Основными составляющими обыденной психологии, ее компонентами являются: 1. Картина психики (презентативный компонент). Ее образуют комплекс представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования, стереотипы восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, индивидуальных особенностях психики. Она включает в себя представления о влиянии на личность социума и его культуры, влиянии близкого окружения, группы, семьи, а также представления о психическом здоровье и психических расстройствах, заболеваниях. Картина психики является одной из важнейших составляющих этнической картины мира — целостного представления, существующего в данной этнической общности, включающего понимание мира и способов поведения, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные). Регулятивный компонент включает способы контроля и управления психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья. Формирующий компонент образуют: цели, принципы и методы развития психики, традиции развития и совершенствования психики, формирования психологической устойчивости. В картине психики составными частями являются следующие: 1) представления о психике вообще, об универсалиях психики, о природе психики, о -половых и возрастных различиях психики; 2) представления о групповых особенностях психики, этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т. д.; 3) представления о собственной личности и индивидуальности. Источниками наполнения картины психики являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят мифологические (иллюзорные) представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, предрассудки. Регулятивный компонент этнической картины психики включает эталоны и нормы, которым придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жесткости, с разным уровнем требовательности. Это в первую очередь относится к эталонам психической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего определенному этносу, складываются собственные эталоны обыденной психологии, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование личности, развитие способностей, формирование тех или иных умений, на выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики, сохранения психического здоровья. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны. Они имеют историческую и этническую обусловленность. Каждый исторический период и этнос имели свои доминанты в этом компоненте обыденной психологии: европейские этносы — интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япония — совершенство психической саморегуляции, внимание к здоровью, арабский Восток — коммуникативную компетентность, искусство общения, Древняя Греция — всестороннее, гармоничное развитие — личностное и телесное. Факторами, обусловливающими специфику обыденной психологии этноса, являются этнические особенности психики, культурно-исторические традиции, экономический уклад и экономическое состояние (статус), географические, экологические факторы. На обыденную психологию личности влияют кроме этих факторов также уровень общей культуры, знания о психике, образ жизни, характер трудовой деятельности, черты микросоциума, к которому принадлежит человек.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Составляющие обыденной психологии» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»