», по его словам, от материнской науки — обшей психологии. Впос-
ледствии книга переиздавалась в 1911, 1921 и 1994 гг. под названием
«Дифференциальная психология в ее методических основаниях». В пре-
дисловии к изданию 1994 г. А. Анастази назвала ее «книгой эпохально-
го значения», а видный немецкий исследователь К. Павлик — «путе-
водной для психологической науки». Действительно, сформулирован-
ные Штерном методологические и экспериментально-методические
подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, несмот-
ря на прошедшие почти 100 лет, верны и сейчас.
Конечно, реальное существование индивидуально-психологичес-
ких особенностей и их значение в жизни стимулировали изучение их
с самых разных сторон — в рамках «характерологии», «этологии»,
«специальной психологии», «индивидуальной психологии» и т.д. По-
явились клинические работы Э. Крепелина (1856-1921), работы А. Би-
не (1857-1912) и др. В 1897 г. была опубликована первая статья моло-
дого врача А.Ф. Лазурского (1874-1917) «Современное состояние ин-
дивидуальной психологии», где рассматривались, в частности,
складывающиеся «типы душевных свойств», т.е. предлагалась и неко-
торая классификация индивидуальностей. Несколько позже была из-
дана работа Г.И. Россолимо (1860-1928) «Психологические профи-
ли», в которой дано комплексное описание индивидуальности, и
многие другие работы*.
Приблизительно в те же годы складывались еще две отрасли на-
уки, без которых дифференциальная психология не могла бы разви-
ваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика, не-
обходимая для получения и оценки надежных количестве иных дан-
ных в стандартной и систематизированной форме.
Таким образом, в первые десятилетия XX в. дифференциальная
психология вполне сформировалась как самостоятельная область зна-
ний. Однако и в последующие годы проблема индивидуальности то
выдвигалась на передний край науки, то отрицалась вообще. Извест-


* Краткий очерк истории дифференциальной психологии дан в книге
М.Г. Ярошевского «История психологии» (1985), а более полный анализ пробле-
мы индивидуальности приведен в книге М.С. Егоровой «Психология индивиду-
альных различий» (1997).

13 ный американский психогенетик Дж. Хирш образно описывает эту
ситуацию: «Экспериментально-психологические исследования психо-
логических различий напоминают гамлетовское «Быть или не быть...».
Дж. Кеттелл исследовал их, Уотсон хоронил их, Трайон подчеркивал
их важность, Халл минимизировал их значение для теории, Хантер
приведен ими в недоумение, Скиннер и его коллеги заведены ими в
интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочли
фиксировать элементарные софизмы, чем знание о них; ...для боль-
шого числа экспериментальных психологов игнорировать индивиду-
альные различия — почти вопрос чести» [290; с. 7].
Каково же реальное место проблемы индивидуальности в психо-
логической науке? Оно определяется значением этой проблемы и для
теоретической психологии, и для использования психологических
знаний на практике. Разберем оба фактора последовательно.
Любая конкретно-научная теория должна строиться и проверять-
ся эмпирически, экспериментальными фактами. В психологии это дан-
ные, полученные при измерении, оценке той или иной психологи-
ческой черты, реакции, отношения и т.д. в ситуации эксперимента,
опроса или наблюдения, но в любом случае психолог имеет дело с
индивидуальными данными (или их суммой — при оценке групп).
Строго говоря, любую психологическую черту мы можем измерить
у человека только в ее индивидуальном выражении, и любая обще-
психологическая закономерность реально существует только и инди-
видуально-модифицированных формах. Как справедливо утверждает
Г. Айзенк, индивидуальные различия встроены в саму субстанцию
психологических исследований, никакие общие законы не мыслимы
без включения личности как элемента в функциональные уравнения.
Вариативность* же индивидуальных оценок любых признаков (со-
матических, физиологических, психологических) имеет широкий
диапазон колебаний; она различна у разных признаков и в разных
возрастах. Если исключить экстремальные случаи (например, гиган-
тов и карликов), чтобы избежать случайных и патологических откло-
нений, то в популяции здоровых взрослых людей отношение макси-
мального и минимального роста равно 1,3:1; веса 2,4:1; частоты пуль-
са — 2,0; 1, простого времени реакции — 2,2:1; длительности
запоминания — 2,5:1, баллов интеллекта по Векслеру — 2,9:1. У детей
4 лет (тоже после элиминации крайних значений) максимальные и
минимальные оценки интеллекта, по Стенфорд—Бине, соотносятся
как 1,6:1. Оценки коммуникативного развития у детей 2 лет, получен-
ные по специальному вопроснику, колеблются в пределах 8:1, а в
3 года — 11:1. Общие оценки поведения детей имеют еще более широ-
кий размах колебаний: их отношение равно 34:1 — так велико разно-
образие детских индивидуальностей [362].

* О терминах «вариативность», «изменчивость» и «дисперсия» см. главу I.

14 Большую или мень-
шую индивидуальную
вариативность обнару-
живают психофизиоло-
гические показатели,
относящиеся к состоя-
нию покоя и к его ре-
активным изменениям
(подробнее об этом —
в гл. XIII, XIV, XV).
Диапазон изменчи-
вости одной и той же
функции (и статистике
он измеряется коэффи-
циентом вариативнос-
ти, отклонениями от
средней, дисперсией)
может быть разным и
разных возрастах, как
мы видели на примере
интеллекта и коммуни-
кативных способностей.
На рис. 1 представлены
данные о динамике ва-
риативности некоторых
соматических и психо-
логических показателей у детей в первые годы жизни. Обращают на
себя внимание три факта: вариативность по психологическим призна-
кам выше, чем по соматическим (роста и веса); вариативность по
некоторым динамическим характеристикам поведения (активность,
аффект-экстраверсия) выше, чем по оценкам интеллекта, и, нако-
нец, в 3 года вариативность оценок интеллекта и аффекта-экстравер-
сии выше, чем в 2 и 4 года. Последнее особенно интересно: такой
всплеск вариативности, т.е. расширение диапазона индивидуальных
различий, может быть сигналом существенных психологических (и фи-
зиологических) перестроек, происходящих в данном возрасте*. Иначе
говоря, сама межиндивидуальная вариативность может служить для
психолога своеобразным маркером, указывающим на специфичность,
значимость данного возраста для развития и формирования той или
иной психологической или нейрофизиологической функции или чер-
ты (или их совокупности).
Но отсюда вытекает еще одно следствие. Поскольку разные психо-


* Применительно к данному примеру вспомним постулированный Л.С. Выгот-
ским и затем многократно описанный в отечественной психологии кризис 3 лет.

15
Рис. 1. Коэффициенты вариативности для фи-
зических, психологических и двигательных ха-
рактеристик [по 362]. логические характеристики имеют разную межиндивидуальную вари-
ативность, а вариативность одного и того же признака различна в
разных возрастах, характеристика каждого возраста должна включать
не только среднюю оценку признака, но и обязательно дисперсию их
значений. Иначе говоря, адекватная «возрастная норма» не есть точка
на линии развития, она не только средняя величина, но и диапазон
оценок, который говорит о существующем в норме в данном возрасте
размахе индивидуальных различий исследуемого признака. Это спра-
ведливо и для характеристики любой другой группы — профессио-
нальной, половой и т.д.
Все сказанное подтверждает тезис о неизбежности индивидуаль-
ных различий и их значимости для решения общепсихологических
проблем. Повторим еще раз: любые общепсихологические закономер-
ности, чего бы они ни касались, не могут быть получены иначе, как
через усреднение, обобщение их реально существующих индивиду-
альных вариантов. В этом безусловное значение последних для разви-
тия теоретической психологии.
Еще одна группа проблем, которые не могут быть решены без учета
индивидуальных особенностей, связана с прикладными аспектами пси-
хологии. Не нужно особо доказывать, что профессиональный отбор и
профконсультация, индивидуализация обучения и воспитания, реше-
ние многих медицинских задач (в частности, относящихся к психосо-
матике, реакциям на лекарственные препараты и т.д.) предполагают
наличие у психолога не толь-
ко знаний об индивидуаль-
ности человека, но и спосо-
бов диагностировать ее и на
этой основе предсказывать
дальнейшее развитие, ус-
пешность профессиональной
деятельности и т.п.
Примером может слу-
жить работа немецкого ис-
следователя Г. Клауса «Вве-
дение в дифференциальную
психологию учения» [73].
Клаус выделяет несколько
стадий в деятельности уче-
ния, результативность кото-
рых существенно зависит от
индивидуальных характери-
стик ученика. Эти стадии
связаны с: восприятием ин-
формации; ее переработкой
и хранением; оперативной

16

Рис. 2. Распределение школьных оценок
у полезависимых (ПЗ) и поленезависимых
(ПН) подростков [по Г. Клаусу; 73].

Рис. 3а. Решение задач различной степени трудности 62 импульсивными
(И) и 62 рефлексивными (Р) подростками [по Г. Клаусу].


Рис. 3б. Движение глаз импульсивного (слева) и рефлексивного (справа)
ребенка при решении задачи на идентификацию [по Г. Клаусу].



доступностью и применимостью усвоенных знаний. На каждой стадии
между учениками обнаруживаются различия, зависящие не просто от
имеющихся к этому моменту знаний, но и от когнитивных и личнос-
тных особенностей детей. На рис. 2 представлено общее распределение
школьных оценок у учащихся с выраженной полезависимостью и по-
ленезависимостью: у первых кривая смещена в сторону низких баллов
(в Германии высшая оценка — 1, наиболее низкая — 5).
На рис. 3 а, б показано решение задач подростками с импульсивным
и рефлексивным когнитивными стилями: у первых короче время реше-
ния, но в задачах средней и высокой сложности существенно больше

2 1432 17 ошибок. У обладателей этих
когнитивных стилей оказыва-
ются разными даже траекто-
рии движений глаз при вы-
полнении одного и того же
задания на идентификацию,
требующего выбора образца,
аналогичного эталонному. На
рисунке хорошо видна раз-
ная динамика зрительного
поиска, т.е. разные стратегии
приема и переработки ин-
формации.
В широко известной ра-
боте Е.А. Климова [74] было
показано, что при одинако-
во высокой продуктивности
профессионального труда
работницы с разными пси-
хофизиологическими осо-
бенностями выбирают раз-
ные стратегии трудовой де-
ятельности.
От индивидуального сочетания экстраверсии и нейротицизма за-
висит, как показывают некоторые работы, толерантность к фармако-
логическим препаратам. На рис. 4 отражены суммарные данные не-
скольких исследований седативного порога у лиц, различающихся вы-
раженностью двух указанных характеристик индивидуальности.
Наиболее высокие пороги наступления седативного эффекта — у лю-
дей со средней степенью нейротицизма в сочетании с интровертиро-
ванностью. Самыми чувствительными, т.е. обладающими низкими по-
рогами, оказались экстраверты с высоким нейротицизмом.
Эти и многие другие данные говорят о том, что, зная зависи-
мость учебной, профессиональной успешности от тех или иных ха-
рактеристик индивидуальности, непосредственно с данной деятель-
ностью не связанных (т.е. не относящихся, например, к знаниям и
умениям в данной области), можно оптимизировать деятельность че-
ловека, осуществлять профессиональную ориентацию и т.д. Но при
одном обязательном условии: если базовые индивидуальные характе-
ристики онтогенетически стабильны. Это дает основание полагать,
что особенности, на которые опирается психолог при решении тако-
го рода задач, будут присущи данному человеку в течение достаточ-
но длительного времени. Есть ли доказательства стабильности инди-
видуально-психологических особенностей? Ответы на этот вопрос от-
ражены на рис. 5 и в табл. 1.

18
Рис. 4. Индекс толерантности к ле-
карственным препаратам как функция
экстраверсии и нейротицизма [по Н. Бро-
ди, 213].

Рис. 5. Корреляции IQ в 18 лет и более ранних возрастах в двух исследо-
ваниях [Р. Пломин и др., 353].
Таблица I
Корреляции между усредненными по возрастным группам
тестовыми оценками интеллекта в разных возрастах
[по Н. Броди; 213].

Возрастные группы Корреляция с усредненным IQ в 17 и 18 лет
Месяцы
1,2,3 0,05
4,5,6 -0,01
7,8,9 0,20
10,11,12 0,41
13,14,16 0,23
18,21,24 0,56
27,30,36 0,54
42,48,54 0,62
Годы
5,6,7 0,86
8,9,10 0,89
11,12,13 0,96
14,15,16 0,96

За исключением достаточно редких случаев, когда отмечается сни-
жение межвозрастных корреляций, остальные данные говорят о су-
ществовании отчетливой межвозрастной преемственности в оценках
IQ у одного и того же человека, т.е. об онтогенетической устойчивос-

19 ти этого показателя, а точнее — об относительной сохранности ран-
гового места каждого индивида в группе.
Обратим внимание на то, что до 1,5-2 лет сходство с IQ в 17-18
лет колеблется, но, начиная с этого возраста, оно неуклонно растет,
и корреляции баллов IQ в 5-7 и 17-18 лет достигают уровня надеж-
ности теста.
В табл. 2 приведены аналогичные данные по личностным харак-
теристикам. Напомним, что многие методики диагностики призна-
ков такого типа (вопросники, Q-сортировка и т.д.) имеют более
низкую надежность, и уже поэтому межвозрастные корреляции дол-
жны быть ниже.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ» з дисципліни «Психогенетика»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит нерозподіленого прибутку
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою
Диференціація кредитних операцій за ступенями ризику
Аудит вилученого капіталу
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту


Категорія: Психогенетика | Додав: koljan (30.01.2012)
Переглядів: 1482 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП