Актуальное состояние обыденной психогигиены характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества и общественного сознания. Важно учесть приверженность сознания к различным мифам — мифологизацию сознания, которой способствуют увлечения различного рода верованиями, оккультными науками, астрологией, аномальными явлениями (Зобов, Келасьев, 1994). Обыденную психогигиену в современной России характеризует распространившееся «эстрадное целительство». Имеются в виду теле- и радиосеансы психотерапии (в середине 90-х гг. XX в. прекращенные в связи с запретом со стороны министерства здравоохранения), огромное количество встреч массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности. Наблюдаемое в наши дни в России широкое распространение различных магических действий и манипуляций, «экзотических» воздействий и процедур вызвано не только еще сохраняющейся социально-политической напряженностью в обществе, что, без сомнения, усиливает стрессовые изменения психики у многих людей, но и отсутствием традиции обращения к услугам квалифицированных специалистов. В известной мере спрос на такого рода услуги ограничивается и не слишком цивилизованным их предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в нашей стране остается невысоким в сравнении с высокоразвитыми странами. Кроме того, профессиональные сообщества недостаточно организованы и сплочены, не имеют необходимого взаимодействия с властями. Все это приводит к тому, что «поле психогигиенической и психотерапевтической практики» отдано шарлатанам. Развитую систему взглядов на сохранение здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все доказано достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но тем не менее среди прочих направлений обыденной психологии и психогигиены данное выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов. Это неудивительно, если учесть возраст этих учений. Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен благодаря комплексному подходу. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и распространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев населения. К активным формам повышения психологической компетентности надо отнести также и многие виды занятий в различных группах изучения йоги, овладения «психоэнергетикой», восточных единоборств, школах общения, клубах психологической культуры, душевного здоровья, духовной практики и т. д. и т. п. Групп этой направленности, весьма различающихся между собой по количеству участников, по психологической атмосфере внутри и, главное, по подходу и идеологии, сейчас в России огромное множество. (К большому сожалению, важная составляющая формирующегося сейчас менталитета существенной части населения, ее душевного и телесного здоровья остается неизученной и неизучаемой.) Названия таких групп, формы их организации различны. Большинство тяготеет к известным направлениям восточной философии и психологической культуры. К сожалению, лидеры этих групп очень часто спекулируют на стремлении людей укрепить свое душевное и телесное здоровье. Большинством групп руководят люди, далекие от современной педагогики, психологии, психотерапии, незнакомые с их достижениями, да и не желающие осваивать методы, которые имеют научное обоснование, корректно апробированы. Неприятие научно обоснованных подходов среди них нередко возводится в принцип. В лучшем случае они осваивают ментальную гигиену (гигиену души, ума) сомнительной полезности. Многие из этих групп имеют черты сектантской организации или тенденцию к перерастанию в таковую. Стоит ли говорить о том, что невнимание к этим процессам дорого обходится и еще дороже обойдется государству и обществу. Руководители и участники таких групп с гордостью утверждают, что они занимаются «духовной практикой». Духовность при этом трактуется весьма своеобразно. В действительности занятия во многих группах такого рода к духовности имеют лишь косвенное отношение. Бесконечное совершенствование себя становится ценным само по себе (самосовершенствование для самосовершенствования) и заводит в тупик духовное развитие участников групп. Важнейшим аспектом этой проблемы является выяснение мотивов к занятиям в подобных группах. Научные исследования в этом направлении остаются делом будущего. По некоторым нашим наблюдениям, значимым здесь является стремление преодолеть душевный дискомфорт и внутреннюю пустоту, которые вызваны осознанной или неосознанной неудовлетворенностью самореализацией. Присущая человеку активность может быть разделена на два потока — экстраактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встречает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрицательных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Происходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение. В этой сфере личность более автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности. Эволюция обыденной психологии в широком временном масштабе у многих социумов и этносов характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, реализуемых индивидуально, отходом от коллективных технологий (форм) вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и другие состояния, могущие способствовать оздоровлению психики. В большей степени это присуще современным обществам, чем традиционным. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных норм, характерных для данного этноса. Изучение обыденной психологии и психогигиены в настоящее время находится в начальном периоде своего развития. Для исследования в области обыденной психологии и психогигиены особенно важны материалы наблюдений, данные экспериментально-психологических исследований, результаты социологических опросов. Разрабатывая процедуру интервьюирования, важно учесть, что выбор психического явления, которое будет предметом обсуждения с респондентом, должен отвечать некоторым требованиям. Изучаемое психическое явление должно быть значимым для большинства людей, не только для представителей одного какого-либо этноса или социального слоя, если в дальнейшем предполагаются кросс-культурные исследования. Это могут быть явления, связанные с такими событиями, которые бывают в жизни каждого человека. Например, переживания горя, разочарования, фрустрации или переживания, возникшие вследствие психотравм. Желательно, чтобы они были значимы для обоих полов, разных возрастных групп, профессиональных и социальных групп и т. д. Особенно перспективны для изучения такие феномены, которые более инвариантны к историческому времени и географическому пространству.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Черты обыденной психогигиены в современной России» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»