Релаксопедией называют теорию и практику решения учебных и воспитательных задач с помощью психической саморегуляции уча- щихся с применением методов самовнушенного мышечного расслаб- ления (релаксация).
По мнению специалиста в этой области профессора И.Е.Шварца основу релаксации составляет особое состояние учащихся, достига- емое внушением и самовнушением, во время которого школьники приобретают часть знаний, требующих усвоения на репродуктивном уровне. Главное звено релаксопедической системы - релаксопеди- ческое занятие, состоящее из двух частей, психорегулирующей тре- нировки (собственно релаксация) и введения учебной информации. Релаксопедия основана на активности самого ученика, обеспечи-
вает психогигиенически оздоровительный эффект, решает учебно- дидактические задачи, способствует интенсификации обучения, в то же время наличие бодрого статуса мозга, предполагающего актив- ную переработку действительности с сохранением элементов крити- ки, выгодно отличает релаксацию, как впрочем и вое другие методы осознанного самовоздействия от гипнотического внушения. Весь сеанс занимает не более получаса. В него входят шесть позиций:
2 - ввод в состояние физического покоя - 5-6 минут
3 - ввод в состояние психического покоя - 7-8 минут
4 - выработка ощущения тяжести правой руки - 7-8 минут
5 - выработка ощущения тепла в правой руке - 7-8 минут
6 - вывод из состояния релаксации - 2-3 минуты
Последующие сеансы в силу выработки условного рефлекса на голос педагога и в связи с овладением элементами релаксации, удалось все меньше тратить времеми на психорегулирующую трени- ровку и больше времени отводить на ввод учебной информации.
Последовательность элементов психорегуляции надо соблюдать обязательно для достижения педагогом, проводящим репаксопеди- ческое занятие нужного эффекта, фразы могут варьироваться.
По данным И.Е.Шварца и А.С.Новоселовой, хороший результат у учащихся был получен при использовании варианта формул психоре- гуляции, создающих основу для ярких образных представлений. Некоторые из этих формул, хотя и выглядят наивно, но они оказали существенный психорегулирующий эффект, так как наиболее при- ближены к мышлению учащегося юноши. я лежу на берегу реки в лесу журчит вода, поют птицы шумит листва деревьев. я спокоен
я лежу на спине, смотрю в голубое небо. там плывут облака.
надо мной качаются верхушки деревьев. я слушаю успокаивающий шум леса, я как будто повис в воздухе. будто нахожусь в состоянии невесомости. ...у меня такое ощущение, будто я растаял. моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. песок нагревает правую руку.
После такой релаксации педагог может ввести нужную учебную информацию.
При чтении соответствующей литературы и при накоплении опыта практически каждый педагог может научиться проводить релаксопе- дическое обучение. Осложнений не бывает. Иногда учащиеся несерь- езно или рассеянно относятся к занятию, но и это поправимо. Тогда
надо императивным внушением счять неуместную улыбку и стимули- ровать сосредоточенность у школьников формулами: "Никакой кри- тики. Внимание. Спокойствие*. Для лучшей сосредоточенности пред- ставьте сейчас прохладу во лбу. Словно свежий ветерок овевает кожу лба. Лоб приятно прохладен. Внимание!" Кроме вызывания ощуще- ния прохлады во лбу, иногда повторение формул способствует улуч- шению сосредоточенности учащихся. Поощрение также оказывается положительным стимулом овладения аутотренингом, релаксацией "работается правильно, так же и продолжайте! сейчас вы достигли нужного состояния, физического и психического покоя, нервная си- стема хорошо подготовлена для восприятия учебной программы..."
Оптимизация интереса к обучению может происходить при вводе следующих формул самовнушения (аутосуггестии): "Я уверен в себе", "Я хорошо усвоил и помню учебную программу", "Я люблю занимать- ся этим предметом", "Я охотно сажусь за выполнение домашних заданий". Вое это способствует активизации умственной деятельно- сти учащихся, ускоренному усвоению больших объемов информации, проходящей на фоне улучшения функционального состояния нервной системы вследствие релаксации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕЛАКСОПЕДИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»