ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

РАССОГЛАСОВАНИЕ ОЦЕНОК КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА
Проблема нахождения социально-психологических факторов, влияющих на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности, является актуальной. Поскольку само по себе рассогласование в любых случаях приводит к возможности эффективной ориентации в поле значений. Особенности рассогласования представляются также существенно значимыми для регуляции и управления поведением индивида.
В настоящее время наиболее важными являются 2 сферы анализа:
- анализ базовой сферы личности - величин ее реальных потенциалов, отраженных в качествах личности и возможности реализации качества;
- другая сфера связана с анализом тенденций личности, обусловленных стремлением к презентации своих собственных качеств, демонстрации одних и сокрытии других качеств личности - это сфера внешнего поведения личности.
Пряжников, Н.С. S Ф $, или личность в эпоху продажности / Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ; Воронеж:
МОДЭК, 2000.
205 Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999.
Все исследователи знакомы с проблемой несовпадения качеств, которые предлагаются для общения и взаимодействия, и те, которые могут его обеспечить. Величины расхождений между значениями качеств личности, отраженными в поведении, и реальными их показателями, представляют проблему, которая может быть решена только при изучении факторов, влияющих на это рассогласование.
В рамках психолого-антропологических исследований проводится изучение не только обозначенной проблематики, но и ряда других направлений:206
Анализ компонентов, составляющих антропогенное поле. Перечень составляющих элементов их «места» и соотношения. Они предстают как значимые для человека факторы, способствующие стабилизации состояний или создающие новые возможности достижений каждого индивида. (Н.А.Ананьева, Д.В.Журавлев, Л. Б. Филонов).
Определение факторов, определяющих возникновение «контрастных» изменений личности в зависимости от социальной потребности. Проводится анализ имиджа личности (Е. А.Петрова, А. В.Семенов), изучается «виртуальная личность» в аспекте влияния Интернета (Е.Г.Носова); потребность во лжи и стремление к получению достоверных сведений (Л.Б. Филонов).
Поиск пределов «социального пространства человека» как личности, так и индивида и индивидуальности (Ю.М.Забродин).
Исследование особенностей влияния фактора труда, рассматриваемого в качестве генеральной линии психологии антропогенеза. (Ю.К.Стрелков, О.Н.Чернышева, Т.С.Кабаченко).
Изучение психопрогностических возможностей, возникающих при анализе системы «человек». (Т.Г.Дюбина, Д.В.Журавлев, О.И.Мотков).
Исследование механизмов влияния на человека всего, что связано с психологическим антропогенезом. (Н.А.Ананьева, Л.М.Ганьшина, В.В.Каширина, Л.Б.Филонов).
Психодиагностика невербальных составляющих поведения человека (почерк, физиогномика) (Д.А.Смыслов, А.А.Ларин) и др.
Таким образом, проблема соотношения между внешними и внутренними детерминантами, затрагиваемая в психологических исследованиях последних десятилетий, по-прежнему требует решения. Различия в значении влияния детерминант выражаются в придании той или иной стороне большего веса. По мнению проф. Л. Б. Филонова, объективность оценки качеств личности в данном контексте заключается в исключении предвзятости со стороны субъекта и объекта оценки. Это возможно достигнуть путем использования косвенных вопросов при тестировании личности, когда индивиду сложно определить исследуемое у него качество.
Вопрос о личностной согласованности очень сложен, и ответы частично зависят от рассматриваемого аспекта личности. Можно ожидать, что люди по одним характеристикам будут более изменчивы, чем по другим, с большей легкостью отказываясь от каких-то второстепенных особенностей, и с меньшей - изменяя кардинальные для личности, ядерные характеристики.
Ежегодник Российского психологического общества: Специальный выпуск. Т.3. - М., 2005. - 288 с.
Сегодня значение в оценке объективности качеств личности придается степени их осознанности. Выделяют группы качеств, признанных как социально значимые и наиболее важные для индивида. Пятифакторная модель явилась одной из многочисленных попыток исследования личности. Миннесотский Многофазный Личностный опросник (MMPI), опросник 16-ЛФ Кеттелла, трехфакторная модель Г. Айзенка и многие другие - являются надежными диагностическими инструментами. Нами разработана и успешно применяется методика косвенных вопросов, позволяющая выявить соотношение социально значимых поляризированных качеств личности. Посредством прохождения всех этапов конструирования методики и ее апробации были выделены по 5 условно положительных - социальных и 5 условно отрицательных качеств личности. Выявление степени выраженности и соотношения данных качеств в структуре личности позволяет определять направленность ее развития и делать прогнозы.
Рассогласование между самооценкой и объективной оценкой личности приводит к нарушению соотнесенности качественного состава ядра личности. Эта сторона проблемы глубоко исследовалась Г. Оллпортом. Он предложил концепцию уровневого строения личности и выделил три типа диспозиций, определяющих личность. Кардинальные диспозиции являются реально действующими у немногих людей, которые живут главной идеей своей жизни. Центральные диспозиции - это конкретные черты личности. Вторичные диспозиции - это менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействия окружающих и т. д.). Применяя данный подход к теории личности, можно предположить, что социально-психологические факторы будут оказывать влияние в большей степени на вторичные диспозиции, нежели на центральные. Хотя сила воздействия может быть достаточна для внесения изменений в кардинальные диспозиции.
Социально-психологическими факторами, влияющими на соблюдение феномена равновесного состояния в социуме индивидов, могут выступать:
а) социальные факторы, к которым относятся: социальный статус, социальная
уверенность, социальная значимость, социальную ответственность, социальные по-
требности, социальную отчужденность;
б) личностные образования - качества личности, выступающие как фундамен-
тальная основа развития личности. Степень сформированности и выраженности каче-
ства обуславливает не только направленность развития личности, но и степень согласо-
ванности имеющихся субъективных и объективных оценок личности. Обнаружение со-
циально-психологических факторов, влияющих на рассогласование самооценки и объ-
ективной оценки личности, возможно посредством регрессионного анализа.
Основной тенденцией в процессе рассогласования является не только преувеличение у себя выраженности того или иного качества, но и стремление исказить представление о действительном наличии качества в структуре детерминационного поля, особенно, если осознается его асоциальная направленность.
Само рассогласование и его величины определяются социально-психологическими факторами, в большей степени личностными образованиями, чем социальными качествами личности. В связи с чем, на результативность деятельности любого человека, в конечном счете, влияет его оценок, мнений как собственных, так и окружающих.
Эта проблема стоит особо остро перед специалистом-психологом, который обязан использовать весь свой личностный потенциал на благо психологического здоровья других. Поэтому профессиональная деформация личности психолога-специалиста наиболее опасна из-за того, что отражается на всех, кому «такой» специалист помогает.
Так как в современной России растет потребность общества в услугах специалистов-психологов, то практически в каждом государственном учреждении, на каждом крупном предприятии работают психологи. Функциональные обязанности специалистов психологических служб простираются довольно широко. В их лице видят как специалистов по диагностике личности, профессиональной пригодности работников предприятия, организации, так и координаторов управленческой деятельности. Уровни деятельности психолога с персоналом различны. С простыми штатными сотрудниками проводится текущая диагностика, выявление трудового потенциала для формирования резерва. Со специалистами и руководителями реализуются тренинговые занятия, консультирование и индивидуальная работа.
Психолог общается с работниками, имеющими не только разное по уровню образование, но и обладающими различным социальным статусом. Это определяет вариативный уровень коммуникаций психолога.
Тем не менее, именно из-за специфики деятельности психолога начинают проявляться симптомы профессиональной деформации. Когда психолог вынужден лавировать среди психологических барьеров, выставляемых клиентами разного уровня.
Исследованию особенностей профессиональной деформации личности специалистов разных профессий было посвящено много работ (К.Маслах, 1988; Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998; Скугаревская М.М., 2001; Робертс Г.А., 2002; Захаров С., 2003 и др.). Профессия «человек-человек» накладывает свой неизгладимый «отпечаток». Эмоциональное воздействие, которому подвергается психолог, имеет особую направленность и силу в зависимости от круга клиентов, с которыми он работает. Еще В. В. Бойко указывал, что синдром эмоционального сгорания является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.
Можно по-разному оценивать степень психологического травматизма специалистов-психологов, но следует подчеркнуть, что появление симптомокомплекса выгорания является результатом длительного воздействия факторов профессиональной среды. Среди них: полярность эмоциональных и личностных состояний клиентов, сила стрессового воздействия, устойчивость к психоэмоциональным перегрузкам и личностные особенности специалиста, а также условия работы.
Профессиональная деятельность педагога-психолога отличается от деятельности психолога организации. В обоих случаях, изучая личностные особенности индивидов, предполагаются разные последующие мероприятия. На предприятии выявление конкретных качеств личности позволяет прогнозировать профессиональный рост у данного работника, в образовательных учреждениях же после диагностирования предполагается проведение психокоррекции (по мере необходимости). В любом случае часто именно квалифицированное мнение психолога решает, что будет с данной личностью в будущем. В организации в ответственность психологу вменяется выявление потенциала человека как специалиста, при этом личностные качества, зачастую, к сожалению, отправляются на второй план. Тогда как психолог, работающий в системе образования, отвечает за выявление личностных отклонений. Задачи в контекстуальном содержании, стоящие перед психологами разных сфер деятельности, различны. То, что первично для одного психолога, вторично, для другого. Эти обстоятельства приводят к формированию некоторых стойких личностных образований у самих специалистов-психологов, что становится как их достоинством, так и недостатком.
Нам представлялось интересным выявить особенности профессиональной деформации у психологов системы образования и психологов предприятий. Выборки были неравны. В первом случае было опрошено 112 человек (психологи образовательных учреждений: детских садов, школ, преподаватели вузов). Во втором - 34 человека (психологи органов ОВД, организаций и предприятий города). Психолого-педагогический стаж в выборках колебался от 2,5 до 27 лет. Средний возраст опрошенных в выборках составил 35,5 и 29,6 лет, соответственно.
Анкетирование проводилось анонимно. Задавалось три вопроса:
1. Назовите пять наиболее типичных для психологов качеств;
2. Появление каких качеств у психологов, по Вашему мнению, ожидается в
будущем?
3. Наличие каких качеств личности нежелательно у психологов?
Субъективность мнений, несомненно, присутствовала, поэтому мы можем говорить лишь о самооценке состояния специалиста-психолога как личности. Следует отметить, что в процессе проведения анкетирования возникали трудности, связанные с явным нежеланием «пускать к себе». Это может быть истолковано, как реакция психологической защиты, выставляемая самим специалистом, так и проявление симптоматики профессионального выгорания.
Полученные результаты по выборкам имеют ряд общих параметров и некоторые различия. В частности, отмечается, что психологи системы образования в числе типичных указывали личностные качества чаще, чем профессиональные. Т.е. влияние педагогической сферы деятельности проявилось во включенности в пятерку «доброжелательности», «терпения», «отзывчивости», «коммуникабельности», «адаптивности», «инициативности» и др. Эта группа составляет положительную самооценку типичных для психологов качеств. Однако, уверенно присутствуют и такие, как «неприятие чужого мнения», «апатия», «неуравновешенность», «самоуничижение».
При сравнении с ответами на данный вопрос психологов организаций, из первого списка исчезает «доброжелательность», «инициативность», из второго - «неуравновешенность». Статистически достоверным (критерий различий Вилкоксона) является преобладание в области типичных для психологов образования - личностных качеств, тогда как для специалистов-психологов предприятий - профессиональных качеств («пунктуальность», «ответственность», «работоспособность»). На основании этого можно сделать заключение о том, что самооценка себя как специалистов у психологов разных сфер профессиональной деятельности отличается, что определяет особенности их профессиональной деформации.
Полярность мнений отмечается также и при ответах на второй вопрос анкеты. Психологи образования ожидают как «повышение уровня собственной компетентности», «информационной грамотности», «толерантности», «мобильности», так и «снижение общей культуры личности», «формирование эмоциональной черствости», «рост апатии», «агрессивности». Статистически достоверных различий между мнениями психологов образования и психологами предприятий не выявляется. С одной стороны, в будущем психолог видится как квалифицированный специалист, с другой - как личность, имеющая явные признаки синдрома эмоционального выгорания. Опрошенные осознают процессы изменения собственной личности в ходе профессиональной деятельности и указывают их в большинстве случаев среди качеств в третьем вопросе анкеты.
Тем не менее, именно анализ ответов на третий вопрос наиболее объективно позволяет судить о реально типичных качествах, которые осознаются психологами. При ответе на первый вопрос многие «нарисовали» образ желаемого специалиста - это позволяет увидеть желаемый «портрет». Однако при ответе на последний вопрос, в этот образ были внесены коррективы - что же мешает современному специалисту соответствовать вышеуказанному идеалу. Среди лидеров качеств оказались «равнодушие (безразличие, черствость)», «неприятие чужого мнения», «раздражительность», «высокомерие».
Статистически достоверных различий в мнениях опрошенных двух выборок не обнаруживается. На основании чего можно сделать вывод, что, несмотря на явное влияние сферы деятельности на личность психолога, профессиональная деформация затрагивает одни и те же уровни личностных образований, приводит к одним и тем же процессам деформации.
Проведенный опрос позволил получить субъективную картину состояния личностной целостности современного специалиста-психолога и обозначить направления исследований в этой области для ближайшего будущего. Среди них:
- определение условий снижения рассогласования между субъективной и объективной оценкой личности;
- выявление области психологической напряженности качеств специалиста;
- поиск путей снятия психологических барьеров у психологов по отношению к исследованию их личности;
- разработка тренингов по предупреждению профессиональной деформации психологов.
Все они могут быть успешно реализованы в рамках комплексных исследований личности, проводимых под руководством проф., д.псих.н. Л.Б. Филонова. Соблюдение принципов антропологического исследования, среди которых предельная сепарация (отделение) для последующего упорядочения, концептуализация, разделение по контрастным основаниям, процессуализм, принцип допущения аристогенеза - позволяет получать индивидуализированное представление о личности психолога. При этом отмечается отчетливая эквифинальность получаемых конструкций, разное сочетание которых, приводит к одному результату - формированию определенного личностного образования, типа поведенческих реакций.
Посредством данного концептуального подхода определяется пространственное поле личности, охваченное профессиональной деформацией. Сам психолог способен обнаружить «сохранные участки» и определить пути самовосстановления психологического здоровья. Проведенные нами ранее исследования личности, направленные на обнаружение социально-психологических факторов, влияющих на рассогласование самооценки и объективной оценки качеств личности, позволяют говорить о важности использования методов диагностики качественной стороны личности. Благодаря им специалист точно определяет рычаги воздействия и самовоздействия на личность. Это используется для профилактики профессиональной и личностной деформации в современной практике.
Для психолога, в какой бы сфере деятельности он не специализировался, важным остается сохранение определенного уровня развития чисто профессиональных качеств, одним из которых является способность постичь смысл и значение чего-либо в соотнесенности с собственным жизненным опытом. Именно понимание позволяет диагностировать собственную профессиональную деформацию, упредить развитие нежелательных привычек, девиаций. Оно же обуславливает скорость реакции на согласие или несогласие в ситуациях общения, т. е. определяет степень детерминированности действий психолога. Поэтому, говоря о профессиональной деформации психологов сегодня, мы считаем, что сохранение высокого уровня такого качества личности, как понимание, находится в руках самого специалиста и зависит от осознания (опять же понимания) им необходимости работы с собой.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАССОГЛАСОВАНИЕ ОЦЕНОК КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГА» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Сдвинуть земной шар
Правила вживання апострофа
ЗАКОН ГРОШОВОГО ОБІГУ
ГРОШОВО-КРЕДИТНА ПОЛІТИКА, ЇЇ ЦІЛІ ТА ІНСТРУМЕНТИ
Адресація повідомлень в системах електронної пошти


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1295 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП