За последние годы стал очевиден рост внимания клинической психологии к проблеме психической травмы. Он обусловлен большим количеством происходящих в наше время экстремальных ситуаций (военных конфликтов, терактов, природных и техногенных катастроф, авто- и авиа- катастроф и т.д.), ведущих к психической травмати-зации людей, не только являющихся непосредственными участниками этих событий, но и потерявших в них своих близких. Подобные обстоятельства делают актуальной проблему поиска эффективного способа помощи людям, пережившим психическую травму. В настоящее время известны следующие подходы, предлагающие свой взгляд на механизмы психической травмы и способы помощи в её преодолении: психодинамический подход Калшед Д. Пуховский Н. Н, когнитивный подход Мэркер А., Грин Б., Уилсон Дж., Линди Дж., Тарабрина Н. В. Бермант-Полякова О. В., социально ориентированный подход Безел Ван Дер Колк, Макфарлейн А, экзистенциальный подход Франкл Ф. Бюдженталь Дж. , подход - теоретико-деятельностный Выготский Л. С., Леонтьев Д. А. Зейгарник Б. В., Василюк Ф. Е., Мазур Е.С. [7]; [10] В нашей работе будет использоваться соматический подход к исцелению психической травмы, предложенный П. Левиным. Автор рассматривает психическую травму, как остановленную реакцию на угрозу (угрозы жизни, угрозу разрушения привычных смыслов и способов жизни в случае утраты значимого другого) и невозможность повлиять на ситуацию. Остановленная реакция приводит к постоянному сохранению напряжения нервной системы, энергия, предназначенная для завершения реакции, остаётся в теле. Напряжение и невозможность каким-либо образом завершить реакцию способствует формированию травматической симптоматики, проявляющейся на всех уровнях психической деятельности: телесных ощущений, образов, поведения, аффектов, смыслов [6]. У людей возникают проблемы со сном, боли в разных частях тела, бессилие, а также в негативные телесные ощущения в виде напряжения, сжатия, «замороженно-сти»; [5], постоянное возвращение к образам прошлого [5]; [8]; ]11], вспышки неконтролируемых эмоций либо эмоциональная тупость, преобладание таких эмоций как гнев, растерянность, бессилие, ужас; [1]; [8]; [9]; [11], рушится привычная система смыслов и иерархия мотивов [2]; [4]; [10]. «Соматическая терапия травмы» - это телесно-ориентированный подход. Психотерапевтическая работа с травмой направлена, в целом, на восстановление естественной способности к саморегуляции, которая, в свою очередь, понимается как психологическая и биологическая способность человека к целенаправленной самоорганизации; [6]. В процессе терапевтической работы остановленная реакция находит своё завершение. Этому процессу способствует работа с внутренними ресурсами организма, активация и телесное осознание которых помогает преодолеть психотравмирующую ситуацию. «Ресурсы» - это различные виды позитивных самоощущений на уровне тела, то, что помогает человеку сохранять и поддерживать ощущение себя и собственной внутренней целостности при угрозе возможного разрушения при травме;[7]. Возможность опираться на ресурсы помогает пациентам разрешить травматическими переживаниями. На телесном уровне ресурсы могут проявляться в виде таких позитивных симптомов, как ощущение тепла, покалывания, дрожи, потока энергии и т.п. Ресурс порождается способностью к саморегуляции, когда пациент в процессе психотерапии учится осознавать и отслеживать ощущения на телесном уровне. Осознание и прослеживание негативных телесных ощущений подготавливают пациентов к работе по освобождению от травматическими симптомами. Стоит отметить, что ресурсами могут так же служить образы, смыслы и сопровождающие их эмоции Этот подход способствует восстановлению и развитию саморегуляции [6].. Первоначально, данный метод использовался при работе с людьми, пережившими шоковую травму, но в дальнейшем он показал свою эффективность в работе с другими видами психических травм. В нашем исследовании этот метод используется при оказании помощи людям, пережившим эмоциональную травму (смерть близких людей, расставание со значимыми другими).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»