ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Психологические словари определяют психическое здоровье как состояние душевного благополучия, являющееся следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни. Существует ряд признаков, уточняющих это понятие, таких как соответствие субъективных образов объективной действительности, способность к самокоррекции поведения и др. Обобщая различные признаки, А.В. Никольский определяет психическое здоровье как «состояние человека, являющееся следствием баланса или гармоничности внешней формы и внутреннего содержания» 180. Специалисты в области психологии здоровья признают, что сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности человека к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации 181. Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна для освоения, требует длительного периода профессионализации (включающего теоретическое и практическое обучение), имеющего высокую общественную стоимость. Все это обусловливает значимость сохранения соматического и психологического здоровья профессионала. Никольский, А.В. Психическое здоровье как феномен в развитии общества / А.В. Никольский // Психология здоровья [Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н.Гурвич и др.]; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 191. 181 Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. 182 Разумов, А.Н. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов. - М.: Медицина. 1996. Под профессиональным здоровьем понимается свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях деятельности 182. По мнению А. Г. Маклакова профессиональное здоровье следует рассматривать как определенный уровень характеристик специалиста, отвечающий требованиям профессиональной дея- 183 тельности и обеспечивающий ее высокую эффективность . Профессиональное здоровье (соматическое и психическое) тесно связано с адап- 184 тированностью человека . Профессиональная адаптация традиционно рассматривается как процесс становления и поддержания динамического равновесия в системе «человек» - профессиональная среда». Но человек, согласно воззрениям Б.Г. Ананьева, должен рассматриваться как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуаль- 185 ность . М.А. Дмитриева показала, что профессиональная психологическая адаптация, представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда, выполняемым операциям и т.д. (операциональный аспект), и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды среды (социально-психологический аспект). При этом в качестве общего показателя адаптированности предлагается считать удовлетворенность человека содержанием 186 и условиями труда . Нам представляется, что наряду с удовлетворенностью трудом в качестве критериев адаптации следует учитывать показатели эффективности деятельности специалиста, определяемые как отношение обобщенного результата к затратам, связанным с производством продукта. Интегральный критерий эффективности складывается из частных критериев со своими весовыми коэффициентами. В качестве частных критериев, исходя из выделенных компонентов профсреды, считаем целесообразным использовать экономические, социальные, психологические и «социально-экологические» («клиенто-центрированные») 187 показатели . Способ же адаптации к тем или иным компонентам профессиональной сре- 188 ды обеспечивается выработкой человеком индивидуального стиля профессиональной деятельности (ИСД) и поведения (ИСП) - в профессии и вне ее. Традиционно, начиная с широко известной в научных кругах фундаментальной работы Ф.Б. Березина (1988 г.), психофизиологическая и психологическая адаптация рассматривается как процесс как результат; при этом индикатором адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Однако стоит вспомнить, что английский биолог Питер Медавар (P. Medawar), Нобелевский лауреат (1960 г.) по физиологии и медицине, отмечал, что адаптация есть нечто такое, что организм вырабатывают у себя и обладает в потенциале для успешного существования в изменяющихся условиях. Эта идея, вероятно, позволила современным отечественным исследователям нашим совре- 189 183 Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих / А.Г. Маклаков // Автореф. дисс.. докт. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. 184 Психология профессионального здоровья / [Г.С. Никифоров, А.Г. Маклаков, В.И. Шостак и др.]; под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. 185 186 Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспе- чение профессиональной деятельности / [Г.С Никифоров, Л.Н. Корнеева и др.]; под ред Г.С. Никифорова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. - С. 43-61. 187 Дружилов, С. А. Профессионализм человека и критерии профессиональной адаптации // Объединен- ный научный журнал. - 2003. - № 1. - С. 15-16. 188 Дружилов, С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. - 2003. - № 1 (4). - С. 354-357. 189 Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А.Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Медицин- ская пресса, 2002. менникам (А.А. Реан с соавторами) 189 рассматривать адаптацию личности не только как процесс и результат, но и как основание для формирования психических новообразований этой личности. В состав новообразований исследователи включают не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложную систему межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. При этом подчеркивается, что именно новообразования являются источником развития личности. Считаем возможным (и необходимым) распространить указанный подход на профессиональную адаптацию человека. Здесь в качестве новообразований могут выступать как конструктивные качества (такие как профессионализм), так и деструктивные. Любая деятельность, оказывает влияние на человека. Многие из его свойств оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении. Влияние профессии на человека не всегда ведет к усложнению функционирования его психики и развитию личности. Иногда результатом такого взаимодействия может стать искажение личностного развития профессионала В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Е.М. Борисовой, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной, Ю.В Поваренкова признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности. При этом отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями. Происходит то, что называют деформациями (искажениями) и деструкциями (разрушениями) - как социально одобряемой структуры деятельности, так и самой личности профессионала. Искажение личностного развития профессионала может проявляться в возникновении синдрома эмоционального выгорания, который считается некоторыми авторами 190 одним из признаков профессиональной деформации. Считается, что о «выгорании» ( как форме проявления душевного неблагополучия человека) принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация характеризует жизнь вне работы. Когда говорят о профессиональной деформации, то традиционно имеется в виду феномен распространения привычного ролевого поведения на непрофессиональные сферы 191. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. При этом профессиональные деформации рассматриваются как проявления дезадаптации 192 специалиста . См., например: Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 191 Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007; Сыманюк, Э.Э. Пси- хология профессиональных деструкций / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Дело- вая книга, 2005. 192 Осницкий, А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической дея- тельности : дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГАФК, 1999; Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. 193 Дружилов, С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход / С. А. Дружилов // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2004. - Вып. 6. - С. 170- 176. В соответствии с развиваемым нами интегративным подходом к становлению профессионализма 193, в процессе длительного выполнения профессионального труда изменениям подвергаются все уровни человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться же эти изменения будут в самых разнообразных ситуациях: в поведении (при вхождении в процесс деятельности и при выходе из него), в самой деятельности, а также в профессиональном и вне-профессиональном общении. В наибольшей степени проявление профессиональной деформации выражено в системе «человек-человек». В научной литературе рассматриваются два видах профессиональной деформации: деформацию личности 194 и деформацию деятельности и трудового поведения 195. Здесь можно заметить аналогию с разделением профессионализма (по Н. В. Кузьминой) на профессионализм деятельности и профессионализм лич-196 ности . Выделение в проблеме профессиональной деформации двух сторон - деятельно-стной и личностной, позволяет не относиться к рассматриваемому явлению как к фатальному результату. Выявление деформации личности (как «диагноз») во многих случаях означает, что на личность ставится «клеймо», отнюдь не способствующего исправлению сложившегося положения. Выявление же в трудовом поведении, сопровождающем деятельность, деструктивных элементов и связей позволяет предложить систему воздействий, направленных на исправление деформированного поведения и оптимизацию деятельности. В качестве основания для классификации профдеформаций С.П. Безносов использует понятие «норма». Различают две разновидности понятия: а) нормы деятельности, характеризующей цели, принципы, методы деятельности; б) нормы профессиональной этики и деонтологии. Эти нормы могут быть сформулированы весьма точно и конкретно. Предполагается, что, сравнивая с этими двумя нормами любую профессиональную деятельность и качество ее исполнения, можно выявить признаки профессиональной деформации. По отношении к этим двум нормам предлагается оценивать явление профессиональной деформации деятельности и личности. Поскольку личность формируется и развивается в деятельности, то в определенном смысле можно говорить о личности как следствии особенностей деятельности. Однако появление деформаций личности не является неизбежным последствием условий работы, а связано с неконструктивностью профессионального стиля и ролевых установок, и во многом доступно коррекции. Действие факторов риска в деятельности само по себе неоднозначно и может (как и любое стрессогенное воздействие), приводить как к деформациям, так и к возрастанию потенциалов стойкости и жизнеспособности личности. С другой стороны, характеристики личности оказывают влияние на особенности реализации деятельности. При этом деформации поведения и деятельности могут рассматриваться в качестве внешнего проявления деформаций личности. Нужно учитывать, что нормы деятельности взаимодействуют с моральными нормами так же, как субъект деятельности и личность взаимосвязаны в единой структуре индивидуальности (по Б. Г. Ананьеву). Профессиональную деформацию мы рассматриваем как «искажение» психологи- 197 Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004; Матвеева, Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов : дис. ... канд. психол. наук. - Южно-Уральский гос. ун-т, 2004. 195 Шаталова, Н. И. Деформации трудового поведения работника / Н. И. Шаталова // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 26-33. 196 Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучидища / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1989; Кузьмина, Н.В. Профессионализм педаго- гической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. 197 Дружилов, С. А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологиче- ских моделей профессии и деятельности / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 2. - С. 56-62. ческой модели деятельности, либо ее деструктивное построение 197. Под профессиональной деструкцией понимается изменения и разрушения сложившейся психологической структуры личности, негативно сказывающиеся на результатах труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. В социологии понятие «деструкция» применяется для обозначения разрушения, нарушения сложившейся структуры в очень широких пределах, часто принимая при этом различные формы: «декомпозиция» у О. Конта; «социальная патология» у П. Ф. Лилиенфельда, «регресс» у Г. де Греефа. В рамках обсуждаемого вопроса представляет интерес описание деструкций как исчерпание внутренних ресурсов социаль- 198 ной мобильности, как кризис адаптации 198. В рассматриваемом аспекте под профессиональными деструкциям мы понимаем пусковой механизм, ведущий к кризису профессиональной адаптации человека. Говоря об искажении или деструктивном построении модели нельзя не остановиться на вопросе критериев. Закономерен вопрос: если речь идет об отклонении, или искажении, то относительно какого эталона? Профессии рассматривается нами, с одной стороны, как социальный институт, обладающий определенным потенциалом, с другой - и как профессиональное сообщество, являющееся самоорганизующейся социальной системой. В рассматриваемом плане профессия обеспечивает накопление, систематизацию и передачу профессионального опыта. Этот обобщенный и объективизированный (в форме инструкций, правил, алгоритмов деятельности, профессиональных норм, традиций и т.д.) профессиональный опыт выступает в качестве основы для построения идеализированной обобщенной модели профессии и профессиональной деятельности. Ориентируясь на прикладные задачи изучения процессов становления профессионализма человека, будем использовать предложенную нами ранее упрощенную трехкомпонентную психологическую модель профессии 199, которая включает в себя следующие составляющие (или субмодели): Модель профессиональной среды. Профессиональная среда включает в себя объект и предмет, труда, средства труда, профессиональные задачи, условия труда, социальное окружение. Система представлений (образов) человека о составляющих профессиональной среды составляет внутреннюю, психическую модель профессиональной среды. Модель профессиональной деятельности (система образов взаимодействия человека с профсредой, а также образов целей, результатов, способов их достижения); все то, что составляет концептуальную модель деятельности 200. Модель самого человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), включая систему его свойств и отношений. Прежде всего, это профессиональная Я-концепция, понимаемая как относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений человека о себе в данной профессиональной деятельности и профессии. На основе этих представлений он строит свои отношения с другими людьми, с которыми он взаимодействует в процессе профессиональной деятельности. Каждая из указанных моделей базируется на некоторых представлениях человека о профессиональных нормах, ценностях и обобщенных целях профессиональной деятельности. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1995. - С. 35-37. 199 Дружилов, С.А. Психология становления профессионализма субъекта труда / С.А. Дружилов // Вест- ник Балтийской педагогической академии. Вып. 65. - СПб.: изд-во БПА, 2006. - С. 13-17. 200 Дружилов, С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 6. - С. 56-60. Приведенная декомпозиция модели профессии на отдельные составляющие, с одной стороны, дает возможность дифференцировать личность подлинного профессионала, адекватно включенного в каждую из указанных субмоделей, от дилетанта (или от пассивного исполнителя), не имеющего усвоенных профессиональных ценностей и мотивов, характерных для представителя данной профессиональной общности, «механически» выполняющего ту же профессиональную деятельность, но в отрыве от профессиональной среды и свойственной ей профессиональной культуры. С другой стороны, позволяет выявлять компоненты признаки дезадаптации человека к тем или иным составляющим профессии, а значит, и факторы, влияющие на душевное (ментальное) благополучие и профессиональное здоровье специалиста. При рассмотрении профессиональной деформации деятельности будем опираться на психологическую макроструктуру деятельности («цель - мотив - способ - результат»), предложенную К.К. Платоновым 201. Г.В. Суходольский (1988 г.) ввел понятия полезного и вредного результата. Полезен результат, удовлетворяющий общественную или личную потребность. Вреден результат, препятствующий удовлетворению потребности либо гипертрофирующий ее удовлетворение. Вредный результат называют «ан-202 тирезультатом» . В деятельности всегда имеет место процедура отнесение с ценностями - идентификация того, что наиболее значимо для человека. Цель - ситуативна; ценность - над-ситуативна. Цель указывает на то, чего нет («образ-цель»); ценность - на то, что уже есть. Цель задает, что будет «здесь и теперь» делаться; ценность предопределяет то, что никогда не должно делаться, т. е. то, что может ее разрушить. Выбор целей человек осуществляет в рамках ценностно-рациональной мотивации. Если цель, ориентирующая на получение общественно полезного результата, предопределяется конструктивными ценностями человека, то цель, ориентирующая на «вредный» результат может быть обозначена как деструктивная ценность. В качестве конструктивных ценностей могут выступать предписанные, социально одобряемые нормы, а также социально одобряемые цели деятельности, ориентирующие на общественно полезные результаты. В качестве деструктивных ценностей выступают социально неприемлемые или отвергаемые способы и формы деятельности, а также социально неприемлемые цели, ориентирующие на получение вредного, с точки зрения общества, результата. Исходя из вышесказанного, профессионально-деструктивную деятельность можно рассматривать как деятельность, направленную на получение вредного результата («антирезультата»). Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением «антипрофессионализма». Это тот случай, когда человек обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом, но ориентируется на искаженную систему ценностей, или, иначе, на деструктивные ценности. Им движет деструктивная направленность, примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм т.п. психологические феномены. Соответственно, он ставит деструктивные цели («антицели») и использует деструктивные средства. Ценности человека во многом определяются его доминирующей ориентацией. Э. Фромм выделил «плодотворные» и «неплодотворные» ориентации человека 203. Плодотворные ориентации подразделяются на деятельную ориентацию, любящую ориентацию («человек любит то, ради чего он трудится») и разумную ориентацию («человек трудится ради того, что любит»). Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды: Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 1972. 202 Суходольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. - 2-е изд. - М.: изд-во ЛКИ, 2008. 203 Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Мн.: Коллегиум, 1992. - С. 63. а) рецептивная ориентация: источник всех благ человека - вовне и главное для такого человека - получить его, чтобы человека «одаривали», «любили»; б) эксплуататорская ориентация: источник благ - вовне и главное для такого че- ловека - забрать эти блага силой или хитростью; в) стяжательская ориентация: благо - самого себя, в себе и главное для «стяжа- теля» - это сохранить свое благо от других, сэкономить; г) рыночная ориентация, которой Э. Фромм уделяет значительное внимание, при- обрела, сейчас в нашей стране опасные для общества масштабы 204. У личности с «рыночной ориентацией» этика профессионала (как нравственная норма) подменяется этикой прагматизма. Это значит, что в условиях нравственно-психологического конфликта (конкурирования) между ценностями профессиональной морали и ценностями выгоды предпочтение отдается последним, т. е. побеждают деструктивные ценности. Деформации личностно-смысловой сферы, носящие деструктивный характер, могут выступать в качестве специфического механизма психологической защиты личности от травмирующих переживаний. Однако психологическая защита в данном случае имеет низший, патологический характер, не обеспечивающей в необходимой мере душевное благополучие человека. Деструкции проявляются в искажении реальности, обесценивании значимости происходящего, неадекватной профессиональной Я-концепции, циничном отношении к миру, переносе ответственности или ее субъективном непринятии, уплощении смысла и сведении его к ситуативным целям, центрировании на сиюминутных выгодах. А. Маслоу обозначает деформации личностно-смысловой сферы как метапатологии 205, которые в свою очередь являются причиной нарушений смысловой регуляции деятельности и ведут к «снижению человечности». Если рассматриваемые деструктивные процессы получают широкое распространение, и реально действующей социальной нормой становится антинорма (то, что с точки зрения профессии как социального призвания, назначения - неадекватно и аморально), можно говорить уже о социальной опасности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ДЕСТРУКЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ДУШЕВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»