МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПРОТИВОРЕЧИЯМ
В клинической картине изменений мыслительной деятельности при некоторых психических расстройствах описан важный феномен - «wishful thinking» (мышление, ориентированное на желание или «принятие желаемого за действительное»). Данный тип мышления характеризуется доминированием желаний и устремлений человека над реалистичными представлениями действительности; желания "формируют" определенные линии, по которым "идет" мыслительная деятельность. При этом типе мышления некоторые причины, соотносящиеся с желаниями индивида, рассматриваются как подлинные и заменяют, искажают объективный взгляд на реальность Необходимо отличать данный тип мышления от аутистического типа, который характеризуется, прежде всего, игнорированием реальности. Для изучения феномена «wishful thinking» представляется возможным обращение к общепсихологической проблеме пристрастности человеческого познания, отражения мира (Леонтьев А.Н., 1975). Пристрастность познания существует и в норме, но в случае психической патологии (и, прежде всего, у пациентов с расстройствами личности) приобретает особое значение, проявляясь, например, в избыточном вовлечении в определенные ситуации (что и отражается в феномене «wishful thinking»). Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00057а «Структура и динамика когнитивных, аффективных и коммуникативных нарушений при психических и поведенческих расстройствах» Но использование термина «wishful thinking» недостаточно конкретизировано, поскольку неоднозначно определены параметры и факторы, определяющие его специфическое содержание. В качестве одного из аспектов «wishful thinking» может рассматриваться изменение чувствительности к противоречиям. Подобное изменение выражается как в чрезвычайной подвижности критериев для вынесения суждений, так и в ригидном игнорировании многозначности (и возможной противоречивости) информации. В сознании современного человека, как экспериментально продемонстрировал Е. В. Субботский, сосуществуют противоположные фундаментальные структуры: "архаические" и рациональные. Е. В. Субботский предположил, что такое сосуществование опирается на факт наличия в индивидуальном сознании разных уровней функционирования (вовлеченного и невовлеченного) и разных сфер реальностей. У взрослого человека грань между обыденной и необыденной реальностями растворяется, как только «степень вовлеченности» (т.е. уровень риска при отрицании бытия магической причинности) достигает определенного критического предела. Таким образом, в исследовании проблемы терпимости к противоречиям (в поступающей информации в общем смысле слова) необходимо учитывать следующие задачи, решаемые каждым индивидом: стремление к созданию ясной и понятной системы представлений о себе и окружающем мире, с одной стороны, и возможность изменения и дополнения этой системы по мере поступления новой информации. При этом, здоровому человеку свойственна способность к актуализации различных аспектов значений, что позволяет гибко и адекватно реагировать на изменяющиеся условия, в которых он оказывается Кроме того, иерархически организованная система моральных принципов и нравственных ценностей позволяет в случае столкновения с противоречиями информации ориентироваться на контекст (ситуации, задачи и т. п.), «снимая» данное противоречие или переводя его в особую группу, где («сущностной») характеристикой стимула является возможность сосуществования его противонаправленных характеристик. При психических расстройствах чувствительность и отношение к противоречиям информации находят свое выражение в специфических клинических феноменах. Например, описанные в теории двойного послания внутренние конфликты «логической» классификации в ситуациях взаимодействия при поступлении противоречащих указаний. Другим примером является такой клинический феномен, как псевдология, часто наблюдаемый наряду с патологическим фантазированием, отсутствием четких границ между продукцией собственного воображения и действительностью. Но помимо клинического описания необходимо экспериментальное исследование, позволяющее понять место и роль феномена «wishful thinking» и его аспекта -снижения чувствительности к противоречиям - в структуре изменений познавательных процессов при психических расстройствах. Выявление чувствительности к противоречиям требует обращения к эмоционально значимым для испытуемого сферам, что является трудно операционализируемым. Но можно предложить некий инструмент, позволяющий «улавливать» данные особенности познавательных процессов в ситуации столкновения с многозначностью и противоречивостью информации. На основании анализа данных литературы и проведенного предварительного исследования нами была предложена методика «Противоречивые высказывания». Стимульный материал методики представляет собой краткие высказывания в форме пословиц, афоризмов на темы морали, справедливости, правил, регулирующих поступки людей и т.п. Каждому высказыванию соответствует высказывание с противоположным значением. Высказывания предъявляются на отдельных карточках в случайной последовательности. Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Отберите высказывания, с которыми Вы согласны». Анализируются ответы на каждую пару высказываний (возможны четыре типа ответов: «да-да» - согласие с обеими альтернативами, «нет-нет» - отвержение обеих альтернатив, «да-нет» или «нет-да» - согласие только с одним из высказываний). В качестве испытуемых экспериментальной группы были выбраны больные с истерическим расстройством личности, так как при данном расстройстве аналитико-синтетическая деятельность оказывается под сильным воздействием эмоций, и в результате выявление объективных свойств, отношений между предметами и объектами затруднено и искажается (в соответствии с эмоциональной направленностью этих людей), приводя к накоплению впечатлений, а не фактов. Опираясь на подобное «смешение» ярких и эмоционально насыщенных признаков и свойств, а также на расширенную (вследствие неспособности отделить главное от второстепенного) систему связей и отношений между предметами и объектами, больные с истерическим расстройством личности оказываются неспособными к последовательному и целостному анализу поступающей информации, и их представления в результате неустойчивы и противоречивы, недостаточно соответствуют объективным условиям ситуации. Исходя из данного описания, можно предположить, что обращение к области моральных суждений, представлений о «правильном», «должном» провоцирует у больных с истерическим расстройством нарушение хода когнитивной деятельности из-за актуализации эмоционально значимых тем: достижение успеха, счастья, регулирование поведения человека законами, правилами и моральными нормами. В полученных данных анализировалось процентное соотношение четырех типов ответов в каждой паре высказываний, и проводилась статистическая обработка данных с использованием критерия Манна-Уитни. В исследовании принимали участие 133 женщины в возрасте от 19 до 55 лет. Отбор испытуемых только женского пола проводился в связи с тем, что предполагалось минимизировать гендерные различия для повышения надежности данных; учитывалась также значительная распространенность истерического расстройства личности в женской популяции. В результате проведенного исследования выявлено снижение чувствительности к противоречиям в экспериментальной группе: ответы «да-да» встречаются чаще по сравнению с ответами испытуемых контрольной группы (р<0,005), и сумма ответов «да-да» и «нет-нет» тоже достоверно больше, чем сумма этих ответов у здоровых испытуемых (р<0,05). В целом предложенную методику следует рассматривать как некую методическую процедуру, прием, позволяющий смоделировать ситуацию столкновения с информацией, плохо поддающейся структурированию, разрозненной и противоречивой. Конечно, данная процедура и использованный стимульный материал в форме пословиц и афористических высказываний не претендует на полное соответствие реальной ситуации, в которой осуществляется психическая деятельность. Но представляется обоснованным рассмотрение выявленного снижения чувствительности к противоречиям при истерическом расстройстве личности в качестве специфического результата когнитивно-аффективного взаимодействия (например, как проявление феномена «wishful thinking» - мышления, ориентированного на желание или «принятие желаемого за действительное»).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ПРОТИВОРЕЧИЯМ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»