Воображение бывает активным, произвольным, когда образы воз- никают преднамеренно в связи с заранее поставленной целью. В произвольном воображении присутствуют сознательное целеполага- ние, усилие, поиск, отбор, анализ и синтез представлений и знаний
по воссозданию образа.
Произвольное воображение бывает также репродуктивным м твор- ческим. Репродуктивным или воссоздающим называется такое вооб- ражение, в процессе которого образы создаются на основе личного опыта и имевшихся ранее восприятий в соответствии с имеющими- ся уже сведениями об объекте. Например, при чтении художествен- ного произведения на основе созданных автором образов читатель домысливает в воображении, воссоздает индивидуальную картину, например, портреты персонажей, ситуации. В более высокой степе- ни им является творческое воображение, которое направлено на создание нового оригинального образа, идеи, причем новое может быть субъективным, то есть новым и объективным только для данно- го индивида , никогда не существовавшем-ни в материализованном, ни в идеальном виде. Творческое воображение может быть матери- ализовано, но может и оставаться на уровне мыслительного процес- са в виде идеального.
Одним из механизмов воображения является эмпатия (сочувствие, сопереживание), которую мы разберем подробнее во второй части пособия. По мнению Е.Я. Басина наиболее удачным определением эмпатии является следующее: "Эмпатия - это воображаемое пере- несение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирова- ние мира по его образцу. Из этого определения следует, что эмпатия - это один из механизмов воображения'.
Согласно эмпатической теории в основе творческого воображения лежит "раздвоение" психики (как на уровне сознания, так и бессоз- нательного), и его регулирующего центра: "Я" - не реальное "Я" и воображаемое "Я". Е.Я. Басин пишет: "Воображаемое творческое "Я" - это собственно и есть творческий компонент, творческая подсис- тема "Я". Это "Я" одновременно является воображаемым и вообра- жающим. Воображаемым называем его потому, что оно занимает в идеальном плане точку зрекия иную, чем у реального индивида".
' Басин Е.Я. К вопросу о взаимоотношениях "Искусство знания и психологии художественного творчества.// Методология современного искусствозна- ния. - М., 1983.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация воображения» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»