ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

СУГГЕСТОЛОГИЯ И СУГГЕСТОПЕДИЯ
Основоположником этого направления в психологии и педагогике
является болгарский психогигиенист ГЛозанов.

В переводе на русский язык суггестия означает внушение. Под
внушением следует понимать не обыденный синоним с приказанием
угрозы и строгого взыскания в случае невыполнения.

51

Психологическая наука определяет внушение как форму межлич-
ностного общения, при которой суггеренд пассивно и непроизволь-
но, без обдумывания, усваивает идеи, высказанные суггестором, и
выполняет без борьбы мотивов его задания. Суггестором называет-
ся личность, осуществляющая внушение, суггерендом же личность,
являющаяся объектом суггестии. В случае выше разбиравшейся
методики аутогенной тренировки, как и при всех вариантах и при-
емах практического самовнушения, суггеренд и суггестор объедине-
ны в одном лице. Широко известен врачебный вид суггестии, назы-
ваемый гипнозом (в переводе с греческого "гипноз" означает "сон").

Гипноз редко применяется для психорегуляции творческой дея-
тельности, ибо творящий в этом случае лишен основной цели твор-
чества самоактуализации. Но как вспомогательный способ регуляции
психического состояния, особенно показан лицам с функциональны-
ми расстройствами нервной системы (бессонница, повышенный не-
вротизм и т.п.). Гипноз проводится только лицами, имеющими ме-
дицинское образование, лучше специалистами: врачами психиатра-
ми или психотерапевтами.

В отличие от врачебной суггестии (а), существует и понятие пе-
дагогического внушения (б). (См. в этой же главе далее раздел
суггестопедия).

а) Гипносуггестия. Цель применения гипноза с помощью внуше-
ний в тормозном статусе мозга, в котором снимается критичность
психики, достигнуть состояния "особой открытости" и податливости
к внушающему действию слова и провести регуляцию психического
состояния.

Задача гипносуггестии облегчить внушающее действие слов пси-
холога для мобилизации творческого состояния. Методы гипносугге-
стпи разнообразны, существует, например, метод воздействия пре-
имущественно на зрительный анализатор, но как правило, методы
комбинируются, а начинать рекомендуется с воздействия на зри-
тельный анализатор, чтобы вызвать блестящими предметами (шари-
ком, молоточком) утомление зрительного анализатора и привести к
некоему сомнолентному сновидному состоянию, которое затем усили-
вается словесными внушениями, адресованными в основном к слухо-
вому и кинестетическому аппарату. Важна последовательность вну-
шений, адресуемых затем к различным органам и системам. Нару-
шение этой последовательности ведет к расстройству психологичес-
кого комфорта, обязательного для последующих мотивированных
внушений, направленных на содержательную сторону деятельности
суггеренда. Кроме того, соблюдение этой последовательности спо-
собствует беспрепятственному наступлению гипнотического состоя-
ний. Система проведения усыпляющих внушений может быть пред-
ставлена следующим образом.*

* После массовых сеансов психотерапии по телевидению (Аи.Кашпировс-
кий) вряд ли следует бояться публикации формул гипноза,

1, Установка на принятие позы: "Итак, устроились удобно, легли хорошо
и как только вы закрыли глаза, так сразу же приятное чувство расслаб-
ленности и дремоты охватило целиком и полностью, оно вызвал)
желание заснуть".

2. Отключение от личных переживаний: "в голове появляется туман, мыс-
ли приятно спутались в голове, они постепенно исчезают".

3. Отключение от окружающего: "окружающие шумы, звуки и разговоры
становятся безразличными для вас, они постепенно перестают доно-
ситься до вас, не беспокоят и не интересуют".

4. Адресовка внушений к кинестетическому анализатору: "мышцы тулови-
ща, рук и ног расслабляются; в них больше нет ни малейшего напря-
жения, веки совсем отяжелели, слиплись".

5. Внушения, адресуемые к дыхательному аппарату: "дыхание стало ров-
ным, спокойным, еще болев глубоким..."

6. Адресация внушений к сердечно-сосудистой системе: "сердце работает
ровно, спокойно, приятно, теплота разливается по всему телу".

7. Словесные сигналы усыпления: "ничто не мешает наступающей дремо-
те, наступающему сну. Сон необходим, это сон лечебный, и все глуб-
же, все крепче вы засыпаете",

8. Внушения, адресуемые к общему тонусу: "состояние покоя и отдыха
нарастает... приятное чувство истомы, оцепенения и сонливости все
усиливается".

9. Внушения, адресуемые непосредственно ко второй сигнальной систе-
ме: "мысли приятно спутались в голове... забыты все тревоги, все
волнения дня, они улетели прочь... все окружающее безразлично для
вас",

10, Формирование зоны рапорта: "слышен только мой голос... каждое
мое слово глубоко западает в ваше сознание...".

Для углубления гипнотического состояния можно использовать
ритмический счет. С целью большей очерченности и контурирования
ритма мы предпочитаем мотивированное опосредование счета сло-
весной формулировкой. Например, "раз... дремота и сонливость еще
глубже охватывает вас...", два... приятным туманом охвачена голова"
(рифмование слов также способствует гипнотизации), все хорошо,
приятно спокойно отдыхает внутри, три..." и т.д.

Углублению гипнотического сна способствуют также ритмические
паузы длительностью в три, пять, десять минут. Более длительная
пауза может способствовать утрате гипнотического рапорта и пере-
ходу гипноза в естественный сон. Поэтому после углубления гипно-
тического сна перед формулой лечебных внушений, следует мотиви-
ровать сохранение рапорта, чтобы не утратить его: "вы хорошо и
внимательно воспринимаете мои слова, нервная система подготов-
лена для восприятия лечебных внушений..." Для целей активации в
формулу педагогических внушений следует вводить элементы моти-
вированной суггестии. Это возможно и в коллективе, несмотря на
разнообразие стимулирующих мотивов у каждого из участников ле-
чебной группы. Технически это осуществляется тактильным установ-
лением индивидуального рапорта (прикосновение ко лбу, к руке
испытуемого с применением словесного опосредования: "сейчас я

подойду к каждому из вас, положу руку на лоб и проведу индивиду-
альное внушение, относящееся к тому, кому я положу руку на лоб".
После того, как сформирован рапорт, психолог (врач) шепотом про-
водит индивидуальное внушение (или по радионаушникам в полный
голос) . Перед окончанием гипносуггестии дается установка на более
глубокую стадию сна в последующие сеансы: "с каждым последую-
щим сеансом лечебного сна вы будете засыпать все быстрее и глуб-
же". Перед пробуждением надо дать обязательную установку на
бодрствование, чтобы после сеанса гипноза испытуемые не ощущали
сонливости и каких-либо неприятных ощущений. "Теперь сеанс при-
ближается к окончанию. Я буду считать от пяти до одного и по счету
один легко и просто как бы сами откроются глаза и голова будет
ясной, светлой, бодрой и работоспособной, весь организм отдохнул,
набрался сил, энергии, здоровья, никаких неприятных ощущений
испытывать не будете, настроение будет ровное, спокойное, хорошее
самочувствие сохранится надолго... Итак, считаю, пять, туман из
головы начинает исчезать... - четыре - веки становятся легкими, три...
в руках и ногах появляется сила, упругость в мышцах, напряжение,
энергия, два... туман из головы исчез совершенно, веки совсем легкие,
один... легко и просто открылись глаза, вы бодры, энергичны, рабо-
тоспособны, голова ясная, готовы к действию".
б) Педагогическое внушение
Оно осуществляется тремя способами.
' 1. Внушение наяву, прямое . .

Цель - мобилизовать психологическую сферу личности человека
внушением без применения гипнотических воздействий.

Задача - показать психорегулирующий эффект очно, наяву, не
прибегая к косвенным или тормозным методам внушений.

Методика - вначале нужно особыми приемами (как правило мето-
дами проверки внушаемости) вызвать состояние сосредоточенного
внимания испытуемого и повышения его внушаемости посредством
безапелляционного директивного внушения тут же реализуемых воз-
действий.

Практика - педагог-психолог ставит испытуемого около стены,
пристально смотрит ему в глаза, безапелляционно заявляя, что сей-
час же он взглядом заставит его упасть назад, туда, к стенке*. Так
как это заявление сделано в авторитетной форме, оно, как правило,
туг же реализуется. Это повышает сразу же внушаемость испытуемо-
го и авторитет педагога. После чего и может реализовать практичес-
ки любую программу психорегуляции в зависимости от предложен-
ной педагогом, например, упразднить "лихорадку" перед завтраш-
ним экзаменом.
2. Внушение наяву, косвенное
Цель - мобилизовать психическое состояние с помощью косвен-

* Иногда педагогами применяются менее рискованные приемы авторитар-
ного внушения от 1 лица. Например: "Мои руки расходятся как крылья
птицы" или "Раскачиваюсь, ибо я огромный космический маятник".

ных внушений наяву.

Задачи аналогичные предыдущему методу психорегуляции кос-
венными приемами внушения. Методика аналогична предыдущей, но
внушения отличаются тем, что они не безапелляционны, а основыва-
ются на каком-то базисе, например, стоящему у стены по стойке
"смирно" учащемуся внушается, кроме прямого убеждения - "Завтра
ответишь хорошо!" тут же удается косвенное опосредование этого:
"Вы готовились к этой встрече. Вы предельно мобилизованы. Кроме
того, Вы очень внушаемы, а это очень хорошо, потому что я могу
внушить Вам нужное психологическое состояние. Вы мне доверяете,
ибо мои внушения нисколько не противоречат тем, которые Вам нужны
и которые предъявляет к Вам". Такие внушения могут проводиться,
как прямые, так и косвенные, и самими педагогами.

Л.П.Гримак приводит данные о возможностях моделирования в
гипнозе творческих состояний. Так известный американский психо-
лог Стенд и Криппнер (1968) справедливо рассматривает гипнотичес-
кое состояние как продуктивное, стимулирующее и мобилизующее
творческие процессы. По мнению этого автора гипноз способен ин-
тенсивно фокусировать сознание, в результате чего начинают само-
восприниматься подпороговые стимулы. Другой зарубежный ученый
Бауэре (1967) экспериментально на нескольких группах испытуемых
достоверно доказал, что гипнотическое состояние способствует по-
вышению творческих возможностей человека как за счет снятия
штампов мышления, выражающихся в привязанности к общеприня-
тым канонам, так и в результате повышения уверенности ("не боги
горшки обжигают", "все по плечу").

Гипнолог В-Л.Райков (1969, 1972) показал возможность активиза-
ции творческого процесса не только от непосредственной стимуля-
ции творчества словесными (вербальными) формулировками, но и
от "предлагаемых обстоятельств", и от образа значимой личности, в
которую "перевоплощается" испытуемый.

В экспериментах Н.А.Березанской (1975) получено повышение
уровня творческой работоспособности у актеров при вживании их в
образ "великого человека".

Например, актер К. направлен по совету психолога, обнаруживше-
го "зажимы" и снижение работоспособности перед киносъемкой. В
детстве отличался впечатлительностью, "примерял" к себе различ-
ные людские заботы и печали, иногда "западал" на самовнушенных
болезненных проявлениях и ощущал их со стороны различных внут-
ренних органов. Начал "прислушиваться" к себе, несколько раз ис-
пытывал "почти реальный до ужаса и до появления мурашек страх
умереть".

Цикличность самочувствия с годами определялась все четче, что
стало нарушать трудоспособность. Обратился за психотерапевтичес-
кой помощью.

По данным психологических исследований обладает высокой са-
мооценкой, спонтанностью, творческой активностью, но не всегда

воспринимает себя благоприятно. Цикличен, эмоционально лабилен,
сентиментален, иногда может растрогаться до слез. Наряду с демон-
стративностью и оптимизмом может давать преходящие депрессив-
ные реакции и полиморфные фобии (например, страх заболеть ра-
ком и т.п.). Тонкость восприятия сочетается с мягкостью, мечтатель-
ностью, конформностью. Адаптация к людям, которые раздражают,
дается ценой значительного нервно-психического напряжения. Обла-
дает повышенной впечатлительностью, внушаемостью, тревожностью,
ранимостью, выраженной интуицией. Все неудачи переживает весь-
ма болезненно. После спектакля долго пребывает в образе, не может
уснуть. Пришел за психологической консультацией в период после
спада настроения в связи с напряженной работой в кино. Учитывая
повышенную внушаемость артиста, "гуттаперчивость" и "мимозность"
его психики, было решено сразу же начать психогигиеническую ра-
боту по оптимизации его работоспособности с гипносуггестии. С
первого же сеанса, минуя сомноленцию, погрузился во вторую ката-
лептическую стадию гипнотического сна. И в последующем засыпал
в любом положении в стадии с выраженной восковидной ригиднос-
тью мышц, переходящий в сомнамбулическую фазу. Делались обще-
укрепляющие внушения, направленные на снятие страхов, на повы-
шение работоспособности, на оптимальную мобилизованность и
эмоциональную активность в период съемок. Отметив высокую эф-
фективность гипнотических воздействий на творческую работоспо-
собность, неоднократно на протяжении мескопьких лет по мере на-
добности прибегает к этим средствам.

Проявляет, однако, нежелание переходить на путь собственной
психической саморегуляции, не воспринимает других методов пси-
хогигиены (аутогенной тренировки, психофизической гимнастики),
несколько пассивен в выборе путей самореализации. Сейчас в хоро-
шей форме, активно работает в театре w кино.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СУГГЕСТОЛОГИЯ И СУГГЕСТОПЕДИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінювання вартості підприємства як цілісного майнового комплексу
Орфографія, морфологічний та фонетичний принцип правопису
Особливості банкрутства професійних учасників ринку цінних папері...
СУТНІСТЬ ТОРГІВЛІ, ГРОМАДСЬКОГО ХАРЧУВАННЯ ТА ЇХ ОРГАНІЗАЦІЯ
Цифрові системи передачі даних


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1773 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП