Все вышеназванные качества: активность, дисциплинированность и самостоятельность взаимосвязаны и способствуют формированию личности. Так, активность предполагает дисциплинированность, а дисциплинированность обеспечивает успешность выполнения само- стоятельной работы, самостоятельность требует дисциплинирован- ности, вместе с тем ее же укрепляет.
Формировать личность - это значит прежде всего формировать характер. Не случайно говорят: "Посеешь поступок - пожнешь при- вычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Типические, закрепленные в характере, свойства личности влияют на опыт личности и на поведение человека в целом. Под формированием личности надо понимать изменение психологи- ческой структуры личности, главным образом ее содержательной стороны, под влиянием внешних воздействий с помощью трениров-
ки, упражнения, обучения и воспитания (К.К. Платонов).
Формирование характера состоит из формирования психических процессов, психических состояний, свойств личности, свойств харак- тера и его черт.
Под тренировкой понимается самый элементарный вид формиро- вания личности, в основе которого лежит только систематическое повторение определенных действий, а результатом является закреп- ление повторяемых процессов, тренировка используется для закреп- ления нужных свойств личности (см., например, методику аутотре- нинга во второй части пособия).
Упражнение как вид формирования личности и коллектива, опира- ется на тренировку, но дополняется наличием знания упражняющи- мися результатов каждого упражнения и их стремлением от раза к разу улучшать свои показатели. Успешность упражнений достигается при следующих основных психологических условиях:
- определенной конкретной цели каждого упражнения - чему научиться и до каких показателей правильности, точности и быстро- ты действия;
- наличии не только знаний, но и ясных представлений о после- довательности и технике выполнения предстоящих действий, кото- рые должны осваиваться в упражнении;
-предварительном освоении правил выполнения предстоящих действий;
- многократном выполнении упражняемых действий в целях до- стижения все возрастающей точности, быстроты действий, а также контроле и руководстве со стороны обучающего.
Различают и этапность упражнений: ознакомительные-пробные- основные-тренировочные.
Обучение как вид формирования личности и коллектива опирает- ся на упражнение, но дополняется обеспечением связей нового со- держания каждого упражнения с уже ранее освоенным, обучение применяется с целью формирования требуемых знаний, навыков и умений, которые могут закрепляться тренировкой.
Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями, приобретаемыми в процессе обучения, со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание - самый эф- фективный метод руководства, и вместе с тем оно само требует управления.
Первостепенное значение в воспитании имеет личность педагога- мастера. Не подавляя, а развивая самостоятельность учащихся, мастер тем самым развивает их активность, умственные и творчес- кие способности.
Творческое мышление - в процессе учебной деятельности - одно из важнейших условий активности учащихся, без которой формиро- вание его самостоятельности не может быть успешным. Активность - "сердцевина" самостоятельности и одно из важных условий про-
дуктивной самостоятельной учебной, творческой и профессиональ- ной деятельности.
Формирование самостоятельности - это не развитие индивиду- ализма, а развитие индивидуальности, наилучший путь развития самостоятельности человека. Это вовлечение в коллективную совме- стную деятельность. Именно в коллективном труде учебной группы каждый из учащихся получает возможность объективно оценить свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверен- ности, воочию убедиться в своих промахах и ошибках. В условиях учебной совместной деятельности творческого коллектива, где один смотрится в другого как в зеркало, решающую роль играет самосто- ятельность всего коллектива в целом (подробнее см. раздел "Эле- менты социальной психологии"). Общение с другими людьми созда- ет предпосылки и для самовоспитания, ибо в общении, где имеет место так называемая "социальная перцепция", осуществляется вос- приятие человека человеком и познание людьми друг друга.
Воспитание характера немыслимо и без требовательности, о ко- торой хорошо писал А.С. Макаренко: <Можно оставить вспыльчивый характер? а как, кстати, среди нас будет жить человек со вспыльчи- вым характером, и он может обругать, а потом скажет: "извините, у меня вспыльчивый характер" ... должна быть серьезная система требований к человеку, и только это может привести к тому, что у вас будет развиваться в первую очередь требование к себе...
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формирование характера и личности» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»