МЕТОДИКИ ПСИХОТЕРАПИИ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ
Измененные состояния сознания (ИСС) - (с англ. altered - изме- ненные, states - состояния, consciousness - сознание).
Теоретические и экспериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленных обобщающих монографиях и в научных статьях, печатающихся в психологических журналах.
Воздействие различных эндо- и экзогенных факторов (например, прием психоделических препаратов, различные стрессовые ситуа- ции, гипервентилляция, длительная задержка дыхания, гипноз, ме- дитация, психические заболевания и т.п.) на личность в обычном состоянии сознания (ОСС) приводит к возникновению измененного состояния сознания (ИСС). ИСС определяется как психическое со- стояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологичес-
* Глава написана кандидатом психологических наук А.В.Россохиным по материалам кандидатской диссертации, выполненной под руководством автора,
ким ми фармакологическим агентом, субъективно описываемое ин- дивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюде- нии за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики (Ф.Гуфман, 1983 г.). Похожее определе- ние дает и Ч.Тарт: ИСС - это качественная перестройка в индивиду- альном паттерне психического функционирования (Ч.Тарт, 1972 г.). В современной психологии разрабатываются различные подходы к исследованию ИСС. Ч.Тарт, основываясь на представлении об ОСС как о сложно организованной, системой конституции, развивает кон- цепцию прерывных или дискретных состояний сознания. Терминами "состояния сознания" и "измененные состояния сознания" Ч.Тарт обозначает все то, что составляет содержание психики в определен- ный промежуток времени. Каждое из дискретных состояний созна- ния (ДСС) описывается им как уникальная динамическая структура, как совокупность психических подсистем, устойчивая взаимосвязь физиологических и психических процессов. Несмотря на возможные значительные изменения отдельных подсистем или определенной перемены внешних условий, ДСС остается стабильным благодаря процессам, поддерживающим его самодентичность и функциониро- вание. Приемами ДСС является обычное бодрствование, психопато- логические состояния, токсикогенный психоз, медитативное состоя- ние, гипнотическое состояние и т.п. Под дискретным измененным состоянием сознания (ДИСС) поднимается новая по отношению к базисному, обычному ДСС система, обладающая присущим только ей характеристикам, своей хорошо упорядоченной, целостной сово- купностью психологических функций, которые обеспечивают стабиль- ность и устойчивость ДИСС. Переход от ДСС к ДИСС, называемый Ч.Тартом процессом наведения ДИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подси- стем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. К созданию теории ДСС Ч.Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипноти- ческий сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу "кван- тового скачка" и основные подсистемы ДСС резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, хара- ктеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов. Противоположной Ч.Тарту точки зрения придерживается К.Мартиндейл. В своей теории непрерыв- ных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной диссолюции сознания, происходящей при воздействии совершено различных факторов, все основные психоло- гические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерыв- но переходят одно в другое (C.Martindale, 1981). Так, например, при приеме психоделических препаратов, при гипностическом или меди- тативном воздействии, при сенсорной депривации или постепенном
засыпании индивид, погружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом инду- цированние ИСС при действии таких различных процессов происхо- дит практически по одному и тому же механизму - постепенной рег- рессии от обычного, базового состояния сознания к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, нео- пределенных структур сознания. В подтверждение своего подхода К.Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психологического заболевания про- исходит регрессия от обычного, "вторичного" способа мышления к педагогическому, "первичному". К.Мартиндейл предлагает одномер- ную ось: вторичный процесс - первичный процесс, которая является основным измерением вдоль которого изменяется не только мышле- ние, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром - положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одной и той же диссолюции сознания, приравнивают- ся друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соот- ветствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой - всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются со- стояния, возникаемые при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже - уровень достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психоделиков, ниже - ИСС, индуцированные применением различных техник транс- персональной психологии, еще ниже - сны, за ними глубокие гипно- тические состояния, дальше психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психоделических препаратов, типа ЛСД. Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемые тем или иным спо- собом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС. Так, например, с помощью медатив- ной практики, во всяком случае теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К.Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающее- ся направление в психофизиологии, в рамках которого для объясне- ния ИСС привлекается асимметрия и появляются работы, описыва- ющие изменение состояния как следствие изменения степени асим- метрии мозга, и показывающие, что любое отклонение ассиметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам. В своей теории смежных состояний сознания А.Дитрих опирается на работы В.Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружно- сти - бессознательое, а внутри круга - переходные структуры созна- ния, качественно различающиеся (равные радиусы), но сравнивае- мые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому коль- цу, т.е. равноудаленные от цента). Сточки зрения В.Вундта, по мере
удаления от центра к периферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойства сознательности. А.Дитрих описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы и состояние пато- логии). В свою очередь, каждое из различных ОСС является центром своего собственного круга (модель В.Вундта), внутри которого рас- полагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженнос- ти исходного базового состояния. А.Дитрих показывает, что несмот- ря на то, что ОСС разные, наборы переменных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируют друг с другом, и следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызывания, принадлежности к тому или иному начальному ОСС, имеют большую степень смежности друг с другом. Таким об- разом, в соответствии с моделью А.Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют разные закономерности, но и од- новременно в большей степени смежны, что устанавливается их кор- реляцией между собой. В связи с этим А.Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влия- ния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значитель- ную смежность с измененным состоянием нормы. Метафорически это можно представить следующим образом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия соприкасается. Подобный подход развивался еще в психиатрических исследованиях в 60-е годы, когда считалось, что существует сильная корреляция между пережи- ваниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория "смоделированного пси- хоза"). Исследования ИСС ведутся' не только с теоретических или лабораторно-экспериментальных позиций, но и в рамках психотера- певтического использования широкого спектра методик, индуцирую- щих ИСС, гуманистического и трансперсонального направлений (на- пример, ребефинг, холотропическая терапия, интерактивная психо- терапия, нейро-лингвистическое программирование, недирективный гипноз М.Эриксона и др.). Изучение феноменологии ИСС, получае- мой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему созна- ния, безграничных резервов психики, истинной сущности человека. Трансперсональными психологами предложен рад классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания лично- сти в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые изве- стные из них: спектр сознания К.Уилбера (Wither, 1977); картография внутренних пространств С.Грофа (Grof, 1976), модель Holomovement (от греч. holos - цельный, movement - движение) Д.Бома (Bohm, 1980); модель личности, основанная по философии буддизма, Р.Уолша и Ф.Воган (Walsh, Vaughan, 1980). В отечественной психологии В.В.На- лимовым разработана вероятностно ориентированная личностная модель сознания (В.В.Налимов, 1989) и совместно с Ж.А.Дрогалиной
проводятся исследования ИСС, вызываемых с помощью направлен- ной медитации (Nalirnov, 1982). В последнее время высокую эврис- тичность приобретает изучение деятельности различных психических процессов, значительно изменяющихся по мере углубления ИСС. Изменения в работе языковых систем и речеобразующих механиз- мов при ИСС изучаются ДЛ.Спиваком (1986, 1989). Динамика реф- лексивной активности сознания в ИСС исследуется в интерактивной психотерапии (А.В.РОССОХИН, 1993). Способность к рефлексии, при- сутствующая в каком-либо ИСС, не дает никаких гарантий существо- вания рефлексии при переходе к другому состоянию. Однако до тех пор, пока субъект находится в рамках данного состояния, рефлексия будет возможной. Поскольку рефлексивная способность является одним из аспектов сознания, то согласно представлениям К.Мартин- дейла, она непрерывно изменяется, регрессирует по мере диссолю- ции сознания и, начиная с определенной точки оси регрессии, ис- чезает. Согласно А.Дитриху, рефлексия тоже постепенно регрессиру- ет при углублении ИСС, однако может оставаться на одном уровне для смежных состояний сознания. В целом, в отношении проблемы рефлексии в ИСС, можно сделать вывод в том, что по мере углубле- ния ИСС способность к рефлексии начинает постепенно регрессиро- вать или скачкообразно исчезает. Этот вывод подтверждается ана- лизом феноменологии при ИСС. Практически все психотерапевти- ческие методы (кроме различных форм гипнотического воздействия), применяющие погружение человека в ИСС, в той или иной мере, требуют наличия рефлексивной активности сознания в ИСС. Так, например, в холотропической терапии необходима интроспективная направленность сознания; в ребефинге - детальное осознание воз- никающих образов и переживаний: в интерактивной психотерапии - активная рефлексивная работа над самими формами рефлексии и формирование оптимальных рефлексивных стратегий. Следователь- но, если при применении методик погружений в ИСС ставится зада- ча активной рефлексии внутренних процессов, то необходимо, ис- пользуя различные технические приемы при Погружении, вызвать ИСС о необходимым уровнем рефлексии.
Изучение феноменов ИСС осуществляется сегодня в зарубежной психологии в рамках гуманистического и трансперсонального направ- лений, переосмысливающих проблему сознания, безграничных ре- зервов психики, истинной сущности человека. Трансперсональная психология считает, что для своего творческого становления субъект должен интегрировать не только весь свой индивидуальный опыт, но и более глубокие информационные слои психики - перинатальное и трансперсональное бессознательное. Постижение целостности созна- ния возможно через интеграцию всех его проявлений.
Уилбер, опираясь на фундаментальное описание реальности, ле- жащее в основе большинства метафизических традиций мира, раз- рабатывает модель личности - "спектр сознания" и систематизирует в соответствии с ним необычные переживания человека. "Спектр
сознания" Уилбера включает, в частности, такие уровни сознания как:
1. Уровень Всемирного Ума. Это "сокровенное" сознание человека, характеризующееся идентификацией с универсумом, со всем суще- ствующим.
2. Трансперсональные полосы. Область проявления архетипичес- ких, сверхиндивидуальных переживаний.
3. Экзистенциальный уровень Здесь субъект идентифицируется со своей душой.
4. Уровень Эго. Этот уровень характеризуется идентификацией о ментальным образом "Я".
5. Уровень тени. На этом уровне субъект идентифицируется с обедненным образом "Я" - с частью Эго.
Для каждого уровня сознания характерны свои специфические символические презентации.
Наиболее детальное и систематизированное описание феномено- логии ИСС предложено С.Грофом. Картография бессознательного С.Грофа включает четыре различных уровня человеческой психики и соответствующего им опыта:
1. Сенсорный барьер. Сильные переживания, происходящие в любой сенсорной зоне, но лишенные какого-либо персонального символического смысла. Актуализирующиеся образы могут быть приятными о эстетической точки зрения, но не вскрывать бессозна- тельного и не иметь никакого психотерапевтического значения.
2. Психодинамический опыт. Опыт, относящийся к этому уровню, связан с важными негативными или позитивными событиями раз- личных периодов жизни человека, несущими сильный эмоциональ- ный заряд. На этом уровне при погружениях в ИСС в сознании может появиться неразрешенный ранее конфликт, значимое приятное вос- поминание, вытесненное из сознания и не интегрированное с ним, травмирующее переживание и т.п. Для объяснения феноменологии, наблюдаемой на психодинамическом уровне, Гроф предлагает прин- цип, который называет системой конденсированного опыта (СКО). СКО - это специфическое сгущение воспоминаний (с сопутствующи- ми имфантазиями) из разных периодов жизни личности, объединен- ных наличием сильного эмоционального заряда одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа и т.п. Травмирующие события фиксируются в памяти, связываясь с исходным переживанием этой серии - первичной травмой, которая и составляет исходное ядро СКО. Эмоциональные заряды различных слоев СКО, суммируются. Гроф сначала предложил СКО как прин- цип, управляющий психодинамикой субъекта, но позже распростра- нил его действие на остальные уровни психики.
3. Перинатальный опыт. Управление процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, осуществляется базовы- ми перинатальными матрицами (БМП). Переживания этого уровня соответствуют четырем БМП, связанным со стадиями эмбрионально- го развития человека.
БМП-1 (симбиотическое единство плода с материнским организ- мом во время внугриматочного существования). Основные пережива- ния ощущение космического единства, блаженство от слияния с природой, видения различных аспектов Рая и Небес. При нарушени- ях внутриутробной жизни могут проявляться различные телесные зрительные, вкусовые и т.п. негативные переживания.
БМП-2 (родовые схватки при закрытой шейке матки). Субъект испытывает безмерные телесные и душевные муки, безысходность, удушье: он видит различные образы "ада", переживает мучительное чувство вины (греховности), ощущает поглощение гигантскими водо- воротами, вихрями, тоннелями, пожирается различными чудовища- ми.
БМП-З (продвижение по родовому каналу) характеризуется усиле- нием страданий до космических размеров, гранью между болью и удовольствием. Субъект может ощущать участие в опыте смерти и возрождении, в садомазохистских оргиях, сражениях, опасных путе- шествиях.
БМП-4 (биологическое рождение). Субъект испытывает сильное переживание смерти - возрождения; внутреннее пространство рас- ширяется, снимается огромное давление, что воспринимается им как освобождение. У субъекта возникает чувство повторного рожде- ния и спасения, он переживает видения белого, золотистого, радуж- ного света, испытывает неизъяснимое блаженство.
4. Трансперсональный опыт. Трансперсональные переживания возникают после проработки и ингеграции материала психодинами- ческого и перинатального уровней. Они включают временное расши- рение сознания (переживания предков, постинкарнаи.ионный опыт и т.д.); пространственное расширение сознания (идентификация о другими личностями, с животными, растениями, планетарное созна- ние и т.д.); пространственное сужение сознания - до уровня отдель- ного органа; ощущения иной реальности - архетипические пережи- вания, восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание сакральных символов и т.п.
Описанная картография бессознательного используется Грофом в разработанной им холотропической терапии, включающей кроме карты сознания глубокое дыхание (гипервентиляцию), пробуждаю- щую музыку и фокусированную работу о телом.
Рекомендуемый Грофом подход отличается четким упором на опыт, на эмпирию; разговор используется в основном для подготовки па- циентов к погружениям, для ретроспективного обсуждения И интег- рации переживаний. Терапия заключается в использовании техники, способной активизировать бессознательный материал и дать воз- можность испытателю пережить возникающие образы из картогра- фии бессознательного. Непосредственное отреагирование является главным терапевтическим фактором. В этих "очищающих пережива- ниях" и происходит интеграция проявившегося материала с созна-
нием. Глубокая трансформация личности спонтанно происходит за короткий срок.
Базисная рекомендация, ведущая к психокоррекции, состоит в отказе от программирования переживаний и любых ожиданий и представлений о том, как пойдет процесс погружения в ИСС. Испы- туемым предлагается проследовать за потоком энергии и опыта, куда бы он ни вел, глубоко веря, что процесс сам найдет свой путь на благо пациента. Во время гипервентиляции, по мере нарастания напряжений и их постепенного исчезновения, согласно Грофу, полез- но представлять усиление давления при каждом вдохе и освобожде- ние при выдохе. В идеале не надо делать ничего, кроме такого дыхания и полного раскрытия всему, чтобы ни происходило. При таком подходе многие, как считает Гроф, заканчивают процесс в полностью разрешившемся, релаксированном состоянии глубокого духовного характера.
С точки зрения А.Гостева, погружения в ИСС являются мощным терапевтическим фактором, самопроизвольно и спонтанно уничтожа- ющим невротический радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром, происходящих благодаря непроизволь- ным механизмам порождения и взаимодействия соответствующих образов.
Лучшей стратегией для переживания в ИСС является прекраще- ние рефлексии и полное доверие глубинной логике неосознаваемо- го.
В отличие от Л.Гостева, В.Козлов считает, что механизмом, при- водящим к интеграции, является механизм связанного дыхания. "Когда мы поддерживаем связное дыхание... мы попадаем в состо- яние расширенного сознания, тем самым получая доступ к матери- алу, вытесненному в подсознание. Продолжая связное дыхание, мож- но достичь состояния, в котором подавление снимается и зги обра- зы перестают нести негативный заряд. Можно предположить, что этот лечебный механизм является эффективным в той степени, в которой используется".
Подход к интеграции сознания через технику интенсивного дыха- ния был открыт Л.Орром и С.Рей. В рамках этого подхода в насто- ящее время существует несколько его разновидностей (ребефинг, вайвейшн и др.). Основные правила рефлексивной работы в ИСС в этих методиках заключаются в рекомендациях: "позволить всему случиться", "ничему не сопротивляться", "сосредоточиться на нега- тивных ощущениях и расслабиться", "безусловно принимать любые ощущения, не анализируя и не оценивая их".
Глубокое дыхание используется также для погружения в ИСС в некоторых техниках телесной терапии. Один из ключевых моментов райхианской терапии заключается в прямом воздействии на мышеч- ный защитный панцирь и эмоциональном освобождении посредством работы с телом и глубокого дыхания. Пациенты при этом поощряют- . ся в выражении подавляемых эмоций, таких как гнев, страх, агрес-
сия и т.п.
Наиболее известный неорайхианский подход - биоэнергетика, разработанный А.Лоуэном и Дж.Пьерракосом, сочетает в себепсихо- терапию и большое количество упражнений, включая глубокое дыха- ние, позы, движения и прямое мануальное вмешательство. Биоэнер- гетика является сильным методом эмоционального высвобождения и, соответственно, пациентам рекомендуется разрешить себе испы- тывать любые ощущения и эмоции, разрешить своему телу выпол- нять те действия, которые ему необходимы в данный момент. Им советуют кричать, плакать, ругаться, смеяться, если тело этого тре- бует и полностью принимать все проявления негативных чувств спо- койно и безоценочно. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, по Лоуэну, почти неизбежно предшествует выражению положительных эмоций. Негативные чувства, скрывают глубокие по- требности в положительном контакте и успокоении. После выражения подавленных негативных чувств, Пьерракос использует специальные упражнения для наполнения положительной энергией тех частей со- знания, которые "обнажились" в результате эмоциональной разряд- ки.
Похожие рекомендации в отношении рефлексивной работы со- держатся и в системе чувственного сознания Ш.Селвер и Ч.Брукса, имеющей внутреннюю медитативную ориентацию. Пациентам пред- лагается получать и принимать все приходящее изнутри и извне без оценок и без анализа. Брукс отмечает, что по мере постепенного развития внутреннего покоя пациенты все больше могут позволить переживаемому материалу быть полнее воспринятым в сознании и теле.
Анализируя, в целом, описанные выше подходы к психокоррекции в ИСС, следует отметить высокий уровень разработанности и обо- снованности различных технических приемов для погружения в ИСС и методов работы с испытуемыми, на фоне практически полного отсутствия анализа роли личностной рефлексии в ИСС и слабой разработки детального рефлексивного процесса, приводящего к успешной психокоррекции в ИСС. В связи с этим, касаясь утверж- дения о самопроизвольном действии погружений в ИСС, приводя- щем к уничтожению невротического радикала в процессе самоинтег- рации субъекта мы можем поставить вопрос о том, какой из двух процессов (рефлексия как переосмысление содержаний сознания или самопроизвольная интеграция сознания в более целостное "я°) явля- ется причиной, а какой следствием. Переосмысление вызывает ин- теграцию или произошедшая интеграция приводит к переосмысле- нию себя и своих отношений с внутренним и внешним миром?
Мы в нашей работе исследуем личностную рефлексию как про- цесс переосмысления субъектом содержаний своего сознания в ИСС, являющийся механизмом интеграции и порождающий более целос- тный образ Я и новые реорганизованные отношения с субъективной и объективной реальностью, которые сразу же становятся объектом
личностной рефлексии более высокого уровня целостности, которая в свою очередь, является механизмом новой интеграции в еще бо- лее целостное Я и т.д.
Форму переосмысления целостным "я" проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново, будем называть вслед за Степановым С.И., Семеновым И.Н., активной рефлексивной фор- мой или просто рефлексией, в отличие от осмысления, имеющего место в обычных условиях (в виде их простого осознания). Рефлек- сия или переосмысление человекам в ходе погружений в ИСС про- являющейся символической презентации и личностных содержании (т.е. образов личности, с которыми отождествляет себя "Я" во время переживания конфликта и частей личности, ранее неосознававших- ся) является механизмом их изменения (интеграции) и, следова- тельно, порождением психических новообразований, выступающих в виде более целостного образа "Я" и новых, реорганизованных спо- собов и форм мышления, восприятия и взаимодействия как с пси- хической, так и с внешней реальностью. Таким образом, рефлексия приводит не только к дифференциации в любом развитом и уни- кальном человеческом "Я" его различных подструктур (типа: "Я" - физическое тело", "Я" - душа", "Я" - личность", "Я" - духовная сущ- ность" и др.), но и к интеграции "Я" в неповторимую целостность, несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме. В аналитической психологии К.Юнга подобный процесс интеграции обозначается термином индивидуация.
При погружениях в ИСС патогенный (репродуктивно-регрессив- ный) путь решения заключается в применении испытуемым, имею- щихся в наличии, неадеквятных для уникальной проблемной ситуа- ции стереотипов рефлексии. Такой способ не приводит к успеху и усиливающееся при продолжении погружения в ИСС дисгармонич- ное состояние приводит к личностному пути самореализации в виде избегания конфликта с помощью различных защитных механизмов и соответственно к выходу из ИСС.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКИ ПСИХОТЕРАПИИ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»