ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ
Тревога и депрессия являются самыми распространенными (первичными) и нормальными эмоциональными реакциями на стрессовые события, разочарования и утраты в жизни. Неудивительно поэтому, что они часто встречаются вместе, хотя в феноменологическом и филогенетическом отношениях представляют собой совершенно разные явления.
Если тревога отражает состояние повышенной готовности организма к ответу на стрессовые факторы, то депрессия представляет собой состояние подавленности, осознание безвыходности ситуации.
Различные теоретические направления не только подчеркивают взаимосвязь тревожности и депрессии, но и указывают на единство аффективных, когнитивных, физиологических и поведенческих компонентов (Clark, 1989; Kendalle et al., 1989).
Теория аффекта, касающаяся связи тревожности и депрессии, построена на идее негативной аффективности. Watson и Clark (1984) определили негативную аффектив-ность как целый комплекс, включающий широкую категорию негативных эмоциональных характеристик. Они сделали вывод, что обоим нарушениям присущ элемент общего аффективного дистресса, но есть факторы, специфичные для каждого из них. В соответствии с этой моделью общим элементом является высокая негативная аффектив-ность, в то время как депрессии свойственна низкая позитивная аффективность, а тревожности — напряжение и гиперактивность.
Некоторые исследователи (Clark, Beck, 1989) предложили когнитивную модель анализа тревожных и депрессивных нарушений. Центральным в их теории является система когнитивной избирательной организации и кодирования поступающей из окружающей среды информации. По мнению Clark и Beck (1989), именно искажение информации является первичной дисфункцией в состояниях тревожности и депрессии. С их точки зрения, при состоянии тревожности искажения когнитивного процесса вызывают мысли об угрозе и опасности, а при депрессии - о потере и неудаче.
Альтернативный когнитивно — поведенческий взгляд на связь тревожности и депрессии заключается в идее «беспомощности — безнадежности» (Alloy et. al., 1990).
В соответствии с теорией «депрессии безнадежности» безнадежность есть нечто среднее между отрицательно воспринимаемыми жизненными событиями и тем, что им приписывается. Приписывание и восприятие отрицательных неконтролируемых событий увеличивает вероятность переживания беспомощности.
Теория «беспомощности — безнадежности» может также служить основанием для выделения синдромов тревожности. Данный синдром характеризуется тревожной активацией поведения, которая усиливает внимание к контролю соответствующих ключевых (значимых) раздражителей.
Большинство исследователей сходятся на том, что, с одной стороны, тревожность и депрессия имеют много общих черт, но, с другой стороны, могут быть разведены, учитывая ощущение безнадежности — беспомощности как причинную и временную связь между тревожностью и депрессией (Kendall, Watson, 1990).
Подход к изучению связи тревожности и депрессии у детей основан на наследственной предрасположенности к психологическим нарушениям.
Есть исследования, посвященные изучению наследственных факторов нарушений у близнецов (Torgenson, 1990), а также изучению патологии у детей, рожденных в семьях с психологическими нарушениями (Weissman et al., 1985).
Исследования наследственности могут внести вклад в наше понимание отличительных и пересекающихся характеристик депрессии и тревожности у детей и подростков.
Однако до сих пор остается без ответа один важный вопрос: наследственность или социальное, в том числе, семейное окружение влияет на возникновение специфического нарушения или этому способствует личностная предрасположенность к негативной аффективности.
Пилотажное исследование, проведенное на выборке подростков разного возраста (11-15 лет) показало возрастную специфику проявления депрессивности (по методике CDI, авт. М.Ковач) у школьников. Так, в 6-м (11лет) и 9-м классах (14-15 лет) было выявлено наибольшее число подростков с признаками депрессивного и субдепрессивного состояний. Эти же школьники продемонстрировали высокий или выше среднего уровни тревожности. Причем, личностная (по методике Дж. Тейлор) и ситуационная (по методике А. М. Прихожан) тревожности по разному проявили связь с показателями де-прессивности.
Так, в группах «депрессивные» и «субдепрессивные» различались показатели по самооценочной, межличностной и общей ситуационной тревожности, которые во-многом определяются ведущей деятельностью подросткового возраста - общением. При этом школьники данных групп обнаруживают сходство по школьной и магиче-ск о й тр е во жно с ти . Медианный анализ показал, что высокие значения по шкалам самооценочной и межличностной тревожности чаще демонстрируют школьники из группы «депрессивные», чем «субдепрессивные». Возможно, степень нарастания состояния депрессии определяется усилением именно данного вида тревожности.
Интересно, что по такой переменной как личностная тревожность данные подростки (т.е. из групп «депрессивные» и «субдепрессивные») различаются очень мало. По критерию Краскала-Уолесса была обнаружена только тенденция (p=0,05). Поскольку состояние субдепрессии рассматривается как пограничное к депрессивному, можно предположить, что на большей выборке данные различия могут отсутствовать совсем. Возможно, личностная тревожность может быть рассмотрена как более «чувствительный» критерий возникновения состояния депрессивности, чем ситуационная. Данное предположение может найти подтверждение при дальнейшем анализе полученных данных.
Однако, наибольший интерес на пилотажном этапе работы представляют данные, полученные при сравнении тревожности в состоянии депрессии, субдепрессии и недепрессивном, нормальном.
Результаты показали, что школьники, объединенные по результатам CDI в условные группы «норма» и «депрессивные» отличаются по всем видам тревожности, изучаемым в работе, кроме магической. При сравнении же тревожности в группах «субдепрессия» и «норма», выясняется, что респонденты продемонстрировали сходство по всем видам тревожности, кроме личностной. В группе «норма» значения личностной тревожности (по медианному анализу) ниже, чем в группах «депрессивные» и «субдепрессивные». Следовательно, подтверждается гипотеза о том, что именно данный вид тревожности является тем критерием, который позволяет различать возникновение депрессивного состояния вне зависимости от степени выраженности.
Наличие ситуационной тревожности, в таком случае, не является обязательным условием возникновения депрессии, скорее оно усиливает эффект и приводит к более выраженному состоянию. Возможно, следует говорить о первичности и вторичности влияния ситуационной и личностной тревожности на возникновение и выраженность депрессии у подростков. Еще один аспект, на котором следует остановиться и подробно изучить в будущем исследовании, это характер взаимоотношения между изучаемыми видами тревожности как предикторов депрессивности. На этапе пилотажного исследования можно определять данные связи как дополнение, усиление влияния личностной тревожности ситуационной. Причем, в первую очередь, как показало наше исследование, значимыми являются те виды ситуационной тревожности, которые характеризуют специфику ведущей деятельности, а именно - общения.
Анализ взаимосвязи тревожности и депрессивности осуществляли с помощью корреляционного и регрессионного анализа.
Данные виды анализа отличаются тем, что второй дает нам представление не о связи зависимой переменной с независимой, а о том, в какой мере «зависимая» переменная связана с совокупностью «независимых» переменных.
Результаты корреляционного анализа на всей выборке респондентов показали наличие связей между разными видами тревожности и показателями депрессивности. При этом очень сильная связь характеризует отношения личностной тревожности и депрес-сивности. Однако, аналогичный анализ, выполненный только в группе депрессивных, не показал никаких связей между исследуемыми феноменами. Возможно, это связано с тем, что выраженность депрессивности, измеряемая в баллах внутри депрессивных школьников не имеет больших различий и не определяется только тем или иным видом тревожности. Поэтому, в дальнейшем применяли регрессионный анализ.
Результаты показали, что совокупность общей, личностной и школьной тревожности влияют на проявление депрессивности у подростков. Причем, наибольший вклад в модель показала личностная тревожность. Интересно, что школьная тревожность вошла в модель с положительным знаком, а общая и личностная тревожности с отрицательным. Чем выше значения первой, тем ниже значения вторых.
Итак, результаты пилотажного исследования, проведенного на группе подростков разного возраста (194 чел.), показали существование взаимосвязи между состоянием тревожности и выраженностью депрессивности. Дальнейшее исследование позволит более широко осветить характер исследуемых отношений и сделать вывод о предикативной функции тревожности, осуществляемой по отношению к депрессии.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Визначення життєвого циклу проекту
Модель оцінки дохідності капітальних активів (САРМ)
Повседневный опыт и научное знание
Аудит резервного капіталу
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1315 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП