Основоположником этого направления в психологии и педагогике является болгарский психогигиенист ГЛозанов.
В переводе на русский язык суггестия означает внушение. Под внушением следует понимать не обыденный синоним с приказанием угрозы и строгого взыскания в случае невыполнения.
51
Психологическая наука определяет внушение как форму межлич- ностного общения, при которой суггеренд пассивно и непроизволь- но, без обдумывания, усваивает идеи, высказанные суггестором, и выполняет без борьбы мотивов его задания. Суггестором называет- ся личность, осуществляющая внушение, суггерендом же личность, являющаяся объектом суггестии. В случае выше разбиравшейся методики аутогенной тренировки, как и при всех вариантах и при- емах практического самовнушения, суггеренд и суггестор объедине- ны в одном лице. Широко известен врачебный вид суггестии, назы- ваемый гипнозом (в переводе с греческого "гипноз" означает "сон").
Гипноз редко применяется для психорегуляции творческой дея- тельности, ибо творящий в этом случае лишен основной цели твор- чества самоактуализации. Но как вспомогательный способ регуляции психического состояния, особенно показан лицам с функциональны- ми расстройствами нервной системы (бессонница, повышенный не- вротизм и т.п.). Гипноз проводится только лицами, имеющими ме- дицинское образование, лучше специалистами: врачами психиатра- ми или психотерапевтами.
В отличие от врачебной суггестии (а), существует и понятие пе- дагогического внушения (б). (См. в этой же главе далее раздел суггестопедия).
а) Гипносуггестия. Цель применения гипноза с помощью внуше- ний в тормозном статусе мозга, в котором снимается критичность психики, достигнуть состояния "особой открытости" и податливости к внушающему действию слова и провести регуляцию психического состояния.
Задача гипносуггестии облегчить внушающее действие слов пси- холога для мобилизации творческого состояния. Методы гипносугге- стпи разнообразны, существует, например, метод воздействия пре- имущественно на зрительный анализатор, но как правило, методы комбинируются, а начинать рекомендуется с воздействия на зри- тельный анализатор, чтобы вызвать блестящими предметами (шари- ком, молоточком) утомление зрительного анализатора и привести к некоему сомнолентному сновидному состоянию, которое затем усили- вается словесными внушениями, адресованными в основном к слухо- вому и кинестетическому аппарату. Важна последовательность вну- шений, адресуемых затем к различным органам и системам. Нару- шение этой последовательности ведет к расстройству психологичес- кого комфорта, обязательного для последующих мотивированных внушений, направленных на содержательную сторону деятельности суггеренда. Кроме того, соблюдение этой последовательности спо- собствует беспрепятственному наступлению гипнотического состоя- ний. Система проведения усыпляющих внушений может быть пред- ставлена следующим образом.*
* После массовых сеансов психотерапии по телевидению (Аи.Кашпировс- кий) вряд ли следует бояться публикации формул гипноза,
1, Установка на принятие позы: "Итак, устроились удобно, легли хорошо и как только вы закрыли глаза, так сразу же приятное чувство расслаб- ленности и дремоты охватило целиком и полностью, оно вызвал) желание заснуть".
2. Отключение от личных переживаний: "в голове появляется туман, мыс- ли приятно спутались в голове, они постепенно исчезают".
3. Отключение от окружающего: "окружающие шумы, звуки и разговоры становятся безразличными для вас, они постепенно перестают доно- ситься до вас, не беспокоят и не интересуют".
4. Адресовка внушений к кинестетическому анализатору: "мышцы тулови- ща, рук и ног расслабляются; в них больше нет ни малейшего напря- жения, веки совсем отяжелели, слиплись".
5. Внушения, адресуемые к дыхательному аппарату: "дыхание стало ров- ным, спокойным, еще болев глубоким..."
6. Адресация внушений к сердечно-сосудистой системе: "сердце работает ровно, спокойно, приятно, теплота разливается по всему телу".
7. Словесные сигналы усыпления: "ничто не мешает наступающей дремо- те, наступающему сну. Сон необходим, это сон лечебный, и все глуб- же, все крепче вы засыпаете",
8. Внушения, адресуемые к общему тонусу: "состояние покоя и отдыха нарастает... приятное чувство истомы, оцепенения и сонливости все усиливается".
9. Внушения, адресуемые непосредственно ко второй сигнальной систе- ме: "мысли приятно спутались в голове... забыты все тревоги, все волнения дня, они улетели прочь... все окружающее безразлично для вас",
10, Формирование зоны рапорта: "слышен только мой голос... каждое мое слово глубоко западает в ваше сознание...".
Для углубления гипнотического состояния можно использовать ритмический счет. С целью большей очерченности и контурирования ритма мы предпочитаем мотивированное опосредование счета сло- весной формулировкой. Например, "раз... дремота и сонливость еще глубже охватывает вас...", два... приятным туманом охвачена голова" (рифмование слов также способствует гипнотизации), все хорошо, приятно спокойно отдыхает внутри, три..." и т.д.
Углублению гипнотического сна способствуют также ритмические паузы длительностью в три, пять, десять минут. Более длительная пауза может способствовать утрате гипнотического рапорта и пере- ходу гипноза в естественный сон. Поэтому после углубления гипно- тического сна перед формулой лечебных внушений, следует мотиви- ровать сохранение рапорта, чтобы не утратить его: "вы хорошо и внимательно воспринимаете мои слова, нервная система подготов- лена для восприятия лечебных внушений..." Для целей активации в формулу педагогических внушений следует вводить элементы моти- вированной суггестии. Это возможно и в коллективе, несмотря на разнообразие стимулирующих мотивов у каждого из участников ле- чебной группы. Технически это осуществляется тактильным установ- лением индивидуального рапорта (прикосновение ко лбу, к руке испытуемого с применением словесного опосредования: "сейчас я
подойду к каждому из вас, положу руку на лоб и проведу индивиду- альное внушение, относящееся к тому, кому я положу руку на лоб". После того, как сформирован рапорт, психолог (врач) шепотом про- водит индивидуальное внушение (или по радионаушникам в полный голос) . Перед окончанием гипносуггестии дается установка на более глубокую стадию сна в последующие сеансы: "с каждым последую- щим сеансом лечебного сна вы будете засыпать все быстрее и глуб- же". Перед пробуждением надо дать обязательную установку на бодрствование, чтобы после сеанса гипноза испытуемые не ощущали сонливости и каких-либо неприятных ощущений. "Теперь сеанс при- ближается к окончанию. Я буду считать от пяти до одного и по счету один легко и просто как бы сами откроются глаза и голова будет ясной, светлой, бодрой и работоспособной, весь организм отдохнул, набрался сил, энергии, здоровья, никаких неприятных ощущений испытывать не будете, настроение будет ровное, спокойное, хорошее самочувствие сохранится надолго... Итак, считаю, пять, туман из головы начинает исчезать... - четыре - веки становятся легкими, три... в руках и ногах появляется сила, упругость в мышцах, напряжение, энергия, два... туман из головы исчез совершенно, веки совсем легкие, один... легко и просто открылись глаза, вы бодры, энергичны, рабо- тоспособны, голова ясная, готовы к действию". б) Педагогическое внушение Оно осуществляется тремя способами. ' 1. Внушение наяву, прямое . .
Цель - мобилизовать психологическую сферу личности человека внушением без применения гипнотических воздействий.
Задача - показать психорегулирующий эффект очно, наяву, не прибегая к косвенным или тормозным методам внушений.
Методика - вначале нужно особыми приемами (как правило мето- дами проверки внушаемости) вызвать состояние сосредоточенного внимания испытуемого и повышения его внушаемости посредством безапелляционного директивного внушения тут же реализуемых воз- действий.
Практика - педагог-психолог ставит испытуемого около стены, пристально смотрит ему в глаза, безапелляционно заявляя, что сей- час же он взглядом заставит его упасть назад, туда, к стенке*. Так как это заявление сделано в авторитетной форме, оно, как правило, туг же реализуется. Это повышает сразу же внушаемость испытуемо- го и авторитет педагога. После чего и может реализовать практичес- ки любую программу психорегуляции в зависимости от предложен- ной педагогом, например, упразднить "лихорадку" перед завтраш- ним экзаменом. 2. Внушение наяву, косвенное Цель - мобилизовать психическое состояние с помощью косвен-
* Иногда педагогами применяются менее рискованные приемы авторитар- ного внушения от 1 лица. Например: "Мои руки расходятся как крылья птицы" или "Раскачиваюсь, ибо я огромный космический маятник".
ных внушений наяву.
Задачи аналогичные предыдущему методу психорегуляции кос- венными приемами внушения. Методика аналогична предыдущей, но внушения отличаются тем, что они не безапелляционны, а основыва- ются на каком-то базисе, например, стоящему у стены по стойке "смирно" учащемуся внушается, кроме прямого убеждения - "Завтра ответишь хорошо!" тут же удается косвенное опосредование этого: "Вы готовились к этой встрече. Вы предельно мобилизованы. Кроме того, Вы очень внушаемы, а это очень хорошо, потому что я могу внушить Вам нужное психологическое состояние. Вы мне доверяете, ибо мои внушения нисколько не противоречат тем, которые Вам нужны и которые предъявляет к Вам". Такие внушения могут проводиться, как прямые, так и косвенные, и самими педагогами.
Л.П.Гримак приводит данные о возможностях моделирования в гипнозе творческих состояний. Так известный американский психо- лог Стенд и Криппнер (1968) справедливо рассматривает гипнотичес- кое состояние как продуктивное, стимулирующее и мобилизующее творческие процессы. По мнению этого автора гипноз способен ин- тенсивно фокусировать сознание, в результате чего начинают само- восприниматься подпороговые стимулы. Другой зарубежный ученый Бауэре (1967) экспериментально на нескольких группах испытуемых достоверно доказал, что гипнотическое состояние способствует по- вышению творческих возможностей человека как за счет снятия штампов мышления, выражающихся в привязанности к общеприня- тым канонам, так и в результате повышения уверенности ("не боги горшки обжигают", "все по плечу").
Гипнолог В-Л.Райков (1969, 1972) показал возможность активиза- ции творческого процесса не только от непосредственной стимуля- ции творчества словесными (вербальными) формулировками, но и от "предлагаемых обстоятельств", и от образа значимой личности, в которую "перевоплощается" испытуемый.
В экспериментах Н.А.Березанской (1975) получено повышение уровня творческой работоспособности у актеров при вживании их в образ "великого человека".
Например, актер К. направлен по совету психолога, обнаруживше- го "зажимы" и снижение работоспособности перед киносъемкой. В детстве отличался впечатлительностью, "примерял" к себе различ- ные людские заботы и печали, иногда "западал" на самовнушенных болезненных проявлениях и ощущал их со стороны различных внут- ренних органов. Начал "прислушиваться" к себе, несколько раз ис- пытывал "почти реальный до ужаса и до появления мурашек страх умереть".
Цикличность самочувствия с годами определялась все четче, что стало нарушать трудоспособность. Обратился за психотерапевтичес- кой помощью.
По данным психологических исследований обладает высокой са- мооценкой, спонтанностью, творческой активностью, но не всегда
воспринимает себя благоприятно. Цикличен, эмоционально лабилен, сентиментален, иногда может растрогаться до слез. Наряду с демон- стративностью и оптимизмом может давать преходящие депрессив- ные реакции и полиморфные фобии (например, страх заболеть ра- ком и т.п.). Тонкость восприятия сочетается с мягкостью, мечтатель- ностью, конформностью. Адаптация к людям, которые раздражают, дается ценой значительного нервно-психического напряжения. Обла- дает повышенной впечатлительностью, внушаемостью, тревожностью, ранимостью, выраженной интуицией. Все неудачи переживает весь- ма болезненно. После спектакля долго пребывает в образе, не может уснуть. Пришел за психологической консультацией в период после спада настроения в связи с напряженной работой в кино. Учитывая повышенную внушаемость артиста, "гуттаперчивость" и "мимозность" его психики, было решено сразу же начать психогигиеническую ра- боту по оптимизации его работоспособности с гипносуггестии. С первого же сеанса, минуя сомноленцию, погрузился во вторую ката- лептическую стадию гипнотического сна. И в последующем засыпал в любом положении в стадии с выраженной восковидной ригиднос- тью мышц, переходящий в сомнамбулическую фазу. Делались обще- укрепляющие внушения, направленные на снятие страхов, на повы- шение работоспособности, на оптимальную мобилизованность и эмоциональную активность в период съемок. Отметив высокую эф- фективность гипнотических воздействий на творческую работоспо- собность, неоднократно на протяжении мескопьких лет по мере на- добности прибегает к этим средствам.
Проявляет, однако, нежелание переходить на путь собственной психической саморегуляции, не воспринимает других методов пси- хогигиены (аутогенной тренировки, психофизической гимнастики), несколько пассивен в выборе путей самореализации. Сейчас в хоро- шей форме, активно работает в театре w кино.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУГГЕСТОЛОГИЯ И СУГГЕСТОПЕДИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»